5 февраля 2018

Социальный видеоролик Комитета по делам архивов Пензенской области

 19 января 2018

Февральская революция 1917 года в Пензе: как это было.

             

 19 января 2018

Видеосюжет посвященный акции "100 лет назад"

     

 15 июня 2017

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

 2 ноября 2016

Важнейшее из искусств

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 30 марта 2016

В.О. Ключевский и Пензенский край

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 

 

ИСТОРИЯ ПЕНЗЕНСКОГО ТЕАТРА

 Печать
Главная » Выставки
11.09.2019 20:08

                                

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 181 "О проведении в Российской Федерации Года театра" по инициативе Комитета по делам архива Пензенской области сотрудниками ГБУ «Государственный архив Пензенской области» подготовлена выставка уникальных документов и фотографий, рассказывающая об истории пензенского театра на протяжении его более чем 200-летней истории.

 

                      

                       Театры до 1917 года                             Драмтеатр

 

                                                    

                        Театр оперы и балета                      Кукольный театр

 

Первый пензенский театр был создан 24 ноября 1793 года. Инициатором его создания выступил вице-губернатор И.М. Долгорукий. Была поставлена комедия Екатерины II в 5 действиях, изданная в Санкт-Петербурге в 1785 году. Играли дворяне-любители и сам И. М. Долгорукий. Сначала театр размещался в доме вице-губернатора, где ставились комедии его собственного сочинения, затем чиновник уголовной палаты Д. Е. Полочанинов (Полчанинов) согласился представить под театр свою усадьбу в центре города и крепостных для строительства.С участием князя спектакли шли каждую неделю.Вход на спектакли был бесплатным. Просуществовал театр до 1797 года.

26 октября 1806 года, через 9 лет после отъезда И. М. Долгорукого в Москву, пензенский дворянин, надворный советник Г. В. Гладков отправил на имя губернатора Ф. Л. Вигеля прошение, в котором говорил «о позволении завести в городе Пензе театр» Не сохраненное временем здание театра располагалось на месте, где позднее находился магазин «Дон» . (угол улиц Замойского, бывшей Пушкарской, и Кирова, до революции именовавшихся Нижне-Посадской, 1-й Спасской, Троицкой). Этот участок (от улицы Замойского до улицы К. Маркса) в прошлом ,называли Театральной улицей . Первым владельцем и основателем Пензенского крепостного театра был Г. В. Гладков, «в ведомстве» которого тот находился с 1806 по 1820–1821 год.

После смерти Г. В. Гладкова в 1821 году крепостной театр вместе с поместьями перешел к сыну.Владельцы театра, и отец, и сын, проявляли к своим крепостным, в том числе и актёрам, жестокий произвол, безудержную жестокость. Нередки были жалобы на них об издевательствах и истязаниях. Барщинные крестьяне и дворовые слуги зачастую совершали побеги, уходя даже за Урал от помещичьего самодурства. Были даже попытки убить хозяина. В репертуаре театра в основном были комедии как отечественных, так и зарубежных авторов.Закрыт театр был в 1829 году.

Возрождение театра началось при новом владельце усадьбы Гладковых— Иване Николаевиче Горсткине. В 1836 году Горсткин купил бывшую усадьбу Гладкова, выставленную на торги за долги ее хозяина. Вначале театр Горсткина был не совсем таким, каким мы его видим на старых фотографиях, где он воспринимается двухэтажным.Имея страсть к строительству, Иван Николаевич на своей усадьбе постоянно что-то перестраивал, пристраивал и надстраивал, так что здание постоянно видоизменялось. После смерти в 1876 году И. Н. Горсткина усадьба вместе с театром перешла к его сыну — Льву Ивановичу Горсткину.

За многие годы существования театра Горсткиных на сцене его побывало немало замечательных артистов. Так, в 1864 году пензенскую публику в неописуемый восторг привела игра выдающегося негритянского актера Айры Фредерика Олдриджа, исполнителя шекспировских ролей. Новым владельцем Зимнего театра, как еще называли театр Горсткина, стал Петр Михайлович Вышеславцев, купивший усадьбу с торгов летом 1894 года. Театр Вышеславцева принимал на своей сцене известных служителей Мельпомены, ставших впоследствии Народными артистами России.

К летнему сезону 1875 года купец 2-й гильдии Фристет построил на Верхнем гулянье новый театр, и 2 июля губернатор А. А. Панчулидзев сообщил в Петербург, в Главное управление по делам печати: «...в г. Пензе, кроме зимнего театра в доме господина Горсткина... в городской роще выстроен ещё летний театр...»

Главным итогом этого времени стало создание местной интеллигенцией — С.С.Колпашниковым, Д.С.Волковым, А.А.Косминским, В.Е.Благославовым — «Общества драматического кружка им. В.Г.Белинского», имевшего культурно-про­светительские цели. Обществу удалось объеди­нить несколько любительских театров. Первый бесплатный спектакль по пьесе А.Н.Островского «Бедность не порок» состоялся 15 мая 1896 г. по случаю Св. коронования Их Императорских Высочеств. С денежных доходов от спектаклей на открытой сцене Общество осуществляло под­держку воскресных школ и читален, погорельцев, неимущих студентов. Новый театр получил название народного. Через несколько лет в нем появилась постоянная труппа актеров.

В 1911 г. Пен­зенская городская Дума объявила конкурс на разработку проекта народного дома и его по­стройку, победителем в котором вышел провин­циальный архитектор Алексей Евгеньевич Яков­лев. Но начатое строительство затормозилось в связи с Первой мировой войной. Возникшие денежные трудности вызвался устранить пензен­ский купец Алексей Григорьевич Кузнецов, пред­ложивший городской Думе беспроцентный заём в размере 100 000 рублей. 20 сентября 1916 года на Базарной площади Пензы состоялось открытие Народного дома имени Императора Александра II. Новое трёхэтажное здание, фасад которого был выдержан в стиле позднего модерна, возводилось из серого лицевого кирпича. Первый спектакль, поставленный драматическим кружком имени В. Г. Белинского, арендатором Народного дома, состоялся 2(15) октября. Пензенцам была показана комедия А. Н. Островского «Бедность не порок».

Открытие народного дома не оставило театру Вышеславцева никаких надежд на дальнейшее существование. Его владелец еще пытался как-то продлить его дни, перепрофилировав под электротеатр. Но революция лишила здание законного хозяина. Здание клуба было брошено, разграблено, приведено в полнейшую негодность и, наконец, сломано совсем.

13 апреля 1918 года местные «Известия» сообщили, что при союзе печатников создана культурно-просветительная комиссия и организован рабочий театр. Через месяц «П. Б. П. («Пензенское бюро печати») информировало о национализации пензенских театров и кинотеатров. 11 мая те же «Известия» поместили информацию о создании в Пензе Советского Летнего театра. размещался он на старом месте, на Верхнем гулянье и носил имя В. Г. Белинского.

После установления Советской власти участники драматического кружка имени В. Г. Белинского организовали профессиональную театральную труппу, которая с осени 1918 года стала именоваться гарнизонным театром. Его возглавил известный антрепренёр, актёр и режиссёр П. П. Струйский (1862–1925). Пётр Петрович, по данным «Театральной энциклопедии», начал антрепренёрскую деятельность в 1891 году в Тамбове. Можно добавить, что в начале этого года он приезжал в Пензу, где состоялся его бенефис. 25 октября 1920 года Президиум губисполкома вынес постановление о присвоении Пензенскому театру губотнаробраза, преемнику гарнизонного театра, имени наркома просвещения А. В. Луначарского. С этого времени он уже начал действовать как постоянный коллектив, который в разные годы возглавляли видные режиссёры-постановщики. Дважды приезжая в Пензу – в 1924 и 1929 годах – Луначарский выступал со сцены Народного дома. Как свидетельствует история, нарком просвещения отмечал, что в России есть только два строения, которые имеют необыкновенные акустические свойства. И одно из них – это пензенский театр.

В 20-е годы XX века в Пензенском театре работали режиссёры А. А. Трубецкой, А. Г. Ридаль, Н. И. Собольщиков-Самарин, А. И. Канин, С. М. Муратов. Наиболее яркими актёрами в ту пору были Н. Н. Масальская, В. П. Шарлахов, И. А. Слонов, М. В. Зенина, М.Горская, Н.Костюрина, С.Неделин, Д.Смирнов. Пьесы ставились тогда что называется «на скорую руку», игрались с суфлёрами, выдерживали всего от трёх до десяти представлений. При этом в сезон ставилось много пьес.

С момента ликвидации Пензенской губернии в 1928 году театр начинает переживать трудности с финансированием, из-за чего сокращается число спектаклей, выпускаемых в сезон. Но в те же годы, несмотря на трудное положение были реконструированы помещения театра, а на сцене был установлен поворотный круг. В 1937 году вышло решение Всесоюзного комитета по делам искусств «О стационировании периферийных театров, переводе их на работу с постоянными актёрскими труппами».

В 1939 году образована Пензенская область, Пенза становится областным городом, а театр им. А. В. Луначарского областным театром. В репертуар театра в те годы вошли пьесы Максима Горького, Николая Погодина, Всеволода Вишневского. На сцене блистали актрисы П.Кирсанова, Н.Костюрина, Н.Парамонова, К.Ангарская. В период Великой Отечественной войны в театре шли пьесы современных авторов: «Машенька» А.Афиногенова, «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет» К.Симонова, а также произведения А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. С. Грибоедова. Тематика военных лет закрепилась в репертуаре надолго. Одним из первых театр инсценировал роман А.Фадеева «Молодая гвардия».

2 января 2008 года в театре произошел сильный пожар, который практически полностью уничтожил внутренние конструкции его здания, оставив одни внешние стены. В феврале-июне 2008 г. сгоревшее здание театра было полностью снесено. Был проведен открытый конкурс на архитектурный образ нового здания театра. В конкурсе участвовали наиболее авторитетные мастерские и проектный институт города Пензы.

На конкурсе было выставлено более 10 вариантов архитектурного решения здания, отличающихся между собой объемно-планировочным решением, архитектурным решением фасада (от классики до хай-тека). В итоге большинство голосов (учитывались так же голоса жителей города), жюри присудило проекту выполненному персональной творческой мастерской под руководством А.А. Бреусова (гл. арх. проекта А.В. Чибирева, автор архитектурного решения фасадов И.А. Кудряшов)с классической схемой планировочного решения для зданий театра и фасадом в стиле неоклассика.

Одна из самых интересных страниц в истории пензенского театра является деятельность Федора Петровича Вазерского и основанного им в нашем городе Театра оперы и балета. Один из блистательных деятелей музыкальной культуры Фёдор Петрович родился в Пензе в боговерческой семье, поэтому своё образование он получил в местной духовной семинарии. Рано обнаружившийся стройный голос и музыкальный слух привели его в 1903 г. в музыкальное училище, которое он окончил в 1907 г. Вазерский поступает в Московскую консерваторию, откуда в 1913 г. выходит сложившимся профессиональным музыкантом. В 1918 г. Фёдор Петрович возглавил подотдел искусств Пензенского губернского военкомата и приложил немало усилий для консолидации пензенских музыкантов в рамках Народной консерватории, торжественное открытие которой состоялось 18 ноября 1918 г.

В 1920-х гг. Фёдор Петрович работал вне Пензы, создавая оперные театры в городах Самаре, Саратове, Алма-Ате. В 1938 г., будучи уже пожилым человеком, Ф П. Ва­зерский возвращается в Пензу. Этот неутомимый музы­кант и организатор становится художественным руководи­телем Дома Культуры им. С. М. Кирова, организует сим­фонический оркестр и создает «рабочую оперу». Дирекция Пензенского велозавода и завком поддержали эту иници­ативу. Было поставлено около 10 опер: «Тихий Дон», «Русалка». «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник» и другие. Исполнителями были слесари, токари, служа­щие— участники заводских хоровых коллективов. Рабо­чая опера помогла созданию в декабре 1941 года в Пен­зе нового оперного театра. Вначале театр помещался в по­мещении Концертного зала, а затем, с 1943 года, в поме­щении, где сейчас находится клуб им. Дзержинского. Состав оперы насчитывал около 250 человек. Ставились оперные спектакли русских, западных и советских компо­зиторов. Работала опера до 1948 года.

В мае 1942 года шесть актёров-энтузиастов организовали при театре миниатюр (он размещался в Доме Красной Армии) кукольную бригаду. Через год её узаконили, приняв официальное постановление о создании в Пензе театра кукол. Теперь куклы могли более свободно смешить бойцов. За время войны в прифронтовой зоне было сыграно 250 спектаклей. В репертуар входили сказки: «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова и «Гусёнок» Н. Гернет, «Каштанка»(по А. П. Чехову), пьесы для взрослых. Одним из организаторов кукольного театра был М. С. Калакин. Бывший артист Николаевского драматического театра, Михаил Степанович в 1942 году оказался в Пензе, с которой и связал свою жизнь. Вместе они выступали в госпиталях, на железнодорожных платформах, в летнем театре парка имени В. Г. Белинского, в школах, выезжали на фронт. Театру было присвоено имя Героя Советского Союза З. А. Космодемьянской. С 1946 по 1991 г. театр неоднократно менял место жительства.В 1977 г. театр переехал на Московскую, 17, но в августе 1991 г. здание признали аварийным и уходящая в отставку партия отдала театру одно из своих помещений по ул. Чкалова 35, где он сейчас и находится под новым именем "Кукольный Дом", и старается быть Домом для всех, кто ко в него приходит. Помимо стационарной работы, Пензенский театр кукол практикует проведение спектаклей в детских садах и школах различных населённых пунктов Пензенской области За последние 20 лет театр принимал участие во многих всероссийских и международных фестивалях в Нидерландах, Турции, Венгрии, Польше, Сербии.

Областной театр юного зрителя был открыт в Пензе 23 марта 1935 года в помещении клуба имени Первого мая спектаклем «Клад» по пьесе Е.П. Шварца (художественный руководитель В.И. Отрадин, художник А.С. Шурчилов). В труппе было 18 актеров. За 1935 год поставлено 8 спектаклей, в том числе «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Чапаев» Д.И. Фурманова, «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, «Брат» Н.Ф. Погодина, «Адвокат Патлен» С.А. Ауслендера. ТЮЗ закрылся в том же году из-за финансовых трудностей.

Возрождение театра юного зрителя в Пензе состоялось спустя 54 года — в 1989 году по инициативе заместителя председателя правления Советского фонда культуры Георга Мясникова. Директором вновь открытого в театра стал В.Л. Школьник, ранее возглавлявший пензенский кукольный театр. Сезон был открыт 14 марта 1992 года премьерой спектакля «Смерть Ван Халена» по пьесе Алексея Шипенко в постановке Геннадия Мая. С 1992 по 1994 годы он был главным режиссером театра. За это время Геннадий Май поставил спектакли «Иван-царевич» по произведению Юлия Кима, «Мэри Поппинс» по книгам Памелы Трэверс, пьесу «Билокси-блюз» Нила Саймона и «Влюбленный дьявол» Нины Садур. Позднее с театром сотрудничали режиссеры: В.Л. Чертков, О.А. Белинский, В.П. Пинчук, В.П. Баронов, Ю. Александров, А.А. Тер-Казаров, С.А. Герасимов. В начале 90-х театру юного зрителя было передано бывшее здание дворянского собрания на улице Кирова, где сейчас располагается Законодательное собрание Пензенской области. Постройка конца XVIII века требовала капитального ремонта, однако из-за недостатка средств ремонтно-строительные работы затянулись на несколько лет. Недостроенное здание стало лишь производственной базой театра. Для репетиций и проката спектаклей ТЮЗ много лет арендовал сцену Дворца пионеров и школьников на улице Бекешской, а также играл спектакли в других дворцах культуры. С 2009 года, когда здание дворянского собрания было передано Законодательному собранию Пензенской области, театр юного зрителя арендовал часть помещений бывшего кинотеатра «Октябрь» на улице Кирова. Весной 2011 года ТЮЗ переехал в бывший дом культуры бумажной фабрики «Маяк революции» на улицу Тарханова.


p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; background: transparent none repeat scroll 0% 0%; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 10pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 10pt; }p.ctl { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 10pt; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; }

Все выставки »
» Последнее в разделе:
7.07.2021 13:17 Виртуальная выставка, посвященная 110-летию со дня рождения И.Г. Арямова краеведа, заслуженного работника народного образования
26.05.2021 06:48 Виртуальная выставка, посвященная 210-летию со дня рождения В.Г. Белинского.
18.03.2021 08:29 Виртуальная выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Г.В. Мясникова
18.02.2021 22:47 Пенза в составе Средневолжского края (1928-1937года)
21.01.2021 06:25 Виртуальная выставка,посвященная 180летию со дня рождения В. О. Ключевского
16.12.2020 14:51 Выставка, посвященная истории Пензенской духовной семинарии.
14.09.2020 05:44 50 лет научно-методическому совету архивных учреждений Приволжского федерального округа
2.09.2020 23:24 Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна
13.03.2020 07:49 75 лет победы
3.02.2020 07:49 История Первой мужской гимназии г. Пензы.