5 февраля 2018

Социальный видеоролик Комитета по делам архивов Пензенской области

 19 января 2018

Февральская революция 1917 года в Пензе: как это было.

             

 19 января 2018

Видеосюжет посвященный акции "100 лет назад"

     

 15 июня 2017

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

 2 ноября 2016

Важнейшее из искусств

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 30 марта 2016

В.О. Ключевский и Пензенский край

Из фондов Государственного архива Пензенской области

100 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХИВЕ

 Печать
Главная » Новости
29.07.2019 04:24

  Интересный факт № 14

Штирлиц и Пензенский край.

       

                                        В. П. Тишаев (Штирлиц) слева, В.Н. Налобин (Шелленберг)справа                                                                                           

Придуманный Юлианом Семеновым советский разведчик Всеволод Владимирович Владимиров (он же Исаев, он же Штирлиц) ни в одной из книг знаменитого советского детектива в Пензе не был. Не связаны с нашим городом и его возможные прототипы – Яков Блюмкин, Вилли Леман и Михаил Михалков. Тем не менее, пензенские театралы знали содержание легендарного советского многосерийного кинофильма «17 мгновений весны» еще в 1970 году, за 3 года до выхода фильма на широкий экран.

Не все знают, что у легендарного персонажа многих советских фильмов (и огромного количества народных анекдотов) очень интересная литературная биография. И первоначально он был придуман для театра. Впервые советские читатели узнали о доблестном красном разведчике Максиме Максимовиче Исаеве (настоящее имя Всеволод Владимиров), действующим в тылу белого правительства на Дальнем Востоке в 1964 г. В этом году Юлиан Семенов написал пьесу в трех действиях «Совершенно секретно или Шифровка для Блюхера». В сюжете пьесы, несмотря на обилие персонажей, Исаев играет довольно значительную роль. Исаев и Владимиров – псевдонимы легендарного советского разведчика Якова Блюмкина. Вспоминать о нем в советские годы было опасно для писательской карьеры. Но к счастью цензура упустила этот факт. Впервые пьеса была поставлена в Хабаровском краевом театре драмы, затем в самодеятельном театре окружного Дома офицеров Советской Армии Забайкальского ВО. К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции пьеса была поставлена в Калининском драматическом театре. Жаль, но сегодня уже не удается установить актеров и режиссеров данных постановок.

В 1966 году пьеса превратилась в роман «Пароль не нужен». Автор существенно раздвинул художественные рамки текста, снабдив его ссылками на исторические документы. А также, вместо счастливого возвращения после удачно проведенной операции, Исаев уходил за границу, вместе с остатками Белой гвардии. В 1967 году роман был экранизирован.

Параллельно с этим в 1964-1965 годах Семенов работал над романом посвященном деятельности разведывательной группы «Голос», которая в январе 1945 г. спасла город Краков от уничтожения. Доподлинно неизвестно, в какой именно момент автору пришла в голову идея ввести в роман советского разведчика, действующего под именем Штирлиц. И планировал ли он изначально, что Штирлиц и Исаев – это будет один и тот же персонаж. Но в итоге, действующий в нем Штирлиц (который не является центральным персонажем) – это уже проработавший более 20 лет за границей советский разведчик Исаев. Когда, в 1991 г. Семенов дорабатывал текст «Майора Вихря» он существенно расширил роль Штирлица, введя его в число главных героев.

К сожалению , в процессе работы над сценарием одноименного фильма 1967 образ Штирлица был вырезан ( о чем Семенов впоследствии очень жалел).

В 1968 г. (по другим сведениям 1969 г.) появляется пьеса «Провокация» с уже полномасштабным участием Штирлица. В ней он, скрываясь под видом журналиста, выстраивает хитрую комбинацию по уничтожению агента SS в нейтральной стране. Как говорит сам Семенов, эта пьеса была пробой пера перед написанием другой пьесы про Штирлица. В середине 1969 г. была опубликована пьеса в двух частях «17 мгновений весны», в которой уже есть все те персонажи, из-за которых мы будем любить фильм. Меньше, чем через полгода выходит и одноименный роман. Пьеса была сразу же поставлена в нескольких театрах страны.

Остросюжетная пьеса заинтересовала Пензенский драматический спектакль. В конце 60-х годов он переживал не лучший период своей истории. В шестидесятые годы из театра ушёл главный режиссёр Николай Иванович Верминский, возглавлявший его около пятнадцати лет и поставивший на его сцене более сорока прекрасных спектаклей, вызывавших теплые отклики в душах зрителей. Несмотря на то, что в тот период была собрана труппа из талантливейших актеров, театр в 1969 г. провалил план по доходам, уйдя в минус по итогам театрального сезона. Старые спектакли не обновлялись, а новые создавались с трудом и нередко проваливались не находя отклик у зрителя.

Поставленная в 1968 году пьеса «Лодка» закончилась полным провалом для театра. А тут еще и столетие В.И. Ленина с очередным юбилеем Победы. Нужно было срочно искать выход – ставить что-то современное, что могло увлечь зрителя. А также улучшить мнение о театре в областном управлении культуры.

После многочисленных споров,которые продолжались не один месяц выход был найден. Решили взяться за новую пьессу молодого советского журналиста Ю. Семенова. Худсовет театра первоначально отнесся к спектаклю отрицательно. Долго сомневались в успехе, даже считали спектакль однодневкой, которая не зацепит зрителя. Смущало художественный совет и то, что в отличие от многих советских фильмов, немцы в пьесе показаны не ходульными злодеями, а живыми людьми (за это кстати, критиковали позднее и одноименный фильм). Спектакли на военную тематику ставились в Пензе и раньше, но не с таким количеством немецкой формы и тем более декораций.

Главному режиссеру театра Рубену Раффовичу Вартапетову помогали два дополнительных режиссера ( актеры В.П. Налобин и А.С. Гуляев). В главных ролях были задействованы Владимир Петрович Тишаев (Штирлиц), Владимир Никифорович Налобин (Шелленберг) и Петр Михайлович Кирсанов (Мюллер). Все впоследствии заслуженные артисты РСФСР. Первые репетиции прошли тяжело. Массовку пришлось учить ходить строевым шагом. Первоначально неудачно были пошиты костюмы и сделаны декорации. Выручили коллеги из Хмельницкого областного драматического театра (Украина), прислав часть театрального реквизита.

Окончательно судьба спектакля была решена 23 октября 1970 г. На совещании худсовета он был принят и в ноябре многострадальный спекталь Р.Р. Вартапетова наконец увидел свет рампы. Опасения худсовета оказались напрасными.

Спектакль публике понравился. За сезон 1970-1971 гг. было дано 67 спектаклей, которые посетило почти 30000 зрителей. Больше в тот сезон было только у «Пеппи Длинный чулок» с М. Светиным. Другие спектакли для сравнения с трудом набирали за год 10000-15000 зрителей.

Казалось бы, ситуация в театре была исправлена. Но в конце 1970 г. Р.Р. Вартапетов все таки уходит и на его место приходит один из лучших режиссеров в истории нашего театра – Семен Моисеевич Рейнгольд. Спектакль с репертуара не снимают но в сезон 1971-1972 гг. он уже не попадает. Знало бы руководство театра , какой успех будет у Штирлица в дальнейшем... В документах театра, к сожалению, не сохранилась информация о причинах снятия «Мгновений» с пензенской сцены.

В книге Олега Савина спектакль упоминается только в главе о В.Н. Налобине. О деятельности Р.Р. Вартапетова вообще ни слова.

Материал подготовлен по документам Государственного архива Пензенской области и открытых источников.

Все новости »
» Последнее в разделе:
4.10.2019 12:10
17.09.2019 02:06 В честь кого названы улицы Пензы? Улица Измайлова.
11.09.2019 17:04
5.09.2019 08:05
5.09.2019 05:56 Личный фонд братьев Кутузовых в Государственном архиве Пензенской области
29.08.2019 08:49
28.08.2019 12:29
28.08.2019 11:19
26.08.2019 07:21 Старинные документы Государственного архива Пензенской области станут доступны всем
22.08.2019 08:31