5 февраля 2018

Социальный видеоролик Комитета по делам архивов Пензенской области

 19 января 2018

Февральская революция 1917 года в Пензе: как это было.

             

 19 января 2018

Видеосюжет посвященный акции "100 лет назад"

     

 15 июня 2017

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

 2 ноября 2016

Важнейшее из искусств

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 30 марта 2016

В.О. Ключевский и Пензенский край

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 Печать
Главная » Новости
29.01.2020 13:50

Леонченко Николай Константинович - командир звена 85-го авиационного полка Северо-Западного фронта, капитан.

За помощь в подготовке материала автор благодарит Антона Саломатина и Сергея Самарина.

Из официальных советских справочных данных

«Родился 25 августа 1912 года в городе Корсунь, ныне Корсунь-Шевченковский Черкасской области Украины. Украинец. Член ВКП(б) с 1938 года. Окончил 7 классов. В Красной Армии с 1933 года. Служил красноармейцем 1-й кавалерийской дивизии, через год был направлен в военную авиационную школу пилотов. В 1935 году, после её окончания, служил в ней, а затем в Ейской военно-морской авиационной школе инструктором-лётчиком. В 1938 году окончил курсы усовершенствования командного состава.

Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. Командир звена 85-го авиационного полка (Северо-Западный фронт) капитан Николай Леонченко совершил двадцать два боевых вылета, из них двенадцать ночью, на бомбардировку железнодорожных узлов, портов, аэродромов, военно-промышленных объектов противника. Капитан Леонченко Н.К. первым в полку применил бомбометание с малых высот, провёл исследовательскую работу по слепой посадке самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» капитану Леонченко Николаю Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 309).»

У пытливых читателей может возникнуть мнение, что получение звания героя для лётчиков-бомбардировщиков за выполнение заданий и отсутствие боевых потерь странно. Но если проанализировать действия советских ВВС в Зимней войне то это очень достойная награда. Вообще, воздушная война в морозном небе Суоми одна из самых сложных тем: и советские и финские официальные данные намного превосходят реальные цифры потерь и побед.

По советским данным было сбито самолётов больше, чем все финские ВВС с учетом неисправных самолетов и гражданской авиации. Рисовали фантастические победы и финские штабы. Несмотря на то, что война давно закончилась, и отношения России с Финляндией лучше, чем со многими постсоветскими республиками, обсуждение этой темы выливается обычно в очередное жестокое противостояние. Поэтому автор брал намеренно только отечественные данные, чтобы не получить обвинения в симпатии к голубой свастике.

В начале войны советские летчики не считали финнов опасным противником. Считалось, что противник летает на «устаревших раритетах» которые не представляют опасности. Авиация страны Суоми состояла из архаичных бипланов «Бристоль Бульдог» и довольно надежных, но все равно уступающих по вооружению советским И-16 монопланов Фоккер D.XXI с неубирающимся шасси (и это в 1939 году). Часть из этих самолетов оказалась неисправна в начале войны. Финским пилотам строго-настрого было приказано избегать встреч с советскими истребителями и стараться беречь себя и технику.

Считая, что победа будет легкой, советское командование в декабре 1939 года стало отправлять быстрые бомбардировщики СБ и дальние ДБ-3 без прикрытия (мощное вооружение и высокая скорость должны были гарантировать успех и отогнать финские истребители). То, что произошло в дальнейшем, повергло летчиков в полный шок. Уже 1 декабря во время налета на финский аэродром Уммола, убежденные в своей безнаказанности советские пилоты, проигнорировали финские истребители и даже не перестроились для обороны. В итоге, 4 самолета не вернулось на базу. Только по официальным советским данным (финские дают просто запредельные результаты) в декабре было потеряно 134 самолета (цифра взята из отечественного трехтомника Михаила Маслова «СБ»). При этом командование ВВС заявило о 300 сбитых финских самолетах. За такие приписки никто наказания не понес.

Поистине «черным днем» стал для советских летчиков 6 января, когда при возвращении после бомбежки станции Куопио из семи бомбардировщиков 6-го ДБАП, в течение непродолжительного воздушного боя было потеряно шесть(!) самолетов ДБ-3 - целая эскадрилья во главе с комэском майором Майстренко (восьмой бомбардировщик этой же эскадрильи был сбит еще на пути к цели). Но проблемы, созданные применяемой тактикой, были не единственные: никаких антиобледенительных устройств самолеты не имели.

Относительно стекол в техописании указывалось следующее: «Очистку стекол фонаря пилота от снега и льда можно производить в полете на минимальной скорости. Открыв подвижную часть фонаря, протереть перчаткой те стекла, куда достанет рука пилота». Как говорится, простенько, но со вкусом. Понятно, что с подобными «руководящими указаниями» летный и технический был просто обречен на «проявление массового героизма», при преодолении уже одних только преград, созданных природой. Еще одной головной болью стала нижняя турель на бомбардировщиках, где радист должен был бегать от одного пулемета к другому. К довершению всех бед от мороза часто отказывали стойки шасси. Большое мастерство и мужество проявляли механики. Например, в 53-м ДБАП (Дальнебомбардировочном авиационном полку) механики за сутки на бомбардировщике сменили оба мотора и уже утром машина ушла в воздух. Термометр между тем даже днем показывал -35C. О том, сколько было ночью, участники войны предпочитали не вспоминать — один финский офицер говорил, что не хватало шкалы на градусниках.

На этом фоне действия 85 авиационного полка можно назвать выдающимися - За период боевых действий с 25.12.1939 г. по 13.03.1940 г. было потеряно 8 самолетов, из них 4 не вернулись с заданий, 4 потеряны по эксплуатационным причинам. Заявляли летчики и о сбитых финских самлетах. Всего летчики части совершили 454 вылета, в т. ч. 208 днем в облачную погоду, 203 ночью, 24 днем в ясную погоду. Другие части в облачную погоду часто вылетать не рисковали. 19 раз применялись бомбардировки с пикирования.

Отправить такую махину как СБ в пике очень опасно и требовало большого опыта управления самолетом. По итогам войны три человека из состава полка стали Героями Советского Союза: майор И.П. Журавлев, капитаны Л.В. Виноградов и Н.К. Леонченко. Только в феврале командование начало использовать бомбардировщики более рационально — каждый вылет начали сопровождать истребители прикрытия, соответственно, финские летчики уже не могли безнаказанно сбивать советские самолеты. Стал сказываться и растущий опыт. Потери фоккеров начали расти. Появились первые советские асы-истребители. Самым знаменитым стал Яков Михин. 29 февраля 1940 года после полудня 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти. Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей. Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «Фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб. Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Надо сказать, что Михин прошел всю Великую Отечественную, а после продолжил служить в ВВС

В конце войны финны уже не берегли свои старые истребители — начали вводиться в строй приобретенные в рамках военной помощи качественно превосходящие советские И-16 истребители «Баффало», «Мараны» и «Фиаты». «Звездный час» этих машин наступит в 1941 году, когда обороняться и стараться уходить от атак будут уже советские летчики, но это уже другая история.

20 декабря 1941 года майор Леонченко погиб вместе с экипажем при катастрофе самолета ДБ-3Ф во время перелета из Москвы в Куйбышев. Похоронен в Пролетарском (ныне — Культурно-досуговый комплекс «Нескучный сад») парке города Кузнецка Пензенской области. Позже могила была перенесена на мемориальный комплекс «Холм воинской Славы» (в советских источниках уклончиво писалось «погиб смертью храбрых»).

Все новости »
» Последнее в разделе:
24.09.2020 12:48 В честь кого названы улицы Пензы
23.09.2020 15:13
23.09.2020 14:14
21.09.2020 16:23
21.09.2020 09:57
18.09.2020 17:42 Забытые писатели.
18.09.2020 16:44 Сто интересных фактов об архиве
16.09.2020 13:34 14 сентября состоялось очередное заседание общественного совета при Комитете по делам архивов Пензенской области.
16.09.2020 12:08
16.09.2020 08:43