5 февраля 2018

Социальный видеоролик Комитета по делам архивов Пензенской области

 19 января 2018

Февральская революция 1917 года в Пензе: как это было.

             

 19 января 2018

Видеосюжет посвященный акции "100 лет назад"

     

 15 июня 2017

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

 2 ноября 2016

Важнейшее из искусств

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 30 марта 2016

В.О. Ключевский и Пензенский край

Из фондов Государственного архива Пензенской области

75 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

 Печать
Главная » Новости
20.05.2020 06:06

«Сталинское знамя» 23 февраля 1944 года.

Евгений Дмитриевич Басулин.

«Когда в небе Басулин — немцу не уйти», - говорят артиллеристы, пехотинцы, пилоты. Смело бросается на вражьи стаи ястребок героя. Под крылом его самолета идут вперед наступающие части, в смертельных поединках рушатся вниз машины противника. Огненная отвага и холодный расчет, воинское искусство и чисто русская смекалка — вот секрет боевого счастья питомца пензенского комсомола, капитана Евгения Дмитриевича Басулина. Как бы ловок и хитер ни был враг, Басулин всегда сумеет смешать его расчеты и победить.

Однажды эскадрилья капитана Басулина прикрывала наступающие наземные войска. Немцы выслали свою авиацию, что бы остановить продвижение советских бойцов, прижать их к земле и уничтожить.

Свой самолет Басулин вел на высоте 5000 метров. По теням на земле он первым обнаружил приближавшихся «Юнкерсов». Их было не менее 28. Камнем свалился он на вражью стаю. С первых же очередей два фашистких стервятника задымились, пошли вниз. Остальные повернули назад, подгоняемые самолетами эскадрильи. Два столба черного дыма взметнулись с земли. Сердце Басулина дрогнуло от радости — это взорвались на собственных бомбах сбитые им «Юнкерсы». Войска внизу шли вперед.

Но передышка была мгновенной. Выйдя из атаки, Басулин столкнулся с 6 истребителями «Мессершмитт-109». Его самолет оказался «под животом» у правого ведущего. Выстрел из автоматической пушки и смертельно раненный, камнем упал вниз третий немецкий самолет. Пять «мессеров» набросились на одинокого ястребка. Захлестали огненные струи трассирующих пуль. С изрешеченными плоскостями, пробитым винтом и цилиндром все же дотянул Басулин до аэродрома свой самолет.

Вскоре летчик-пензенец уничтожил шесть транспортных немецких самолетов «Ю-52» только за один день. Было так. Командование поставило задачу уничтожить вражеские транспортные самолеты на их собственном аэродроме. Два советских истребителя легли на боевой курс. Один из них вел Басулин.

Бешеным заградительным огнем встретили встретили смельчаков неприятельские зенитки. Белые облачка разрывов вспыхивали то справа, то слева у бортов самолета. Внизу, распластав громоздкие крылья, застыли тяжело нагруженные боеприпасами «Ю-52». Но как не неистовствовали зенитки, Басулин с малой высоты начал штурмовку. При выходе из пике первой же меткой очередью он зажег «Ю-52» и в этот же момент увидел, что курсом на аэродром идут 18 транспортных самолетов врага. Стоило секунду промедлить, и «Юнкерсы», заметив опасность, повернули бы и ушли. Басулин развернул свою машину и врезался в их строй. В неравном бою одного с 18 нашел свою гибель второй «Юнкерс». Вскоре загорелся в воздухе третий. Шесть меченых паучьей свастикой машин сбил в тот день Евгений Басулин.

Были и еще замечательные бои. Однажды, что бы ослабить давление советских войск на отступающие немецкие части, немцы направили на передний край фронта крупные соединения пикирующих бомбардировщиков. Когда «Лавочкины» Басулина отгоняли одну из стай, их атаковали 12 «Мессеров». «Лавочкины» развернулись и приняли бой. Вскоре в небе вспыхнули 5 пожаров — пять немецких стервятников перестали существовать. «Юнкерсы отошли под прикрытие своих зениток, но «Лавочкины» настигли их и там, смешали строй, разогнали. Тут со стороны солнца брызнул огонь крупнокалиберных пулеметов — налетели новые истребители врага. Качнув крыльями своего ведущего самолета, Басулин позвал друзей в бой. Скоро еще один сбитый «Мессер» увеличил боевой счет эскадрильи.

Двадцать звездочек на боевом самолете Басулина. Каждая — сбитый им в одиночном бою самолет врага. 8 немецких стервятников уничтожены им в групповых боях. Орденами Ленина, Красного знамени, Красной Звезды и Отечественной войны отметила Родина боевые заслуги героя. Но не только победами в воздушных боях славно имя Евгения Басулина. Десятки молодых пилотов с гордостью называют себя его учениками. Своим примером учил он летному мастерству и бесстрашию ставших ныне известными пилотов-орденоносцев Герасименко, Гинзбург, Тарянник, Резник, Козменко и другие.

Высоким званием Героя Советского Союза награжден за подвиги в боях с немецким захватчиками наш земляк — капитан Басулин. Пензенцы помнят его неутомимым комсомольцем-спортсменом, чьи рекорды были славой спортобщества завода имени Фрунзе, фронтовики знают его неутомимым и искусным воином-большевиком, чьи подвиги стали славой нашего Отечества.

PS.: Принято считать, что Евгений Дмитриевич Басулин родился в с. Вазерки 3 октября 1917 года. Но записи в метрических книгах церкви о его рождении до сих пор не обнаружено. В 1918 году семья переехала в город Пензу. В 1932 году окончил 7 классов средней школы № 4, а в 1935 году - 2 курса Пензенского механического техникума. В это же время он играет в футбольной команде завода ЗИФ. С 1935 года в рядах Красной Армии. В феврале 1939 года окончил 3-ю военную авиационную школу им. Ворошилова (город Чкалов, с 1957 года и ныне - город Оренбург) и оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 15 сентября 1942 года лейтенант Е.Д. Басулин на фронтах Великой Отечественной войны в составе 239-го ИАП. Прошёл путь от командира звена до командира эскадрильи. Летал на Ла-5. К 5 августа 1943 года командир эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка (235-я истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) капитан Е.Д. Басулин совершил 88 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 13 и в составе пары 1 самолёт противника. За эти подвиги представлен к высшей награде страны. К концу августа 1943 года был тяжёло ранен в воздушном бою (получил обширные ожоги и травму правой височной кости). После долгого лечения в госпитале, списан с лётной работы, работал преподавателем в Армавирском лётном училище. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1210). После окончания войны продолжал службу в ВВС. С 1946 года капитан Е.Д. Басулин - в запасе. Жил в городе Пенза. В 1948 году окончил Пензенскую областную партийную школу. Работал инструктором районного комитета партии, однако партийная работа бывшему лётчику не подошла и он решил переехать в Ростов-на -Дону, где устроился работать на завод. Умер 23 марта 1957 года. Похоронен на Братском кладбище в городе Ростов-на-Дону. На аллее Славы в селе Бессоновка и в городе Пенза установлены бюсты Героя. Пензенский механический техникум с 1967 года носит его имя.

Все новости »
» Последнее в разделе:
30.07.2020 11:25 В честь кого названы улицы Пензы
23.07.2020 11:23 75 лет Великой Победе
21.07.2020 11:38 75 лет великой Победе
20.07.2020 16:28 100 интересных фактов об архиве
20.07.2020 13:51
16.07.2020 13:25 75 лет великой Победе
16.07.2020 09:41
14.07.2020 05:57 В честь кого названы улицы Пензы
9.07.2020 07:18 Газета «Сталинское знамя" о разведении енотов в Пензенской области.
6.07.2020 15:58