5 февраля 2018

Социальный видеоролик Комитета по делам архивов Пензенской области

 19 января 2018

Февральская революция 1917 года в Пензе: как это было.

             

 19 января 2018

Видеосюжет посвященный акции "100 лет назад"

     

 15 июня 2017

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

Видеоролик о заседании Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа и семинара-совещания главных хранителей фондов федеральных и государственных архивов Приволжского федерального округа.

 2 ноября 2016

Важнейшее из искусств

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 30 марта 2016

В.О. Ключевский и Пензенский край

Из фондов Государственного архива Пензенской области

 

ПОКОРИТЕЛЬ «БЛИЖНЕГО КОСМОСА» - ИЛЬЯ ДАВЫДОВИЧ УСЫСКИН.

 Печать
Главная » Новости
29.12.2020 17:46

Илья Давыдович Усыскин (13 ноября 1910, Большое Село, Ярославская губерния — 30 января 1934, Инсарский район, Средневолжский край) родился в многодетной семье кузнеца в Ярославской губернии.

С 1917 года семья проживала в г. Пензе . Во время учебы в школе им В.Г.. Белинского Илья увлекся точными науками и радиотехникой(несколько лет назад на здании была установлена памятная доска). Он начал создавать своими руками детекторные радиоприемники. Готовые приёмники затем слушали всей семьёй через наушники.
Для лесозавода, где затем работал отец, Илья Усыскин соорудил радиоантенну
и громкоговоритель, позволивший слушать трансляции из Москвы.
В 15-летнем он возрасте приехал в Ленинград для поступления в физтех, удивив преподавателей блестяще сданными экзаменами. Однако слишком юный возраст помешал ему стать студентом. В 1927 году Илья Давыдович поступил в Московское высшее техническое училище.
Через полтора года студенчества, увлекшись квантовой механикой, перевелся в Ленинград, бывший тогда центром теоретической физики. В 21 год Илья – уже аспирант политехнического института, автор двух заметных научных работ по дифракции быстрых электронов. В 22 года – приват-доцент физико-технического института, за его плечами – открытие «мирового значения», как говорил об этом сам академик Иоффе.
В 24 года по рекомендации Иоффе молодого учёного включили в состав экипажа создававшегося тогда в Ленинграде стратостата «Осоавиахим-1». Специально к этому полету Илья Давидович усовершенствовал так называемую камеру Вильсона – прибор для изучения космических лучей, чтобы сполна использовать уникальную возможность узнать об их «поведении» на многокилометровой высоте.
Дело в том, что в начале 30х годов, еще до эпохи рекордов советских летчиков, руководство СССР было охвачено интересом к воздухоплаванию — созданию дирижаблей и освоению стратосферы при помощи специальных воздушных шаров-стратостатов.
Необыкновенный энтузиазм вызвал успешный полет стратостата «СССР-1» 30 сентября 1933-го, когда экипажу в составе Эрнста Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия Прокофьева удалось поднять аппарат на рекордные 19 км. Это был вообще первый рекорд мирового значения, достигнутый Советским Союзом в какой-либо сфере. Героев чествовали на высшем уровне, а писатель Максим Горький адресовал им проникновенное послание.
После такого успеха было решено пойти ещё дальше, стратостат «Осавиахим-1» должен был достичь еще больших высот. Однако из-за постоянных проблем его сдача все время откладывалась.
«Осоавиахим-1» состоял из прорезиненной матерчатой оболочки объемом 24940 кубометров и гондолы диаметром более двух метров из 8-миллиметровой стали. Гондола, в отличие от традиционных схем, крепилась не к сетке, опутывающей оболочку, а к специальному «поясу» чуть ниже ее экватора. Стратостат, наполненный газом, весил около 2,5 тонн. Экипаж состоял из трех человек: Федосеенко, Усыскина и проектировщика высотного летательного аппарата инженер Андрея Васенко."Осоавиахим-1" оснастили 34 научными приборами.
Летом 1933 года, когда ленинградские создатели стратостата «ОСОАВИАХИМ-1» доложили правительству о завершении строительства стратостата и готовности к полету, из Москвы приехала комиссия для проверки готовности и конструкции аэростата, прежде всего его гондолы.
Общий вывод комиссии гласил: гондола имеет существенные конструктивные недостатки и выпускать ее в таком состоянии в полет с людьми нельзя. Важнейшие недостатки гондолы были связаны с обеспечением безопасности полета и аварийного спуска.
Полет аэростата «ОСОАВИАХИМ-1» задержали, но исправить отмеченные комиссией недостатки не удалось. По советской традиции приурочивать те или иные достижения к определенным датам, осуществить полет было решено к XVII съезду партии.
Стратостат должен был стартовать 30 сентября 1933 года, в тот же день, что и «СССР-1». Однако поднявшийся ветер помешал полёту. Плохая погода не позволила выпустить стратостат ОСОАВИАХИМа до января 1934 года. В конце этого месяца условия оказались более благоприятными, и решено было произвести исследование стратосферы в зимних условиях.
Нужно отметить, что после успеха стратостата «СССР-1» имелись надежды на благополучное завершение и этого полёта. Кроме того, создатели данного стратостата ориентировались на достижение максимальной высоты не менее 20 км, то есть основной его целью являлось достижение нового мирового рекорда.
30 января исследователи начали сой полет в 6 часов 30 минут.
Сообщения об этапах полёта почти непрерывно транслировались через радиостанцию им. Коминтерна. На борт постоянно поступали различные радиограммы с поздравлениями.
В 11.49 новые сведения со стратостата уже не поступали - Илья Давыдович скорее всего производил наблюдения за космическими лучами. Поэтому перерыв в связи со стратостатом не вызывал беспокойства.
Действительно, пилоты, как оказалось впоследствии, перешли на работу с приборами, поглощавшими углекислоту. После этого, около 13.00, они снова передавали некоторые сведения, но в Москве их уже не было слышно вследствие большого удаления. Как выяснилось из дневников, они достигли высоты в 22000 м.
Вечером обломки стратостата были обнаружены в 16 км от станции Кадошкино, Московско-Казанской железной дороги, около деревни Потиж-Острог, Инсарского района, Мордовской автономной области.
Прибывшая на место катастрофы комиссия пришла к заключению, что падение стратостата произошло из-за перегрева солнечным теплом оболочки, повлёкшего за собой критический сброс объёма газа, а это резко ускорило спуск. Скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами аварии были признаны слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта.
Останки героев полета участники и делегаты партийного съезда захоронили в Кремлевской стене. Во главе траурной процессии к месту погребения урны с прахом стратонавтов несли Сталин, Молотов и Ворошилов.

 
Все новости »
» Последнее в разделе:
19.01.2021 13:36
18.01.2021 13:36
16.01.2021 17:15
16.01.2021 15:17
15.01.2021 18:17
15.01.2021 08:53
12.01.2021 08:56 Из истории Пензенского наместничества.
31.12.2020 09:11
30.12.2020 14:55
29.12.2020 17:46 Покоритель «ближнего космоса» - Илья Давыдович Усыскин.