Давайте рассмотрим, какими навыками, достижениями и успехами может «похвастаться» нормально развивающийся малыш к первому году жизни.
Молодым родителям всегда интересно, все ли в порядке с их ребенком, правильно ли он развивается и не упустили ли они чего-то в плане воспитания.
С этими вопросами мы обратились к экспертам центра психологического развития детей и подростков «Архитектура будущего»: Наталье Соломахо , ведущему специалисту, руководителю направления по работе с дошкольниками, и Анне Фувенлян , психологу-консультанту, специалисту по работе с дошкольниками.
Анна Фувенлян и Наталья Соломахо
Сразу хочется отметить, что описываемые ниже нормативы — это вариант идеального ребенка, который развивается в идеальных условиях. Таких детей в жизни нет, это книжный вариант.
Поэтому, если ваш ребенок не демонстрирует того, что отмечено, не надо паниковать.
Это может быть связанно с индивидуальными особенностями развития или личностными качествами ребенка. Если вы переживаете и вам нужна экспертная оценка, то можно обратиться к психологу или педиатру за консультацией.
Итак, достижения малыша мы будем рассматривать по разным сферам.
Физическое развитие в 1 год
Малыш к 1-му году жизни начинает осваивать новые возможности своего тела, у него расширяется зона активных действий, он пробует, исследует, повторяет.
Самое главное: к году малыш начинает ходить, самостоятельно, с поддержкой или держась за предметы мебели — это не имеет значения.
Он пробует вставать и приседать без опоры.
Может слезть и залезть на диван, кресло, стул. Ему интересно пролезать, перешагивать, заползать куда-то, может топать, ударить ногой по мячу, правда, не с первой попытки.
Ребенок может шагать по лестнице с поддержкой взрослого.
Психомоторное развитие в 1 год
К году у ребенка улучшается координация, и он даже может выполнять сложные действия, например, катать мячик со взрослым или собрать пирамидку, построить башенку из 2-3 кубиков.
Ребенка привлекают кнопки, двери, коробочки, замки, защелки, книжки, сумки. Все то, что можно нажать, открыть, закрыть, вытащить, убрать, листать, просовывать.
Он держит толстый карандаш или кисточку в руке и любит оставлять ими каракули на листе и другой поверхности.
Речевое развитие в 1 год
Речь годовалого ребенка непонятна большинству окружающих. Обычно малыш говорит такие слова, как «бо-бо», «ня-ня», «ка», иногда обрывки взрослых слов.
Причем значение этого слова охватывает целый комплекс вещей, например, «би-би» может обозначать и машину, и санки, и водителя, и звуковой сигнал, который издает машина.
К году ребенок должен говорить на своем «детском» языке от 2 до 10 слов.
Малыш знает и реагирует на свое имя, знает по имени близких людей, названия предметов, окружающих его.
Он понимает речь взрослого, обращенную к нему, может выполнить просьбу, например, дать или принести игрушку, открыть или закрыть дверь. Может показать в книге знакомые предметы, например, самолет, машинку.
Психоэмоциональное развитие в 1 год
Ребенок радуется от игры со значимыми взрослыми. Может предлагать игру сам, например, когда берет мяч и кидает его.
Плачет и расстраивается, если «свои» взрослые уходят, улыбается и смеется, когда видит их.
Он может насторожиться, если увидит «чужого» взрослого.
Также у ребенка возникают бурные эмоциональные реакции, если со стороны взрослого есть запрет или ребенок не достигает желаемого. Они проявляются в том, что ребенок может броситься на пол, плакать, громко кричать, топать ногами, требуя желаемого.
Малыш в таком возрасте стремится все повторять за взрослыми или старшими детьми.
Малыш делает попытки есть ложкой, пить самостоятельно из бутылочки или поильника. Он протягивает ручки под кран при умывании и может вытереть руки и лицо полотенцем. Помогает родителям при одевании: просовывает ноги в штаны, руки в рукава кофты.
Каждый ребенок развивается по индивидуальному «графику». Однако, несмотря на это, они неустанно сравнивают достижения своего малыша с успехами сверстников. Мамы, папы, бабушки и дедушки испытывают гордость, когда их малютка начинает раньше других говорить, ползать или ходить, а малейшее отставание становится поводом для беспокойства. Мы расскажем, что должен уметь ребенок в год и какие действия нужно предпринимать для его гармоничного развития.
Физиология годовалого малыша
В течение первого года жизни ребенок развивается очень интенсивно. Из маленького беспомощного комочка за 12 месяцев он вырастает в довольно самостоятельного, подвижного малыша. Для родителей, которые обеспокоены правильным развитием детей, могут служить ориентиром основные физиологические показатели:
- Рост и вес. Если в первые полгода дети набирают вес килограммами, то к году месячная прибавка в среднем составляет 350 грамм. Нормой считается увеличение веса от момента рождения до 12 месяцев в 3 раза.
- Количество зубов. Чаще всего, к году у ребенка прорезывается 8 зубиков. Однако даже 12 или всего 1-2 зуба детские врачи считают нормой. В случае же их полного отсутствия, родителям нужно проконсультироваться со специалистами.
Стоит отметить, что эти показатели могут отклоняться в зависимости от особенностей организма каждого малыша, его образа жизни, питания, генетической наследственности, пола. Мальчики появляются на свет обычно крупнее девочек, поэтому к году их показатели роста и веса выше. Однако если физиологические данные малыша сильно отличаются от усредненных, это повод насторожиться и поделиться своими сомнениями с врачом.
Физические способности
Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в год в плане физического развития. Как правило, к своей первой годовщине, он уже может:
- быстро ползать;
- уверенно стоять на ножках;
- ходить с поддержкой или без нее;
- сидеть без опоры, на корточках;
- вставать на ноги с любого положения;
- брать в руки одновременно несколько предметов;
- собирать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
- забираться на стулья или диваны;
- строить башни из кубиков, собирать пирамидки.
Все полученные к году навыки еще недостаточно отточены, а жажда познания окружающего мира у малышей очень велика. Не стоит им запрещать изучать пространство, но и оставлять без присмотра маленького исследователя не рекомендуется. Ведь карабкаясь на диван, пытаясь самостоятельно забраться на лестницу, пробуя пуговицу на вкус, хлопая дверцами шкафа или желая познакомиться поближе с розеткой, непоседа рискует получить серьезную травму.
Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:
- помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
- пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
- подставлять ноги и руки в процессе одевания;
- надеть шапку или стянуть штаны;
- собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.
Психические достижения
То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.
Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.
Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.
Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:
Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.
Развитие ребенка от года до полутора: рекомендации родителям
Занятия малышей от года до полутора должны быть направлены в основном на развитие речи, органов чувств (слуха, зрения, тактильного ощущения), крупной, мелкой моторики и координации движений.
Тренировку крупной моторики можно проводить с помощью простых упражнений:
- Прыжки. Включите музыку, возьмите малыша за ручки или подмышки и попрыгайте вместе с ним.
- Достань игрушку. Покажите ребенку интересный предмет и положите его на диван, подальше от края. Пусть малыш попытается самостоятельно его достать.
- Преодоление препятствий. На пути к игрушке соорудите препятствие из обычных или диванных подушек. Ребенок должен самостоятельно добраться до цели.
- Игра с мячом. Покажите сыну или дочке, как можно использовать мяч (катать, пинать, бросать). Такие игры наверняка понравятся любому малышу.
- Лабиринт. Если ребенок уже ходит без поддержки, можно заняться тренировкой равновесия. Проложите из листов бумаги дорожку на полу и попросите его по ней пройти. Вскоре вы заметите, что походка стала уверенней, а малыша уже не качает в стороны.
Не менее важно тренировать мелкую моторику. Детские психологи и педагоги рекомендуют для этой цели использовать специальные развивающие игрушки, такие как:
-
; ; ; ;
- музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, барабан.
Помимо мелкой моторики они тренируют координацию движений, мышление, воображение, память, улучшают тактильную чувствительность, цветовосприятие и речевой аппарат. Кроме того, бизиборд дает возможность для исследования окружающего мира, а игрушечные музыкальные инструменты развивают чувство ритма и музыкальный слух. Подробнее о том, какие игрушки нужны малышу в год, читайте в статье.
Родители, которые знают, что должен уметь ребенок в полтора года или год, могут спокойно следить за его развитием, вовремя откорректировать отставание, а при необходимости обратиться к специалистам. Не сравнивайте своих детей с соседскими малышами, не устраивайте соревнований, не ищите в них изъяны, а любите их, и они ответят тем же.
В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Психомоторное развитие в 1 год
Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:
- Открывать и закрывать двери, шкафы;
- Выдвигать ящики;
- Зачерпывать воду;
- Собирать пирамидки из 2-3 колец;
- Строить башни из 2 кубиков;
- Складывать вещи в коробку;
- Играть с сортерами;
- Бросать мячик;
- Катать мяч по полу;
- Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.
В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.
Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка
Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.
Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.
Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.
Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.
Когда вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.
Движения
За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!
В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.
Социальное развитие
Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».
Самостоятельность
Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.
Зрение
Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.
Обоняние
В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.
В возрасте одного года ребенок понимает отдельные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».
К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!
Эмоции
В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.
Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!
Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.
Материал подготовлен на основании Т.В. КУСТОВА с соавт. ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР. МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №11, 2018
В самом начале своей жизни малыши очень интенсивно развиваются, поэтому каждому родителю будет полезно узнать, что должен уметь ребенок в один год.
Если раньше ваш грудничок был совершенно беспомощным, то в один год он уже превращается в маленького человечка со своими особенностями характера и своими потребностями.
Давайте разбираться, какие навыки обязательные для годовалого малыша и как он должен развиваться в этом возрасте.
Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год
Что касается физического развития годовалых малышей, то для них характерно следующее:
- Вес 12 месячного малыша становится в три раза больше, чем был на момент рождения. В среднем в этом возрасте дети весят 10-11 кг.
- Рост годовалого карапуза составляет 70-77 см.
- У крошки уже может быть около восьми молочных зубов. Но здесь все индивидуально.
- Ножки карапуза по-прежнему остаются плоскими и свод пока что незаметен.
- В этом возрасте детки уже без проблем могут сидеть и стоять, ходить, держась за руку или опору. Некоторые пробуют бегать и передвигаться без помощи мамы. Добавьте в этот список навыков способность спуститься с лестницы, держать за руку. Еще малыши должны уметь вставать самостоятельно, если сидели на полу или вскарабкаться на небольшой диван.
- Такой карапуз может построить башенку или пирамидку из цветных кубиков.
Многие родители интересуются, что должен уметь в год ребенок-мальчик или каковым должно быть развитие в 1 год ребенка-девочки.
Это не тот возраст, когда нужно ограничивать ваше чадо и разделять его игрушки и увлечения на девчачьи и мальчишечьи.
Если ваша дочка предпочитает машинки, а мальчик любит играться с куклами, займите позицию прогрессивного понимающего родителя: сейчас ваш ребёнок просто познает мир и ваша задача не ограничивать его в этом.
А теперь поговорим о нормах психического развития ребенка этого возраста.
Ваше чадо должно уметь:
- Произносить первые слова.
- Уметь выполнять простые просьбы, например, подать маме ложку или убрать игрушки.
- Пробовать самостоятельно пить воду из бутылочки или кушать ложкой.
- Понимать просьбы мамы и папы, различать, что такое «можно», а что такое «нельзя».
- Запоминать события, которые были пару дней назад: в это время у детей развивается долговременная память.
- Играть в простые игры с сюжетом: ваше чадо может уложить куклу спать, попробовать её покормить и т.д.
- Пританцовывать под музыку.
- Узнавать животных на улице: котиков, собачек, птичек и др.
Как понять что ребенок отстает в развитии
Ребенку год и он отстает в развитии если не умеет следующее:
- Сохранять равновесие
- Самостоятельно подниматься
- Не умеет ходить
- Не может удерживать в руках те вещи, которые вы ему дали
- У него плохой аппетит
- Не реагирует на движение, не воспринимает окружающих его людей и не смотрит им в глаза
- Не слышит и не понимает, когда к нему обращаются
- Не знает и не понимает, для чего нужна ложка, бутылочка, чашка и др.
- Не реагирует на свое имя
- Не произносит хорошо знакомо ему предметы, практически никак не говорит
- Не проявляет эмоции
- Не интересуется окружающим его миром
Что делать, если ребенок отстал в развитии?
Если вы заметили один или несколько признаков из тех, которые мы перечислили выше, то вам следует обратиться к детскому доктору, дефектологу или психологу.
Только специалисты смогут точно сказать, действительно ли имеют место быть какие-либо проблемы или вы просто чересчур беспокоитесь о своем карапузе.
Сейчас ваша задача – создать для малыша такие условия, в которых ему будет проще схватывать новую информацию: чаще хвалите его за успехи, помогайте, объясняете. А еще поощряйте и к самостоятельности, но при этом не ставьте чересчур высокую планку.
Важно позаботиться о том, чтобы маленький человечек был окружен комфортом. Не последнюю роль в этом вопросе играет детская одежда для малышей: она должна быть максимально приятной в носке, не натирать и не травмировать кожу, хорошо пропускать воздух и впитывать влагу.
Оптимальный вариант для годовалых малышей – вещи из комсомольского трикотажа ТМ Деми.
Обновки DemiBaby подарит вашему солнышку такой желанный уют и комфорт, так что вы сможете сосредоточиться на том, что действительно важно.
К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.
Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.
Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.
В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.
Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.
В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».
Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.
Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.
Источник: психолог Лариса Захарова
Журнал «Счастливые родители», №135.
Список использованной литературы:
1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.
2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.
3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.
4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.
5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.
6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.
7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.
8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.
Очень быстро пролетел первый год жизни малыша. Несмотря на однообразие дней, время прошло очень быстро, оставив в памяти лишь приятные моменты. Начинается новый период, не менее интересный и важный. Малыш умеет ходить, проявляет инициативу в вопросах самообслуживания и вторит всему, что делают или говорят родители. Маленькое чудо с безграничной любовью растворяется в самых родных для него людях и познает мир вместе с ними.
ПУТЬ ОТ ГОДА ДО ДВУХ
Развитие ребенка зависит не только от наследственности, но и от социальной среды, в которой он растет. Об уровне развития можно судить по принятым нормам, но помните, что каждый малыш индивидуален.
РЕБЕНОК 1 ГОД 1 МЕСЯЦ
Рассмотрим варианты, как развивать ребенка с 1 года, который уже:
- умеет ползать, стоять и делать несколько шагов с поддержкой или уже самостоятельно;
- говорит до 15 слов и его словарный запас активно пополняется;
- понимает речь жестов и сам умело ею пользуется – кивает, соглашаясь, и мотает головой, отказываясь, машет на прощание или когда зовёт, посылает воздушный поцелуй;
- хлопает в ладоши, играет в «гули», слушая потешки или детские стихотворения, указывает на части тела, знакомые предметы, зверей, птиц;
- интересуется всем новым, хочет все потрогать, разобрать, изучить и попробовать на вкус.
Умные родители. Внимание и любовь – это самое ценное, что вы можете дать своему ребенку.
Будьте терпимы: начинается новый период познания окружающего мира – интересный для малыша и хлопотный для родителей. На улице каждый день ребенок будет находить для себя новый объект для исследования, ваша же задача – быть рядом и рассказать, что это, а иногда и уберечь от беды, чтобы познание мира было интересным и безопасным.
Полезные игрушки.
Пригодятся игрушки на палочке, которые нужно толкать перед собой, игрушки на веревочке, которые послушно будут ехать следом. Коляска, которую удобно держать двумя руками и, опираясь на нее, идти подолгу вперёд. Все эти игрушки будут стимулировать ребенка к ходьбе