Стресс — это неизбежное явление в жизни каждого человека, в том числе и детей. Дети могут испытывать стресс по многим причинам, от школьных или семейных проблем до неприятностей в дружеских отношениях. К счастью, родители могут принять меры, чтобы помочь своим детям избавиться от стресса.
Сначала важно понять, что приводит к стрессу у вашего ребенка. Обратитесь за помощью к психологу или педиатру, если дело касается психического или физического здоровья ребенка. Если проблема в семье или в окружающей среде, попробуйте обсудить ее со своим ребенком и постарайтесь найти подходящее решение.
Далее можно попробовать разные методы помощи детям избавиться от стресса. Один из них — это практика медитации и дыхательных упражнений, которые помогут детям расслабиться и справиться с напряжением. Другой способ — это помощь в поиске способов обработки стресса, например, заниматься спортом, играть в музыку или рисовать. И, наконец, не забывайте о том, что для детей большое значение имеет поддержка и любовь родителей.
Причины истерик детей трехлетнего возраста . Причины агрессивного поведения дома и в саду детей трехлетнего возраста. Физиологические причины истерик детей 3 — х лет . Социальные факторы, влияющие на поведение ребенка 3-х лет . Как понять ребенка в 3-4 года . Почему он плачет и дерется.
Нет родителя, не вкусившего ужас общения с трехлетней «яхочухой». «дай мне», «я сам», «уйди»…
— Не знаю, но хочу.
Сейчас главное успокоится, каким образом мы рассматривали в другой статье, и запастись морем терпения. Помните, и педагоги, и родители, сейчас вы имеете дело с одним из интереснейших периодов в жизни ребенка. Именно детские истерики , непослушание и капризы отталкивают молодых и опытных специалистов заниматься с детьми раннего/переходного возраста.
Итак, возраст 3-4 года . Причины поведенческих реакций :
1. Первый шаг к развитию личности .
У ребенка появляется «Я».
Сложно подобрать слова для описания значимости этого местоимения. Обратите внимание, что именно сейчас ребенок начинает говорить — он, она, меньше путаются окончания в согласовании (красная машина, черная куртка). В этот период речь ребенка усложняется, он уже способен вступать в диалоги. Всё это благодаря появлению «Я». Ребенок соотносит себя с окружающим миром и другими людьми. На данном этапе, база для психического развития, создаваемая в течении трех лет, активно начинает работать на построение. Скажем так, «на фундамент начинают возводиться стены». Активно работают процессы анализа. Ребенок учится сравнивать, сопоставлять. А как нам известно, вначале мы учимся сравнивать цветные шарики, а потом людей, выбирая и создавая себе круг общения. Происходит активное развитие навык ов коммуникации ребенка . Вот только не всегда удачно. Ведь получить лопаткой по лбу, если подошел и отобрал мячтак себе удовольствие. И ребенок начинает делать выводы. Только еще не может в полном объеме справится с такой трудной задачей. Вот и появляется бесконечное «мама, мама, мама». Все вышеописанное мы наблюдаем именно с момента появления «Я САМ». Надеюсь, теперь вы понимаете, как важно поддержать ребенка на этом этапе. И терпеливо ждать полчаса, пока он попробует завязать ботинки сам. Понимаете и почему голодный, невыспавшийся ребенок будет плакать на занятии или дома. Дети в этом возрасте очень легко перегружаются и истощаются.
2. Состояние фрустрации.
Мы уже поняли особенности сенситивного периода трех лет (удобнее воспринимать 2,5-4), но, не в лесу живем. В нашу жизнь активно начинает вмешиваться социальный фактор. Ребенок идет в детский сад, посещаем музеи и тд. И самое главное, задает бесконечное количество вопросов. Не всегда нервы родителей выдерживают, и они правильно реагируют.
Ребенок оказывается перед лицом злой реальности. «Я хочу, но не могу». Причин «не могу» очень много: моторная неловкость, маленький возраст, правила поведения (именно в этом возрасте ребенок должен знакомиться с понятием дисциплина) и многое другое. Уровень владения и понимания речи еще не позволяет ему толком объяснить или понять ситуацию, но ребенку плохо и единственный способ донести это до нас — как следует заорать или, если совсем непонятно, что-нибудь кинуть. Аффективные реакции в этом возрасте нормальны.
Коррекционные педагоги меня поймут. С 3-4 лет у д етей с особенностями развития начинаются стойкие, прогрессирующие агрессивные реакции. Но, об этом уже на лекциях.
Терпеть такого рода истерики и агрессию ребенка ни в коем случае нельзя. Как себя вести в таких случаях, поговорим в другой раз.
3. «Я хочу» тянет за собой след причину скандалов — проверка грани ц . Здесь происходит объединения пунктов «Я» и «хочу», т.е ребенок испытывает наше терпение и экспериментальным путем, другой еще будет доступен нескоро, проверяет границы своих возможностей. Часто проверяет границы своей безопасности. Именно поэтому у детей,растущих в режиме вседозволенности или в режиме «решай сам» истерик намного больше.
Плохое поведение в детском саду или на детской площадке также может быть следствием проверки границ. Помните, «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Совочком по лбу получил, понял, что отнимать нельзя, нужно спросить.
Да, на плечи родителей в этом возрасте ложится тяжкая ноша воспитательного процесса.
4. Левополушарная латерализация . Нейропсихологический термин, немного непонятен или педагоги иногда забывают данный физиологический факт. Данное понятие лежит в основе механизма всех тех проявлений, с которыми мы с вами познакомились. У человека доминантно левое полушарие. Активно может быть и правое у левшей, но сейчас об доминировании. А вот рождаемся мы с доминантой правого полушария и процесс перехода к доминанте левого полушария всегда сложен. Появление «своего Я» в три года, говорит нам о том, что левое полушарие головного мозга активно включилось в работу.
Истерики в этом периоде связаны с перегрузкой нервной системы ребенка . Их немного, если не подключаются вышеперечисленные причины. И именно понимание механизма латерализации позволяет педагогу определить структуру занятия в переходный период.
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Как помочь ребенку преодолеть стресс: рекомендации психолога
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребенка – это его эмоциональная безопасность.
Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах стресс необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах стресс вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности.
Факторы, провоцирующие стресс у детей
Биологические факторы:
поражения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы;
задержка психического развития;
Психологические факторы:
- эмоциональная чувствительность.
Социальные факторы:
нарушение адаптации к детскому коллективу;
неблагополучный микроклимат в семье, условия воспитания ребенка.
Ситуации, оказывающие травмирующее воздействие на детей
Ситуации, связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи, языковая или культурная отгороженность семьи).
Ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада/школы, госпитализация).
У детей дошкольного возраста могут появиться депрессивные симптомы. Ребенок, утратив имеющееся благополучие или лишившись объекта любви, может переживать чувство беспомощности и пассивного смирения.
Признаки стресса у ребенка
Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления (преимущественно в сторону его понижения), повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях давления.
Нарушение сна: трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.
Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.
Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.
Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи – энурез, недержание кала, энкопрез, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица), мигание, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц – звуки типа «кх-кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь. Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком.
Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.
Патологические привычки – упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.
Как помочь ребенку преодолеть стресс
Взрослым необходимо научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, не игнорировать неблагоприятные стрессовые симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.
От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у ребенка навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.
Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.
Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.
Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые вызвали раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активными видами физической активности и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.
Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.
Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.
Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов – психологов.
Любите своих детей, всегда помните о том, что искренняя безусловная любовь – лучшая защита от стресса!
События, происходящие в мире, могут обострить чувства тревоги, страха, неопределенности, беспокойства за свою жизнь. Возникают и другие негативные эмоции. Многие люди сегодня находятся в состоянии стресса. И дети не являются исключением. В этом плане они даже более уязвимы, поскольку их навыки саморегуляции и совладания со стрессовыми обстоятельствами еще не до конца сформированы.
Как распознать симптомы стресса у своего ребенка? Как помочь ему? Как лучше всего его поддержать? Разберем ответы на эти вопросы подробнее.
Что такое стресс?
В широком смысле стресс представляет собой явление, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни. Любая активность живого организма в той или иной степени связана со стрессом.
Ганс Селье, ученый, разработавший теорию стресса, различает:
- Эустресс, положительно влияющий на человека и его деятельность. Он ведет к повышению активности и способностей к адаптации.
- Дистресс, оказывающий разрушительное воздействие на организм и приводящий к истощению сил. Состояние дистресса обычно развивается вследствие продолжительного влияния на человека неблагоприятных обстоятельств и ситуаций. В настоящее время понятие «стресса», как правило, ассоциируется именно с этой его разновидностью.
Стресс также может быть:
- физическим — связан с травмами, голодом, жаждой, а также факторами внешней среды, такими, например, как холод или жара;
- психологическим — является следствием высокого эмоционального напряжения или интеллектуальных перегрузок.
Влияние стресса на организм
Длительное воздействие на человека стрессовых обстоятельств приводит к возникновению изменений в организме как на телесном, так и на психологическом уровне.
Так, стресс вызывает нарушения в функционировании гормональной системы, связанные с активным выделением гормонов норадреналина, адреналина и кортизола. Могут также возникнуть сбои в работе иммунной системы. Ребенок начинает часто болеть. Продолжительное нахождение в стрессовой ситуации способно спровоцировать развитие заболеваний сердца, ЖКТ и других органов.
Такие заболевания называются психосоматическими. В зависимости от возраста их конкретные проявления у детей будут различными.
- У малышей это чаще всего нарушения пищеварения и заболевания кожи (к примеру, атопический дерматит).
- У младших школьников — обострение бронхитов, астма.
- У подростков — головные боли, нарушения в работе ЖКТ (например, синдром раздраженного кишечника).
На психологическом уровне реакцией на стресс может выступать депрессия, усиление тревожности, страхов и других негативных эмоций, а также апатия, быстрая утомляемость, бессонница, нарушения поведения.
Признаки стресса у детей
Стресс могут испытывать дети любого возраста. Однако проявляется у них он не так, как у взрослых. Родителям следует насторожиться при наличии у ребенка таких симптомов, как:
- частые или постоянные головные боли;
- отсутствие аппетита;
- запоры или диарея (без признаков отравления и вирусной инфекции);
- появление недержания мочи;
- регресс (возвращение на более раннюю стадию развития, потеря усвоенных навыков);
- ночные кошмары;
- обострение детских страхов;
- нарастание замкнутости;
- плаксивость;
- резкие перепады настроения;
- упрямство, раздражительность, агрессивность, неспособность сдержать гнев;
- отказ от привычных способов времяпровождения (ребенок не хочет гулять, идти в школу, заниматься хобби);
- неожиданное снижение успеваемости.
Как поддержать ребенка?
Важно понимать, что для того, чтобы справиться со стрессом, недостаточно заниматься исключительно лечением его соматических проявлений. В первую очередь необходимо ослабить воздействие на ребенка самой стрессовой ситуации. Кроме того, для коррекции эмоционального фона и помощи в переживании стрессовых обстоятельств может потребоваться работа с психологом. Не менее важным является и участие родителей.
Существует известное выражение: «В падающем самолете маску нужно надевать сначала на себя, а потом уже на ребенка». Эта метафора справедлива для всех экстремальных и стрессовых ситуаций. Дети легко «заражаются» эмоциями от взрослых. И чем сложнее обстоятельства, тем больше они нуждаются в наличии рядом спокойного и эмоционально устойчивого родителя, на которого они могут опереться.
Поэтому, чтобы быть в состоянии успокоить ребенка, родителям следует позаботиться о своем психологическом благополучии. Для этого соблюдайте правила информационной гигиены и ограничьте время, которое вы проводите за просмотром новостей. Контролируйте свои негативные эмоции, не стоит перегружать ими ребенка, лучше обсудите беспокоящие вас темы с близкими или друзьями.
Вот некоторые рекомендации, которыми могут воспользоваться родители, чтобы поддержать детей в стрессовой ситуации.
- Помогите ребенку отвлечься и сосредоточить внимание на привычных занятиях, таких как детский сад, школа, общение с друзьями. Это те вещи, которые подконтрольны ребенку. В отличии от обстоятельств, вызывающих чувство тревоги и неопределенности, он может на них как-то повлиять.
- Уделяйте больше внимания общению с ребенком. Устраивайте семейные вечера, посвященные просмотру легкого кино, активному отдыху или совместному досугу.
- Увеличьте количество физического контакта. Почаще обнимайте ребенка, дарите ему свое тепло.
- Разговаривайте на позитивные темы, обсуждайте приятные мелочи, приключившиеся за день.
- Ходите на прогулки вместе с детьми, побольше двигайтесь и дышите свежим воздухом.
- Следите за соблюдением режима. В стрессовых обстоятельствах как никогда важно высыпаться и полноценно питаться.
Самым важным для ребенка, испытывающего стресс, является присутствие рядом родителей. Он должен ощущать, что вы с ним и что на вас можно положиться. Во времена пугающей неизвестности стабильность в отношениях с родителями позволяет ребенку почувствовать опору. И это та основа, которая будет способствовать совладанию со стрессом.
Нельзя оградить ребенка от стресса, зато можно научить с ним справляться. Специалист по отношениям между родителями и детьми Самоцветова Мария Алексеевна приготовила для этого 6 простых правил.
Невозможно оградить детей от неудач, болезней и страданий. Но если поменять формулировку с «Как не допустить страдание» на «Как научить справляться со страданием», задача становится более реальной.
Родители учат детей своим примером. С повседневным стрессом и неудовлетворенностью взрослые почти всегда умеют справляться. Ребенок видит, как папа ведет себя с шумными соседями, которые распевают песни в три часа ночи. И у него в голове складывается инструкция, что делать в такой ситуации.
Но в жизни случаются события, к которым и сами родители не всегда готовы. Тяжелая болезнь родственника, внезапный переезд, автомобильная авария, развод, несчастный случай, смерть близкого. На каждый случай не напишешь исчерпывающую инструкцию, но есть общие принципы, которые помогут пережить трудные времена вам и ребенку.
Разговаривайте с ребенком
Большинство родителей попадают в ловушку. Когда возникает трудная ситуация, старшие договариваются «пока не говорить детям», чтобы, как они полагают, не травмировать.
Получается наоборот. Ребенок чувствует, что что-то не то: эмоциональный фон семьи изменился, родители напряженные, хмурые, часто молчат. На расспросы ребенка отвечают «всё хорошо», «потом узнаешь».
Детям очень легко заполнить незнание фантазиями, которые иногда бывают страшнее реальности. Сколько историй можно услышать уже от взрослых людей: «папа просто ушел, мне ничего не говорили, и я подумал, что это из-за меня. ».
Такое фантазийное объяснение развода куда травматичнее реальности. Поэтому разговаривайте с детьми, рассказывайте им о происходящем, объясняйте ситуацию. «В нашей семье наступили трудные времена. У дяди Толи серьезная болезнь, которая долго, тяжело и дорого лечится. Мы все переживаем за дядю Толю, поэтому я часто бываю грустной или задумчивой».
Да, от такого объяснения ребенок тоже может грустить, плакать. Но задача родителей не оградить ребенка от переживаний, а научить его справляться с ними, переживать их.
Не прячьте от ребенка свои эмоции
Если вы боитесь, грустите, злитесь, не бойтесь делать этого на глазах у ребенка. Он должен понять, что да, мама может выть от беспомощности или бессилия. Но потом она успокаивается, собирается и решает проблему.
Эмоции необходимо называть, а их причину — проговаривать. Мама, которая просто колотит по рулю в автомобиле — это одно. Мама, которая колотит по рулю и объясняет, что она в ярости от того, что для дяди Толи опять не нашлось бесплатных лекарств, а потом успокаивается и ищет новый способ решения проблемы, — это совсем другое. В первом случае ребенку страшно, он не понимает ситуацию и придумывает свое объяснение.
Помните, что дети реагируют иначе
Реакции детей на стресс или травмирующее событие не всегда похожи на взрослые. Вместо того, чтобы заплакать, ребенок может начать много играть, полностью погрузиться в чтение или фантазии. Это не значит, что всё хорошо. Будьте рядом и уделяйте ему внимание.
Снизьте требования к ребенку
В период стресса ребенок тратит много эмоциональных сил, чтобы с ним справиться. Примите это и не требуйте отличных оценок или безукоризненного послушания — ему и без того трудно. Будьте готовы к тому, что успеваемость, концентрация внимания, память и послушание снизятся.
Поговорите с учителями и воспитателями, объясните им, что сейчас семья переживает не лучшие времена, и это может сказываться на поведении ребенка.
Разрешайте ребенку оставаться ребенком
Разрешайте детям оставаться детьми. Даже если дядю Толю не удалось вылечить, и вся семья переживает его кончину, разрешайте детям играть, смотреть мультики, смеяться или шутить. Ребенок не может находиться в состоянии дистресса постоянно, ему нужна передышка.
Позаботьтесь о себе
Самый мощный ресурс для ребенка — его родители. Они опора, поддержка, безопасная гавань, место утешения и принятия. Когда родители эмоционально, психологически и физически истощены, это сказывается на ребенке. Если вы чувствуете, что сил справляться со стрессом уже не хватает, обратитесь за помощью. Поддерживая себя, вы поддерживаете ребенка.
Привычка грызть ногти, частые капризы или регулярные боли в животе — за всем этим может скрываться невроз. В предыдущей статье мы подробно поговорили об основных симптомах и причинах детского невроза.
В новой статье психолог Елена Лагунова рассказывает, как помочь ребенку справиться с неврозом.
Самое сложное для родителя — заметить, какие переживания передаются ребенку и переполняют его.
Как вести себя родителям
Лечение неврозов у детей — дело непростое и длительное. Работать предстоит не только с ребенком, но и со всей семьей.
1 Родители должны поискать источник негатива в себе. Нужно постараться найти истинную причину, почему так бесит то или иное поведение: страх темноты или желание вкусно поесть. Если взрослый сам полон нереализованных страхов и желаний, почему ребенок должен быть спокойным? Учиться быть храбрым (или, например, худеть) нужно вместе.
2 Не заострять на проявлениях невроза свое внимание. Замечание лучше делать без слов. Когда ребенок грызет ногти, можно погладить его по руке или дать игрушку.
3 Замечать малейшее улучшение ситуации. Не грыз ногти целый час — молодец, рука не тянется к волосам уже полдня — супер! Взрослому нужно искренне поверить, что ребенок сможет справиться с трудностями. Эта уверенность передастся и ребенку. Можно вместе перечислить успехи ребенка, рассказать, как мама (или папа) сама в детстве справилась с проблемой. Это укрепит самооценку и желание бороться с неврозом.
4 Обратиться к специалисту, если самостоятельно не справиться. Лечение детских неврозов — задача для опытного психолога. Чтобы невроз прошел, нужно найти и обезвредить источник негатива, который переполняет накопитель ребенка. Можно изменить негативную ситуацию (закрыть источник) или изменить к ней отношение ребенка.
Если у ребенка много телесных, физических симптомов, нужно дополнительно показать его психиатру или врачу-психотерапевту.
Лечение неврозов у детей: чего делать нельзя
То, что ребенок начал грызть ногти или выдирать волосы, вызывает много разных чувств и мыслей у близких взрослых. Остановлюсь на популярных заблуждениях.
Нельзя ждать, что «само пройдет». Некоторые родители склонны замалчивать проблему. Они надеются, ребенок подрастет и все как-то само решится. Да, многие из тех, кто грыз ногти или даже мочил постель в детстве, отвыкают от этого. Но сколько страданий перенес ребенок, прежде чем повзрослел! Насмешки сверстников, ругань взрослых, переживание собственной никчемности. Все это оставляет неизгладимый след в душе, может помешать успеху в жизни.
Нельзя винить себя. Другие родители злятся на себя, чувствуют никчемность и несостоятельность. Они изводят себя мыслями: «Ну почему? Я ведь хорошая мать, что ж я наделала!». Стесняются обратиться к специалисту, опасаясь, что он будет их ругать. Из-за сильных переживаний родителя невроз ребенка может усилиться еще больше.
Нельзя винить ребенка. Легко поверить, что малыш специально выдирает волосы или мочит штаны, чтобы насолить родителям. За «непослушание» и угрозу родительскому авторитету ребенка наказывают посильней, чтобы восстановить баланс сил. К неврозу добавляется обида и страх, и положение ухудшается.
Как научить ребенка справляться с негативом
Есть стресс, который предотвратить нельзя. Например, смерть или болезнь близкого человека. Малыш переживает, обстановка в семье тяжелая. В душевном накопителе оказывается много негатива — можно подумать, что ребенок обречен на невроз. Но если продолжить метафору, здоровый ребенок в этой ситуации может выдернуть пробку и вылить всё лишнее.
Малыш может кричать и плакать. Может стать на время суетливым и неуправляемым, а может наоборот затихнуть. Взрослым важно не мешать ему проявлять эмоции, и тогда он справится сам и снова станет спокойным и веселым.
Иногда стресс у ребенка можно облегчить — научить малыша «открывать пробку» и избавляться от лишних душевных переживаний:
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
- кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
- ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
- ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.
Именно в подростковом возрасте подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. «Наступающие в это время гормональные перестройки влияют в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений. И это — абсолютно нормально», — говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.
Что вызывает стресс?
Физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного. Ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело»: резкое увеличение роста, появление вторичных половых признаков, начало месячных и роста волос на теле.
Дети с лишним весом нередко стесняются своего внешнего вида и замыкаются в себе. Поэтому для них надо создать особые условия, в которых подростки смогут почувствовать поддержку близких и начать бороться с ненужными килограммами. Как это правильно сделать, рассказывает главный врач Лечебно-реабилитационного центра Минздравсоцразвития России Татьяна Шаповаленко.
Моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов». Смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками. Проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека — подросток часто винит в них себя. Неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь». Проблемы в школе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.
Признаки стресса у подростка
— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность — Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты — Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться» — Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни — Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби — Частое курение, регулярное распитие спиртного — Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей — Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах
Что могут сделать родители?
Проконсультируйтесь со специалистом — детским или школьным психологом. Каждый ребенок уникален — уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти самый лучший путь решения проблем подростка. Создайте атмосферу доверия в семье. Будьте всегда готовы поговорить с подростком на любые темы, даже самые интимные и неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить утешение у самых близких людей, иначе ему придется искать тех, кому интересны его проблемы, в дворовых компаниях или интернет-тусовках. Адекватно оценивайте способности и возможности ребенка. Нередко музыкальная школа или секция самому ребенку уже не интересны, они отнимают слишком много сил и не оставляет времени на действительно важные для него вещи, но у него просто не хватает смелости в этом признаться или упорства, чтобы убедить в этом членов семьи. Обсудите с ребенком, получает ли он удовольствие от дополнительных занятий. Объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то бросить или поменять одну секцию на другую. Помогите подростку найти новые увлечения. Поощряйте стремление к творчеству или спорту, даже если это первые аккорды на бас-гитаре или футбол во дворе. Увлеченные любимым делом подростки реже испытывают стрессы и с меньшей вероятностью обзаводятся вредными привычками. Контролируйте время у компьютера. Подростки, которые допоздна засиживаются за компьютером, хуже высыпаются, больше устают и чувствуют себя подавленными. Договоритесь с ребенком о норме работы за компьютером — в этом возрасте она составляет полтора часа в день. За это время подросток должен сделать как минимум два пятнадцатиминутных перерыва на отдых. Контролируйте количество сна. Следите за тем, чтобы подросток ложился спать вовремя — в этом возрасте на полноценное восстановление организма надо не менее 8-10 часов ночного сна. Недосып приводит к хронической усталости, снижению работоспособности и ухудшению адаптации к стрессам даже у взрослых.
Треть старшеклассников хронически недосыпают, и многие не могут справиться с нормативами ГТО. Как вернуть движение и спорт в жизнь современных школьников? Рассказываем.
Увеличьте физическую активность подростка. Если ребенка совсем не интересует спорт, почаще устраивайте выезд на пикник, встречу со старыми друзьями, дальние поездки и экскурсии. Физическая нагрузка и смена обстановки хорошо помогают бороться со стрессом. Найдите ему компанию. В спортивные секции и на кружки гораздо веселее ходить вместе с приятелями. Таким образом ребенок будет ждать не только нового занятия, но и очередной встречи с друзьями. То же относится и к выездам на пикники и экскурсии – социализация со сверстниками вне стен учебных заведений всегда полезна. Будьте оптимистом. Пример родителей, которые относятся к жизненным перипетиям спокойно и с юмором — лучший способ научить подростка не придавать сиюминутным проблемам слишком большое значение. Научите ребенка настраиваться на позитивный лад и вместе с ним поищите положительные моменты в самых сложных ситуациях. Не игнорируйте успехи и не критикуйте неудачи подростка. За первые обязательно хвалите, а вторые должны стать «ошибками, которые можно исправить». Таким образом, достаточная физическая активность, любимое дело и правильно построенный режим дня позволят подростку легче перенести стрессовые ситуации, связанные со взрослением.