Родители должны быть внимательны к своему ребенку и быстро обнаруживать проблемы со слухом. Ребенок может иметь проблемы со слухом, если он не реагирует на звуки или не различает их. Он может быть неспособен понять речь или произносить слова нарушая их произношение. Другие признаки проблем со слухом у ребенка могут включать в себя постоянное повторение слов или фраз, использование меньшего количества слов и частое произношение громких звуков. Если родители заметят какие-либо из этих признаков, то необходимо обратиться к врачу для проведения диагностики и начать лечение.

В первые дни после рождения проводится скрининговое исследование — это обязательное обследование для всех малышей.

Как правило, это происходит в роддоме или в первые недели после выписки, в поликлинике. Скрининговое исследование слуха – это процесс, который может включать в себя первичный скрининг, повторный скрининг и углубленное диагностическое обследование (дополнительные аудиологические исследования).

Обычно результаты скрининга определяются как «Прошел»или «Не прошел». Если Ваш ребенок «Прошел» исследование, на этом для Вас аудиологический скрининг новорожденных закончен.

Если же ребенок тест «Не прошел», это еще не означает, что у Вашего ребенка есть снижение слуха, но необходимо дальнейшее наблюдение. Оно заключается в повторном скрининговом исследовании для дальнейшего направления на дополнительные аудиологические тесты.

Безболезненный и эффективный метод оценки присутствия или отсутствия тугоухости.

Для регистрации акустической эмиссии в слуховой проход вводят специализированный зонд, в корпусе которого находятся миниатюрные телефон и микрофон.

В ответ на звуковые сигналы пассивно регистрируется ответ (реакция) волосковых клеток.

Если ответа нет, слух нарушен. Метод используется, как скрининговые, а также в для дифдиагностики различных заболеваний.

КСВП (ABR) расшифровывается, как регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов. Для этого теста используются наушники, а малых электродов (которые выглядят как маленькие наклейки) находятся за ушами и на лбу. Как правило, звуки нажмите типа вводятся через наушники, и электроды измерения ответ слухового нерва к звукам. А компьютерные средние эти ответы и отображает сигналов. Младенец может быть, естественно, спит или может иметь успокоительное для этого теста. Старые кооперативные дети могут быть проверены в тихой среде, пока они визуально заняты. Поскольку есть характерные сигналы для нормального слуха в участках диапазона речевого нормальное ABR может предсказать достаточно хорошо, что внутреннее ухо будущего ребенка, и нижняя часть слуховой системы (ствола мозга) функционирует нормально в этой части диапазона. Ненормальный ABR может быть связано с потерей слуха, но это может быть также связано с некоторыми медицинскими проблемами или трудностями измерения.

ASSR — это исследование помогающее уточнить распределение слуховой потери по четырем частотам. Оно прводится во сне. Длится от 40 минут до 2-х часов.

Результатом ASSR является приблизительная аудиограмма в частотном диапазоне от 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц, 4000 Гц (частот может быть больше, в зависимости от аппарата). Иногда проводят только КСВП или ASSR, иногда оба теста.

В первые годы жизни малыша используются физиологические (объективные) тесты во сне. Также эти тесты проводятся для детей старшего возраста, к которым в силу своего физическогог или психического состояния не могут быть примененены поведенческие тесты. (из-за раннего возраста, задержка развития или других медицинских условий), а также в любом возрасте для дифференциальной диагностики.

Применяется для детей от 3-х до 7-ми лет. В этом возрасте ребенок может участвовать в исследовании, подтверждая слышимость сигналов двигательной реакцией.

Все это провдится в доступной для ребенка игровой форме. Однако к этому исследованию ребенка должы готовить родители или педагог хотя бы 1 неделю. Они формируют у ребенка двигательную реакцию в ответ на звуковой стимул.

Обследование проводится прибором — аудиометром классическим или детским. Результат исследования зависит от подготовленности ребенка и профессионализма врача. Он показывает истинный порог слухового восприятия на каждой частоте.

Ребенок не слышит — что делать? Тугоухость у детей

Согласно статистике, один из тысячи новорожденных не слышит, и в большинстве случаях родители и не догадываются, что виной этому — нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. К потере слуха у новорожденных детей могут привести множество факторов, но самые распространенные среди них следующие:
— в семье имеется наследственная предрасположенность к тугоухости. По статистике, 50% нарушений слуха имеют наследственный характер;
— ребенок родился раньше срока или весил при рождении меньше 1,5 кг;
— во время беременности мама болела гриппом, краснухой, герпесом, токсоплазмозом, цитомегаловирусом и другой опасной инфекцией;
— мама во время беременности длительное время принимала ототоксичные антибиотики, мочегонные средства и другие препараты. Например, эритромицин, гентамицин и канамицин;
— ребенок сразу после рождения не смог самостоятельно вздохнуть или получил во время родов внутричерепную травму.?

Причинами же потери слуха у детей более старшего возраста служат в основном недолеченные воспалительные заболевания среднего уха — острый и хронический отит, осложнения после гриппа, кори, свинки, менингита, длительный и неграмотный прием определенных лекарственных средств, черепно-мозговые травмы.

Вообще, дети с нормальным слухом должны слышать негромкую разговорную речь с расстояния не менее 5 метров, громкую речь — с расстояния 20 метров. Если же ребенок хорошо слышит, что говорят, лишь с расстояния 2-3 метров, то это свидетельствует о его тугоухости и требует немедленного обследования у врача — сурдолога.

К сожалению, тугоухость лечить медикаментозно в большинстве случаях бесполезно. В 90% случаев восстановить слух можно только при помощи слухопротезирования. Как только врач диагностировал поражение слуха и признал, что лечение и операция не могут решить проблему, надо сразу же обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его, с учетом индивидуальных особенностей потери слуха.

Сурдологи единодушны в том, что протезировать слух ребенку нужно сразу же, как было выявлено слуховое расстройство. Речевое, физическое и психологическое развитие ребенка напрямую зависит от качества и срока слухопротезирования. Поэтому основной принцип, которого должны придерживаться родители при протезировании малыша: «чем раньше, тем лучше». Если «ждать», «наблюдать» и «тянуть», можно упустить драгоценное время.

Несвоевременное протезирование ограничивает способность ребенка к обучению и общению, формирует комплекс неполноценности. Раннее и качественное слухопротезирование — это основа для всестороннего развития и гармоничной социализации ребенка с нарушением слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, разговаривать и нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Поэтому слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза тугоухость.

Если малышу подобрать подходящий слуховой аппарат в возрасте до одного года, то есть все шансы, что к 2-м годам он начнет говорить, как здоровые дети. Если же ребенок уже разговаривал и внезапно потерял слух, то без слухового аппарата его речь быстро нарушится и станет непонятным. Спасти речь малыша можно с помощью слухового аппарата лишь до 3-х лет, а если протянуть с коррекцией слуха до 5 лет, то речевые навыки придется восстанавливать заново, а это очень сложно.

Чтобы ребенок привык к слуховому аппарату, научился жить с ним и слушать окружающий мир, надо не только носить его, но и заниматься с сурдопедагогом, который будет развивать у ребенка умение слышать, говорить и общаться. От родителей также потребуются усилия, чтобы приучить малыша к аппарату. Для этого рекомендуется применять принцип постепенного приучения: надевать аппарат только тогда, когда малыш в хорошем настроении, постепенно увеличивать время ношения устройства, вместе с ребенком слушать звуки, показывать и рассказывать о пользе слухового аппарата. В первое время можно носить слуховой аппарат с шапочкой, которая как бы фиксирует его, не дает снять.

Для протезирования детей в подавляющем большинстве используются слуховые аппараты заушного типа. Внутриушные аппараты можно использовать после 14-15 лет. К тому же заушные слуховые аппараты имеют прочный корпус, что немаловажно для детей. К выбору слухового аппарата для ребенка надо подходить очень серьезно: он должен быть мощным, максимально точно отображать слух и иметь широкий диапазон частот. Ведь чем лучше будет ребенок слышать, тем быстрее он научится говорить, тем ярче и полноценнее будет его жизнь.

Детям с полной глухотой или с высокой степенью нарушения слуха ношение слухового аппарата может быть бесполезно, в этих случаях показана кохлеарная имплантация — операция по вживлению в ухо электронного импланта, после которой слух восстанавливается практически полностью. Но делают эту операцию только тогда, когда у ребенка сохранены волокна слухового нерва, передающие электрические импульсы. Иначе операция тоже может не дать ожидаемого результата.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Как определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке?

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 — 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у ребенка такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители — это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.

Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

— в возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не «замирает», слыша знакомый голос мамы или папы;
— в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
— в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
— в 1,5 — 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
— в 2-4 месяца не гулит:

— в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
— в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
— в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
— в 1 год не выполняет просьбы родителей;
— в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.

К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.

Что такое аудиологический скрининг

Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:

  1. Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
  2. При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
  3. При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.

К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.

Обследование включает в себя:

  • опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
  • осмотр малыша;
  • инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.

Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.

Проверка слуха у детей раннего возраста

После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:

  • малыш в возрасте до 3-4 мес. не реагирует на голос матери, резкие и громкие звуки;
  • ребенок в возрасте 3-6 мес. не «гулит», не вздрагивает или замирает от резких звуков, не ищет источник шума;
  • грудничок до 12 мес. перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет не реагирует на фразы, которые были произнесены тихим голосом, если не видит говорящего. Может переспрашивать, пристально смотрит в лицо собеседника; сам говорит громко, слова произносит неправильно.

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

Кречетов Владимир Васильевич

Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX

Человек получает до 20% информации из внешнего мира с помощью звуков. Слух у малыша закладывается еще во время внутриутробного развития. Но и потом что-то может пойти не так — и ребенок начинает терять способность слышать.

Евгения Новячкова
ЕВГЕНИЯ НОВЯЧКОВА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

«Наш мир полон разнообразных звуков, от полноты их восприятия напрямую зависит качество жизни. Поэтому задача будущих мам — позаботиться о здоровье малыша еще в период вынашивания, поскольку не всегда нарушение слуха связано с заболеванием лор-органов.

Большую группу причин снижения слуха составляют проблемы в нервной системе, об этом знают далеко не все. Дело в том, что звук в органе слуха трансформируется в биоэлектрические импульсы, которые по слуховому нерву следуют в мозг и там распознаются. Поэтому сбой в этих процессах в той или иной степени приводит к снижению слуха. По статистике, около 90% детей с диагнозом «врожденная тугоухость» рождаются у хорошо слышащих родителей. В каких случаях нужно особенно быть начеку?»

1. Неблагоприятное воздействие во время беременности и родов. При инфекции, ожирении, сахарном диабете, гипоксии у еще не родившегося малыша могут пострадать нейроны головного мозга. К таким же последствиям может привести желтуха новорожденных. Кроме того, громкий звук рядом с младенцем и даже с беременной женщиной способен повредить внутреннее ухо и нарушить слух.

2. Генетические заболевания. Все их не перечислить — группа достаточно большая. Например, при нейрофиброматозе II типа могут развиваться опухоли слухового нерва, а врожденные пороки развития черепа и лица — сопровождаться недоразвитием структур внутреннего и среднего уха (брахио-ото-ренальный синдром, синдром Charge и др.).

3. Врожденные инфекции. Нарушение слуха у малыша может быть последствием таких заболеваний у мамы, как краснуха, цитомегаловирус, вирус герпеса и токсоплазмоз. Чаще всего при этом потеря слуха необратима. Поэтому так важно вовремя сделать прививку против некоторых детских болезней.

4. Воспалительные заболевания нервной системы (менингит, энцефалит и др.). К примеру, менингит в возрасте до одного месяца и поздно начатое лечение значительно повышает риск потери слуха. И таких случаев — 40–50 на 100 тысяч человек.

5. Токсическое действие лекарств. В списке потенциально опасных — некоторые антибиотики и другие противомикробные препараты (аминогликозиды, эритромицин, ванкомицин, хлорамфеникол), противовоспалительные препараты (аспирин, индомитоцин), диуретики (фуросемид), противомалярийные препараты (хинин, хлорохин).

Некоторые из этих препаратов, как, например индометацин и аспирин, имеют возрастные ограничения — с 14 лет. Другие хоть и разрешены в детской практике (как, например, антибиотик гентамицин с одного месяца), но грамотные педиатры не назначают их амбулаторно, а только в стационаре тяжелым больным. Нередко родители ошибаются с дозировкой, а это также играет отрицательную роль и повышает риск потери слуха.

6. Эпилепсия. Избыточные электрические разряды в головном мозге препятствуют нормальной его работе, в том числе пониманию речи. При этом эпилептические приступы с судорогами могут отсутствовать или присоединяться позже.

7. Инсульт. Чаще всего причинами нарушения мозгового кровообращения у детей являются пороки развития сосудов головного мозга — артериовенозные мальформации, аневризмы, а также патология свертывающей системы крови, васкулиты.

8. Новообразования среднего и наружного уха, головного мозга (опухоли, атеромы, холестеатомы и др.)

НАТАЛЬЯ ЯРЕМИНА
Врач-невролог, врач функциональной диагностики, врач-эпилептолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

«Зачастую главным проявлением нарушения слуха является задержка речевого развития. Чем глубже первая проблема, тем более выражена вторая. И, напротив, при легких отклонениях от нормы снижение слуха может быть не распознано вплоть до подросткового возраста. Судите сами!»

  • При полной глухоте у ребенка в младенчестве присутствует гуление, но лепет уже не формируется.
  • При средней степени снижения слуха он разговаривает, но имеет очень небольшой словарный запас преимущественно из простых слов. При этом малыш реагирует на громкие звуки, поэтому родителям сложно поверить, что речевая задержка связана с этим.
  • Самый сложный для диагностики вариант — легкое снижение слуха. У ребенка богатый словарный запас, но он не слышит разницы между схожими по звучанию буквами (б-п, д-т и др.) и, соответственно, неправильно использует их в речи, а в более старшем возрасте совершает такие ошибки и при письме.

Какие еще неочевидные симптомы говорят о снижении слуха?

  • Ребенок не общается с другими детьми, не выполняет инструкции, не отзывается на имя.
  • У окружающих создается впечатление о нем как об аутисте, он словно на своей волне.
  • Задержка психического развития, когда ребенок с изначально высоким интеллектом просто не получает нужного количества информации и постепенно начинает отставать от сверстников.

ЕЛЕНА ИГНАТЕНКО (ЦИВИЛЕВА)
Врач отоларинголог-сурдолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» в Марьиной Роще

Причин плохого слуха у ребенка — множество. Но даже при таких, на первый взгляд, безобидных, как серная пробка или посторонний предмет, необходима консультация врача. Большое значение имеет своевременное обращение — от этого напрямую зависит благоприятный исход. Не занимайтесь самолечением! Любые непрофессиональные действия могут привести к осложнениям, опасным как для слуха, так и для жизни маленького пациента.

Ребенок с серной пробкой в ухе, как правило, ни на что не жалуется, потому что не испытывает боли. Исключение — когда за серной пробкой воспаляется барабанная перепонка. Часто серные пробки бывают просто «случайными находками» для врачей и родителей на плановом приеме. А слух тем временем ухудшается.

Посторонний предмет в слуховом проходе обычно кто-то из близких замечает. Но бывают исключения! И тогда инородное тело буквально врастает в тело, вызывая либо заложенность уха, и, как следствие, снижение слуха, либо гнойное воспаление, что и является поводом для обращения к врачу.

Экссудативный средний отит также редко вызывает болевой синдром, из-за чего может долгое время оставаться незамеченным. Понаблюдайте за крохой. Если ребенок не сразу отзывается на свое имя, начал переспрашивать, стоит задуматься, а все ли с ним в порядке?

Я уже не раз говорил, что проблема ухудшения слуха молодеет год от года. И если раньше считалось, что сниженный слух – это удел пожилых, то сейчас можно встретить много людей возраста 30+, которые не могут похвастаться острым слухом. Более того, не обошла проблема и детей. Собственно, об этом и пойдёт речь в полюбившемся вам формате «вопрос-ответ».

Какие лор-болезни провоцируют ухудшение слуха у детей?

Наиболее распространённой причиной является острый отит, который чаще всего развивается из-за переохлаждения или попадания воды в ухо. Переохлаждение обычно случается в весенне-осенний период, а вторая причина больше характерна для летнего сезона, когда ребёнок купается в море, речке или бассейне. При отите воспаляется барабанная перепонка, она утолщается, и звуковой волне труднее пройти сквозь неё дальше. Поэтому возникает тугоухость, и ребёнок начинает хуже слышать.

У ребёнка отит – как быть?

Единственный верный вариант – прийти на приём к лор-врачу. Часто бывает, что ухо у малыша начинает болеть в вечернее время, и боль нарастает с каждой минутой. В этом случае нужно вызвать бригаду скорой помощи и отвезти ребёнка в круглосуточную клинику. Ждать, что болезнь вместе с неприятными симптомами пройдёт сама, нельзя. Лечить ребёнка нужно сразу же.

Что можно предпринять дома, если к доктору вечером не попасть?

Если вы заметили, что у малыша из ушка течёт гной, капли на основе спирта (борного или камфорного) закапывать в ухо ни в коем случае нельзя! Не нужно также закапывать капли с лидокаином или феназоном (например, «Отипакс» и т.п.). Объясняю, почему. Барабанная перепонка воспалена и становится тоньше, а вышеперечисленные капли могут привести к её разрыву. Закапывать можно только капли — антисептические препараты на водной основе.

Что ещё может привести к ухудшению слуха у детей?

Посторонние предметы, которые детки любят засовывать в слуховой проход в процессе игры, например, бусинки, мелкие детали игрушек. Застряв в слуховом проходе, они провоцируют в нём воспалительный процесс. Удалять эти предметы должен лор-врач с помощью специальных инструментов. Ещё одной распространённой причиной снижения слуха являются аденоиды. Разрастаясь, они перекрывают вход в евстахиеву трубу и вызывают проблемы со слухом.

Тугоухость – что это?

Тугоухостью называют ухудшение слуховой функции или полная её потеря. Тугоухость встречается нескольких видов. Если тугоухость кондуктивная, значит проблема кроется в процессе звукопроведения, то есть звуковой волне на пути к внутреннему уху что-то мешает. Такой вид тугоухости возникает при отите и попадании в ухо постороннего предмета. Ещё одна причина – серные пробки. Слуховой проход у ребёнка узкий, выработка серы происходит достаточно интенсивно, поэтому серы в ухе у деток скапливается много. Тут встречаются две крайности: либо родители боятся прочищать детские уши, либо делают это слишком усердно, глубоко засовывая в ухо ватную палочку. В итоге образуется серная пробка, которую должен удалять оториноларинголог. Кондуктивная тугоухость может развиться на фоне воспаления евстахиевой (слуховой) трубы. У ребёнка слуховая труба шире и короче, чем у взрослого. В неё легко может попасть инфицированная слизь из носовой полости, например, при сморкании, и спровоцировать её воспаление. Поэтому учите с детства ребёнка высмаркиваться правильно и аккуратно: сначала высмаркиваем одну ноздрю, затем вторую.

Другие виды тугоухости.

Ещё один распространённый вид тугоухости – сенсоневральный. Здесь звуковая волна беспрепятственно достигает внутреннего уха, но звуковой сигнал не воспринимается звуковыми рецепторами. На лицо нарушение механизма звуковосприятия. Чаще всего этот тип тугоухости у детей с рождения. Также она может быть следствием врачебной ошибки, когда ребёнку назначили неправильно антибактериальные препараты, и они негативно отразились на ухе маленького пациента. Третий тип тугоухости – смешанный. Он сочетает в себе нарушения обоих видов тугоухости.

Степени туоухости.

В оториноларингологии тугоухость разделяют на 4 степени. При тугоухости 1-й степени ребёнок не воспринимает тихую речь и звуки на отдалённом расстоянии (слуховой порог от 26 до 40 децибел). При тугоухости 2-й степени ребёнок плохо различает звуки при наличии вокруг посторонних шумов (слуховой порог 41-44 децибел). При тугоухости 3-й степени ребёнок слышит звуки, которые произнесены громко (слуховой порог 56-70 децибел). При 4-й степени ребёнок даже очень громкие звуки слышит еле-еле (слуховой порог 71-90 децибел).

По какой причине у ребёнка может пропасть слух?

Одна из причин – перенесённые инфекционные заболевания (например, корь и скарлатина). Эти диагнозы могут вызвать необратимое ухудшение слуха. У младенцев может быть врождённая глухота, связанная с внутриутробными инфекциями, гипоксией, желтухой. Глухота встречается у недоношенных или переношенных детей (роды на 42-й и далее неделе).

Полная глухота младенца может быть связана с патологиями внутреннего отдела органа слуха. Может быть и такое, что женщина во время беременности принимала антибактериальные препараты, что привело к недоразвитости слухового анализатора.

В сегодняшней статье в удобном формате «Вопрос-ответ» я отвечу на самые популярные вопросы, касающиеся проблем со слухом у детей. Поехали!

1. Самая распространённая причина проблем со слухом у детей?

Самая частая причина – острый отит. Ушное воспаление, возникающее у детей чаще всего из-за переохлаждения в осенне-зимний период или попадания воды в ухо во время купания в бассейне, водоёме или море. Отиты вызывают утолщение и воспаление барабанной перепонки, что в итоге приводит к тугоухости – ухудшению слуха.

2. Что предпринять при отите?

Отит должен лечить только врач. Если ушная боль появилась в вечернее время, нужно вызвать скорую помощь или отвезти ребёнка в клинику, которая работает круглосуточно. Это в идеале. Ждать, что всё пройдёт само – терять время.

Если же ситуация не позволяет обратиться сразу к лор-врачу, можно закапать в больное ухо антисептические капли на водной основе. Любые спиртосодержащие капли для ушей, борный, камфорный спирт использовать запрещено, так как эти средства могут спровоцировать разрыв барабанной перепонки.

3. Что кроме отита может стать причиной ухудшения слуха у детей?

Посторонние предметы, которые ребёнок в процессе игры или из любопытства засовывает в слуховой проход. Это могут быть бусинки, шарики и другие «мелочи». Попавшее в ухо инородное тело вызывает отёк слухового прохода и его воспаление. Безопасно извлечь предмет из уха может только лор-врач.

Также причиной тугоухости и боли в ухе у детей могут быть аденоиды, которые, разрастаясь, перекрывают просвет слуховой трубы. От этого заметно снижается слух.

4. Что такое тугоухость?

Тугоухость – ухудшение слуховой функции. Она бывает кондуктивной и сенсоневральной.

При кондуктивной тугоухости нарушен процесс звукопроведения: звуковая волна не может добраться до внутреннего уха. Это может случиться из-за попадания в слуховой проход постороннего предмета, из-за отита, серной пробки или воспаления слуховой трубы (евстахиита).

Воспаление слуховой трубы чаще возникает из-за неправильного, резкого сморкания ребёнка, отчего слизь из носа летит внутрь на слуховую трубу. Это влечёт за собой появление заложенности и боли в ухе. Поэтому важно с детства приучить ребёнка высмаркиваться правильно: сначала аккуратно высмаркиваем одну ноздрю, потом другую.

При сенсоневральной тугоухости страдает процесс звуковосприятия. Звуковая волна доходит до внутреннего уха, но оно не может различить звуковой сигнал. У детей такое состояние может быть врождённым или следствием врачебной ошибки, например, неправильного назначения антибактериального препарата.

Также бывает смешанная тугоухость, сочетающая в себе признаки кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

5. Из-за чего ребёнок может лишиться слуха?

Перенесённые в детском возрасте инфекционные заболевания такие, как корь, скарлатина, грипп, — могут привезти к необратимому снижению слуха. У новорождённых деток глухота может развиться из-за внутриутробных инфекций, гипоксии, а также у рождённых раньше срока и переношенных младенцев.

Ребёнок может с самого рождения ничего не слышать. Это может быть связано с патологиями внутреннего уха или бесконтрольным приёмом антибиотиков будущей мамой, что привело к недоразвитости слухового анализатора. Заранее, например, по УЗИ, к сожалению, определить глухоту у плода нельзя.

6. На что обратить внимание молодым родителям?

Если ребёнок не реагирует на звуки, например, шум погремушки, на голос родителей, на своё имя – это плохой признак. Нужно как можно скорее показать малыша лор-врачу.

7. Может ли глухота передастся по наследству?

8. Как диагностировать проблемы со слухом у ребёнка?

Диагностикой проблем со слухом у ребёнка занимается лор-врач. Первое, что сделает доктор на приёме, — проведёт осмотр ушной воронкой наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Второй этап – осмотр уха с увеличением (отоскопическое исследование). Третий этап – отомикроскопия – осмотр уха при помощи микроскопа. Также проводится тимпанометрия – осмотр среднего уха и его структур – барабанной перепонки, слуховых косточек.

9. Когда проводится аудиометрия?

Аудиометрическое исследование проводится тогда, когда нужно понять, как ребёнок слышит звуки разных частот. Оптимальный возраст для такого исследования – 6-7 лет. Дети младшего возраста не смогут точно описать, что слышат.

10. Как восстановить сниженный слух?

Если мы имеем дело с кондуктивной тугоухостью, проблема обычно решается с помощью лор-врача. Достаточно вылечить причину снижения слуха – отит, аденоиды или удалить серную пробку, инородное тело из слухового прохода.

Сенсоневральная тугоухость лечится с помощью сосудистой терапии. Также эффективна процедура микротоковой электростимуляции волосковых клеток слухового нерва на аппарате «Трансаир-07». Чем раньше выявили сенсоневральную тугоухость, тем выше шанс на выздоровление.

Врождённая глухота, к сожалению, не лечится.

Одним из методом лечения тяжёлых форм сенсоневральной тугоухости является установка кохлеарного импланта. Чип вживляется во внутреннее ухо, и он берёт на себя функцию волосковых клеток. С такой операцией лучше не затягивать. Важно провести её ребёнку до 3 лет, чтобы у него не было проблем с развитием речи.

Ещё одним вариантом коррекции слуха является слуховой аппарат. Он подбирается ребёнку индивидуально. Сначала слуховой аппарат ставят на ухо, которое хуже слышит. Если ребёнок начинает хорошо слышать, оставляют один аппарат. Если слух не улучшился, подбирают аппарат на второе ухо.

Друзья, как вам такой формат публикаций? Если статья в виде «Вопрос-ответ» понравилась, жду ваши реакции в виде лайков и комментариев.