Детская гиперактивность является одним из распространенных неврологических заболеваний, которое возникает у детей и подростков. Признаки этого заболевания могут быть очень различными, и их можно распознать с помощью определенных симптомов. Дети с детской гиперактивностью могут показывать следующие признаки: проблемы с вниманием, агрессивное поведение, плохая работа в школе, нехватка самоконтроля, переживания и прочее. В то же время, для того чтобы точно определить, у детей имеется детская гиперактивность, необходимо пройти обследование у психолога или невролога. Родителям важно быть внимательными к признакам детской гиперактивности и прибегать к помощи специалистов, если они замечают данные признаки у своих детей. Также рекомендуется посещать регулярно детские клиники и поддерживать у детей здоровый образ жизни.
Малыши и маленькие дети часто очень активны: не могут долго усидеть за одним делом, постоянно что-то хватают, ерзают и болтают. Но где грань между нормальным поведением ребенка и гиперактивностью? И что делать родителю гиперактивного ребенка? Разбираемся в этой статье.
Что такое гиперактивность?
Двигательная активность, подвижность и любознательность – характеристики нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, то есть сверхподвижными.
Гиперактивность можно определить как состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением.
Признаки гиперактивности:
- Неспособность усидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
- Постоянное ерзание, суетливые движения руками и ногами
- Неспособность сосредоточиться на задачах
- Чрезмерное физическое движение, включая ситуации, когда гиперподвижность неприемлема
- Чрезмерная болтовня
- Ребенок не в силах дождаться своей очереди
- Ребенок действует, не думая
- Прерывание разговоров
- Недостаток или отсутствие чувства опасности
В каком возрасте проявляется гиперактивность у ребенка
Большинство здоровых детей в то или иное время бывают невнимательными, гиперактивными или импульсивными. Дошкольникам свойственна короткая продолжительность концентрации внимания и неспособность долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего возраста и подростков продолжительность концентрации внимания часто зависит от уровня интереса.
То же самое относится и к активности. Маленькие дети от природы энергичны — они часто еще полны энергии даже после того, как утомили своих родителей. Кроме того, некоторые дети от природы имеют более высокий уровень активности, чем другие. И это — вариант нормы.
Патологическая гиперактивность у детей и подростков определяется врачом по четким критериям, и она обычно заметна в возрасте до 6 лет. Симптомы проявляются более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.
Гиперактивность и дефицит внимания
Когда гиперактивность сочетается с недостатком внимания, мы заподозрим СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В основе заболевания лежит нарушение функций центральной нервной системы и мозга. У таких детей могут быть симптомы как невнимательности, так и гиперактивности и импульсивности, или у них могут быть симптомы только одного из этих типов поведения.
Существует три подтипа СДВГ:
- Преимущественно невнимательный.Большинство симптомов подпадает под критерии невнимательность.
- Преимущественно гиперактивный/импульсивный.Большинство симптомов говорят о гиперактивности и импульсивности.
- Комбинированный.Это смесь симптомов невнимательности и симптомов гиперактивности/импульсивности.
СДВГ проявляется комплексом симптомов:
- Нарушение внимания: ребенок не может сосредоточиться на деталях, ему сложно удерживать внимание, следовать инструкциям. Ребенок избегает заданий, связанных с длительным умственным перенапряжением, теряет вещи, легко отвлекается, постоянно что–то забывает.
- Гиперактивность: таким детям характерны беспокойные движения руками, ногами, неусидчивость, подвижность, болтливость и так далее.
Чтобы поставить ребенку диагноз СДВГ, необходимо обнаружить у него не менее 6 перечисленных симптомов, которые впервые возникли до 6 лет. Важно, чтобы эти симптомы наблюдались и дома, и в школе и небыли вызваны другими заболеваниями. Также для ребенка с СДВГ характерно нарушение обучения и социальных функций с 5 лет.
Это важно!
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка проявляются признаки СДВГ обратитесь к педиатру. Ваш врач может направить вас к специалисту, например, к психологу, психиатру или детскому неврологу. Однако важно сначала пройти медицинское обследование, чтобы выявить другие возможные причины проблем вашего ребенка.
Что делать родителям?
Научитесь правильно играть
Детей с гиперактивностью не стоит заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться – например, в рамках подвижных игр. Попробуйте строить игры и обучающие занятия надо по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на подушку или проползли под столом: а затем снова вернулись к занятию. Так ребенок учится регламентировать свою двигательную активность.
Уберите лишние игрушки, гаджеты
Оставьте в поле зрения оставить несколько любимых, а остальные спрячьте подальше. Постепенно можно добавлять игрушки, а через некоторое время менять их на новые.
Организуйте двигательную активность
Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот занятия с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны, ведь такие дети не очень хорошо чувствуют опасность.
Часто хвалите
Причем делайте это целенаправленно, объясняя за что, поскольку это даст ребенку дополнительные внимание и навык контроля. Например, не просто скажите: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
Соблюдайте режим дня
Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а проговариваем, что именно надо сделать: умыться, почистить зубы, переодеться в пижаму и лечь в кровать. Привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
Симптомы СДВГ проявляются большинства у детей в сознательном возрасте в 5-8 лет или ближе к подростковому периоду. Пик синдрома гиперактивности у детей приходится на 12-13 лет. Однако встречаются случаи, когда гиперактивного ребёнка видно по симптомам до года.
Таблетки, которая избавляла бы от гиперактивности, не придумали, так как проблема развивается из-за особенностей строения мозга. Но с помощью вовремя принятых мер и правильной терапии, проявления СДВГ сводятся к минимуму.
Это позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начато лечение – тем выраженнее положительные результаты принесёт. Поэтому, когда у новорождённого малыша проявляются признаки гиперактивности, начинать лечение нужно сразу.
Признаки
Распознать симптомы гиперактивности в младенчестве до 1 года достаточно сложно. Однако уже с 1 месяца обращает на себя внимание неадекватная активность:
- С рождения у малыша нарушен режим сна. Грудничок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь.
- Бесцельные движения ручками и ножками выдают гиперактивность у ребёнка в 2-4 месяца. Постоянные дрыганья, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дёргающиеся движения.
- Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни должен насторожить врачей.
- Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении, особенно при переходе с грудного молока на смеси.
- Постоянные крики и плач без явной причины при гиперактивности, начнутся у ребёнка в 1,2 месяца и продолжатся даже у годовалого.
- Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности, часто с рёвом и даже агрессией.
- Малыш отвлекается на любые яркие вещи, игрушки, но не способен зафиксировать внимание на них и минуту, тянется, чтобы взять в ручки и тут же бросает, потеряв интерес.
- Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
- Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей, кричит в их присутствии, отказывается контактировать.
- Легко впадает в истерику и крип при малейшем раздражении. Спровоцировать плач может громкий хлопок, включённый в тёмном помещении цвет, громкий голос человека, звуки, издаваемые домашними животными.
- Раннее физическое развитие. Малыши с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.
Точно сказать, как будут проявляться симптомы гиперактивности до года у конкретного ребёнка невозможно, так как маленькие дети все разные, выявить болезнь сложно.
Сразу несколько описанных выше признаков, замеченных за одним малышом, должны вызвать обеспокоенность у родителей. Окончательно понять, что у ребёнка гиперактивность, так же сложно, как и распознать любую другую болезнь мозга.
Причины
СДВГ – результат сбоев в развитии и работе мозга. У основного числа пациентов, предрасположенность к такому расстройству закладывается ещё в период беременности. Однако проблема может развиться и позже, в первые месяцы жизни, под влиянием внешних факторов.
Причины развития гиперактивности у детей в год:
- Высокий тонус мускулатуры матки с угрозой преждевременного прерывания беременности.
- Генетическая предрасположенность (кто-то из ближайших родственников в детстве страдал подобным синдромом).
- Эпизоды внутриутробной гипоксии.
- Неправильный образ жизни матери при вынашивании. Курение, алкогольные напитки, неправильная, вредная еда, приводят к врождённым патологиям.
- Частые стрессы, испытываемые женщиной при беременности.
- Роды до 38 недель.
- Слишком затянувшиеся или наоборот, – стремительные, роды.
- Использование препаратов для стимулирования родовой деятельности матки.
- Патология нервной системы у мамы.
- Перенесённые в первые недели жизни инфекционные заболевания.
- Неправильное применение медицинских инструментов при родовспоможении.
- Серьёзное нарушение рациона кормящей мамы.
- Отравление химикатами и солями металлов.
Причин, по которым может развиться гиперактивность и проявиться её симптомы и признаки у ребёнка до 1 года, много. И каждая угрожает ему в период беременности женщины или в первые недели жизни. Поэтому ради здоровья малыша, постарайтесь избежать в это время опасных ситуаций.
И все равно, в каком возрасте будут отмечаться первые признаки гиперактивности, предугадать невозможно.
Как отличить СДВГ от характера ребёнка?
Далеко не всегда излишняя активность и подозрительные проявления характера говорят о заболевании. Они вполне могут оказаться проявлением характера. В таком случае только внимательное наблюдение подскажет, требуется ли лечение.
- Активно и много играет, ползает, но потом устаёт. Периоды активности сменяются спокойным затишьем.
- Длительность сна соответствует норме по возрасту. Засыпает грудничок быстро и без криков.
- Не проявляет агрессию по отношению к близким людям и другим детям его возраста.
- Легко отвлекается при истерике на внешний раздражитель, например, яркую игрушку.
При подобном поведении, часть терапевтических мероприятий, направленных на успокоение нервной системы тоже пойдёт на пользу, но необходимости в них нет.
Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них всё ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром дефицита внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.
Наиболее активно признаки и симптомы синдрома гиперактивности проявляются у детворы 5–6 лет, однако и у грудничков проблема возникает, поэтому маме с папой надо знать, что делать при столкновении с ней, как определить, что у малыша проблемы.
Признаки гиперактивности у новорождённых малышей
Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорождённых детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей
Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребёнка и возникают систематически.
В чём проявляется гиперактивность у новорождённого младенца:
- Ручки, ножки у ребёнка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
- Нарушение цикла сна. Новорождённый спит гораздо меньше, чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днём.
- Повышенный тонус мышц.
- Регулярная сильная рвота при кормлении.
- В месяц гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
- Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
- Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
- Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
- Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.
Создать комфортные условия для ребёнка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому, если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как её скорректировать даже в столь юном возрасте.
Причины развития
Проявление симптомов гиперактивности у новорождённого младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:
- Генетика. Синдром часто передаётся по наследству. Шанс на это невысок.
- Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
- Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
- Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
- Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребёнок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
- Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребёнка – каждая из этих причин негативно влияет на новорождённых.
- Постоянно напряжённая обстановка в семье, стрессы.
- Отравление тяжёлыми металлами.
Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорождённого, однако это не обязательно.
Иногда малыши справляются со всеми сложностями и остаются здоровыми.
Стоит ли лечить?
Диагностика гиперактивности у новорождённых детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.
Не стоит переживать, если:
- Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
- При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
- Ребёнок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
- В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.
В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.
Как лечить?
Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, как его лечить.
Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идеёт на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детворы проявляется с самого нежного возраста. Но установить, что видим: симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка до 2, в 2,5 года, или просто он растет чрезвычайно активным, любознательным или капризным, непросто.
Если возникает подозрение, что поведение малыша отличается от нормы для его возраста, необходимо обратиться к врачу и пройти комплексное обследование. Так как по мере взросления, признаки синдрома будут проявляться сильнее, усложняя жизнь ребенку. Ему будет проблемно учиться, выстраивать отношения со сверстниками.
Детский психиатр клиники «Первый шаг» Лабутьева Ирина Сергеевна рассказала о том, как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.
Диагноз СДВГ обычно ставится в старшем дошкольном или подростковом возрасте. Признаки заболевания часто обнаруживаются, когда ребёнку 4-5 лет, а иногда и раньше. В младшем возрасте оснований для постановки точного диагноза ещё недостаточно, но родители, вместе с врачами, педагогами и психологами, уже могут предпринять меры по предотвращению серьёзных последствий.
3 ключевые симптома СДВГ
Гиперактивность — невозможность усидеть на месте, потребность всё время быть в движении, чрезмерная подвижность.
Невнимательность — отвлекаемость, сложности с концентрацией на чём-либо.
Импульсивность — сложности с доведением начатого до конца, с подчинением своего поведения в ответ на требования и в соответствии с условиями.
Не делает уроки, дерется с одноклассниками, разносит квартиру. Знакомо? Вместе с детским психиатром нашей клиники Ириной Лабутьевой поговорили о том, как распознать и лечить синдром гиперактивности. А также, о том, какие ошибки совершают родители гиперактивных детей.
Что такое и с чем путают СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство нервной системы, характеризующееся двумя основными проявлениями:
- Нарушение концентрации внимания
- Неусидчивость, избыточная подвижность
Эти проявления обусловлены некоторыми особенностями функционирования нервной системы, о которых мы поговорим далее.
СДВГ является врожденным состоянием.
Очень важно понимать, что СДВГ — не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.
Помимо личностных черт, СДВГ часто путают с другими неврологическими расстройствами: расстройствами обучения, расстройствами настроения, тревожными расстройствами.
Расстройства обучения – это группа состояний, которые имеют разные проявления, но, в целом, не позволяют ребенку нормально обучаться. Например, к ним относится дислексия – расстройство чтения, при котором ребенок не может связать символы на бумаге с предметами в реальной жизни. А также, существует дисграфия – это расстройство, при котором человек не может написать слово, обозначающее предмет, о котором он пытается написать. Также, для дисграфии характерен плохой почерк, орфографические и грамматические ошибки, не связанные с тем, что ребенок не учит правила, — он просто не может связать буквы с тем, что пытается описать.
Расстройства настроения – это аффективные расстройства, такие, как депрессия, мания и биполярное расстройство. Для них характерны избыточно сильные эмоции, длящиеся гораздо дольше, чем в норме, — допустим, обычно мы грустим несколько часов, но при депрессии человек чувствует себя крайне подавленно в течение недель и месяцев.
Тревожные расстройства характеризуются беспричинным страхом, паникой, возникающей без видимых поводов для этого.
Подробнее о тревожном расстройстве мы писали здесь .
СДВГ мешает ребенку учиться, но этот синдром был обособлен именно из-за конкретных проявлений, не характерных для других расстройств.
Выделяют три формы СДВГ:
- Преобладает нарушение концентрации внимания
- Преобладает гиперактивность
- Смешанная форма
По каким признакам можно определить СДВГ
Существует так называемая триада СДВГ, в которой представлены основные процессы, нарушенные у людей, страдающих данным синдромом:
Гиперактивность ребенка: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Определение
Гиперактивность ребенка, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) принято относить к гиперкинетическим расстройствам. Это состояние может снижать качество жизни ребенка и его родителей, влиять на процесс обучения, воспитания и на формирование личности, что определяет высокую актуальность данной темы и поиск способов профилактики и коррекции СДВГ.
Ребенок с СДВГ с трудом может концентрировать внимание на происходящем, отвлекается, быстро переключается на новые раздражители.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может приводить к значительным нарушениям социальной адаптации и нервно-психического развития ребенка.
Разновидности СДВГ
Гиперактивность ребенка может быть изолированной или сочетаться с другими психическими особенностями, такими как расстройство поведения, эмоциональные расстройства и т.д.
Гиперкинетические расстройства могут протекать с преимущественным нарушением внимания, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, однако наиболее частой является смешанная форма гиперкинетических расстройств.
В соответствии с представлениями о причинах развития гиперактивности ребенка выделяют энцефалопатические формы, связанные с органическим поражением нервной системы, дизонтогенетические формы, возникшие как следствие отклонений нервно-психического развития с формированием психопатий, а также смешанные формы.
Возможные причины гиперактивности ребенка
Непосредственной причиной развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является дисбаланс процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
В ходе многочисленных научных исследований была выработана следующая точка зрения: процессы торможения в центральной нервной системе являются значительно более энергозатратными и сложно устроенными, нежели процессы возбуждения. Поэтому гиперактивность ребенка — признак слабости нервной системы и связана с ее быстрым утомлением и истощением.
Каковы же причины этих отклонений в работе нервной системы? Выделяют три группы факторов, которые могут приводить к чрезмерной активности ребенка: биологические, генетические и социально-психологические.
К генетическим факторам относится наследственная предрасположенность — семейные, генетически запрограммированные особенности функционирования нервной системы и протекания процессов возбуждения и торможения в ней.
Наконец, значительный вклад в развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью вносят особенности социального окружения ребенка. Часто именно неблагоприятные факторы окружающей ребенка среды становятся триггером, т.е. пусковым механизмом, развития гиперактивности на фоне уже существующих органических заболеваний нервной системы и наследственной предрасположенности.
Интересен тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается практически в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек.
Заболевания, при которых развивается СДВГ
К заболеваниям, сопряженным с развитием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся в первую очередь болезни центральной нервной системы. Они могут быть следствием перенесенной в утробе матери гипоксии, различных заболеваний матери во время беременности (гестозов, эклампсии), употребления алкоголя, курения, применения некоторых лекарственных препаратов, недоношенности и переношенности ребенка, нарушения течения родов (стремительные, длительные роды) и т.д. Патологические состояния нервной системы могут приводить к формированию у ребенка гипоксически-ишемических и других видов энцефалопатии, которые в старшем возрасте проявляются синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или сочетанием гиперактивности с психическими и неврологическими отклонениями.
Причиной развития гиперактивности ребенка может быть та или иная инфекция, поражающая головной мозг, новообразование, эпилепсия.
Описаны случаи СДВГ на фоне несбалансированного питания, дефицита витаминов, макро- и микроэлементов, в частности магния.
Гиперактивность ребенка может быть связана с такими психическими отклонениями, как различные тики, синдром Туретта, которые характеризуются наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, высказываний и т.д.
Гиперактивность ребенка часто развивается на фоне токсических поражений мозга.
К каким врачам обращаться при появлении гиперактивности ребенка
Первым врачом, к которому следует обратиться при подозрении на избыточную активность и дефицит внимания у ребенка, является врач-педиатр . Специалист оценивает выраженность СДВГ у ребенка и при необходимости направляет к неврологу , психиатру, психологу, логопеду и другим специалистам.
Как правило, лечением детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью занимается команда специалистов, что позволяет полно и системно подойти к лечению данного состояния.
Диагностика и обследования при СДВГ
Для постановки диагноза требуется клиническое исследование, цель которого — оценка различных психических функций ребенка. Врач проводит тщательный опрос родителей и ребенка, клиническое (психопатологическое) исследование с применением различных шкал, инструментальных и функциональных методов диагностики.
К дополнительным методам, позволяющим выявить первичные причины развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, относятся:
-
электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод фиксации электрической активности головного мозга для исключения эпилепсии, а также регистрации косвенных признаков органического поражения головного мозга;
ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.