Дети, у которых в возрасте 2–6 месяцев нарушается зрительный контакт с другими людьми, в дальнейшем с высокой вероятностью становятся аутистами. Тест для выявления аутизма у грудных младенцев представлен в четверг в журнале Nature.

Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами, в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то при внимательном отношении родителей и врачей.

Специалисты говорят о необходимости ранней диагностики, поскольку чем раньше выявить тревожные признаки, тем легче предупредить болезнь.

Ученые из Центра Маркуса по изучению аутизма, Центра детского здоровья Атланты и Школы медицины Университета Эмори нашли признаки, появляющиеся еще до того, как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми. Они обратили внимание на движения глаз. Результаты авторы исследования опубликовали в журнале Nature 6 ноября.

Зрительный контакт играет ключевую роль в процессе социального взаимодействия. Грудные дети на том этапе развития, когда они еще не могут ни ходить, ни ползать, очень активно познают мир. И на первых порах — именно глазами. Они смотрят на лица, тела, окружающие их предметы, устанавливают зрительные контакты. Такое изучение всего, что вокруг, является естественной и необходимой частью развития организма и готовит почву для дальнейшего роста мозга.

Для наблюдения за детьми от рождения до трехлетнего возраста исследователи использовали особую технологию eye-tracking, или окулографию — отслеживание движения глаз.

С помощью этой технологии они смогли проанализировать, как младенцы реагируют на социальные сигналы.

Грудничков разделили на две условные группы — тех, у кого риск возникновения расстройств аутического спектра был высок, и тех, у кого этот риск был минимален. В первую группу попали дети, чьим старшим братьям и сестрам ранее уже был поставлен диагноз «аутизм», и такая ситуация резко повышала вероятность заболевания — в 20 раз. У новорожденных в группе с низким риском, напротив, семейная история заболевания была «чистой», то есть их близкие родственники первой, второй и третьей степени родства не страдали таким расстройством.

Интенсивно наблюдая за этими детьми от рождения, ученые смогли обнаружить самые первые признаки заболевания, проявившиеся уже в первые полгода жизни, и собрать большие объемы фактических данных, косвенно указывающих на расстройство задолго до того, как обнаружатся его явные симптомы. Независимая группа врачей провела осмотр этих детей, когда они подросли, в возрасте трех лет, и подтвердила результаты раннего тестирования. Опираясь на уже поставленный диагноз, исследователи повторно проанализировали все результаты своих наблюдений и попытались определить, какие признаки наиболее ярко отличали аутистов от тех, кто был здоров. То, что они обнаружили, показалось им удивительным.

У аутистов в возрасте от 2 до 24 месяцев наблюдалось устойчивое снижение внимания к глазам других людей.

Причем не полное отсутствие такого внимания, а именно снижение его с возрастом. И этот параметр можно было измерить с помощью приборов, то есть зарегистрировать количественно. Такие изменения становились очень явными уже в шестимесячном возрасте.

Ученые предупреждают: то, что они наблюдали, не видно невооруженным глазом, для этого требуется специальная измерительная техника. Кроме того, нельзя основываться на результатах единичных измерений, нужно сделать несколько повторных тестов в течение месяца.

Понимая, какой резонанс может вызвать данное исследование, они также подчеркивают, что родители не должны паниковать и поминутно заглядывать в глаза своему ребенку. Если младенец на них не смотрит, это все же недостаточный повод для беспокойства.

Тест, который они разработали, может быть выполнен только в лаборатории.

«Генетика аутизма оказалась достаточно сложной. Вероятно, в процессе возникновения расстройства задействованы многие сотни генов, каждый из которых играет определенную роль лишь в некоторых незначительных проявлениях, которые в сумме приводят к болезни. Причем у разных людей это разные гены, — пояснил руководитель исследования Уорен Джонс. — Обнаруженное нами явление — одно из многих нарушений, сопровождающих данное состояние. В дальнейшем мы планируем расширить свои исследования и выяснить, как именно движения глаз связаны с активностью генов и развитием головного мозга».

Ученые предположили, что в дальнейшем, если удастся рано выявлять болезнь, можно будет принять своевременные меры к ее коррекции. Возможно, в будущем будут разработаны стратегии такого раннего вмешательства, которые позволят если не вылечить, то свести к минимуму проявления аутизма.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Узнайте первые признаки и симптомы аутизма у детей в возрасте до 1 года, 2-3 лет и старше. Как распознать аутизм и какие действия нужно принимать родителям при подозрении на аутизм у ребенка. На сайте ответы от экспертов и психологов.

Аутизм – это неврологическое расстройство, которое проявляется в затруднении взаимодействия, связи с окружающим миром и общения. Дети с аутизмом испытывают трудности в развитии языка, поведении и социализации. Несмотря на то, что аутизм удается выявлять на ранних этапах, диагностика и лечение требуют особого подхода.

В мире каждый 160-й ребенок рождается с аутизмом, итоги исследований показывают, что общая тенденция к распространению заболевания возрастает. Поэтому, родители должны быть знакомы с признаками и симптомами аутизма. Ретроспективно, раннее выявление аутизма крайне важно, чтобы начать лечение и поддерживать развитие ребенка.

В данной статье мы рассмотрим основные симптомы, которые могут появляться у детей разных возрастных групп – от рождения до года, от 2 до 3 лет и старше трех лет. Знание этих признаков может помочь родителям справиться с проблемой и надежно обезопасить здоровье будущих поколений.

Как распознать аутизм у детей: ключевые моменты

Отсутствие контакта глазами. Если ребенок не смотрит вам в глаза, это может быть признаком аутизма. Некоторые дети могут избегать взгляда, поворачивая голову или переводя взгляд в сторону.

Отсутствие жестикуляции. Если ребенок не жестикулирует, это может быть еще одним признаком аутизма. Возможно, он не машет руками или не показывает вещи.

Отсутствие социальных навыков. Ребенок может не интересоваться играми с другими детьми или не проявлять социального внимания к окружающему миру. Он не хочет делиться игрушками или не понимает эмоций окружающих.

Повторяющееся поведение. Ребенок может повторять одни и те же действия или слова многократно. Он может также быть склонен к странным ритуалам или остановкам на объектах.

Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Обезвоживание – патологическое состояние, при котором, организм теряет жидкость и вместе с ней соли и минералы. Младенцы и маленькие дети особенно подвержены риску обезвоживания, поскольку они теряют жидкость быстрее, чем взрослые.

1. Затруднение поступления жидкости в организм. Такая ситуация встречается редко. Это может быть отказ ребенка употреблять жидкость, например, по причине болевых ощущений при глотании. Либо это тяжелые патологические состояния, при которых ребенок не может самостоятельно глотать.

2. Усиленное выделение воды и минеральных веществ организмом, когда потеря жидкости превышает ее поступление. Такая ситуация наблюдается при острых инфекциях, пищевых отравлениях, паразитарном поражении, перегреве, ожогах.

Признаки обезвоживания у ребёнка: сухость слизистых оболочек, поверхностное дыхание, учащенный пульс, снижение артериального давления, вялость и раздражительность; снижение частоты мочеиспускания, деформацию родничка, отсутствие слёз при плаче.

Обезвоживание является очень опасным состоянием, особенно для детей. Наиболее частой его причиной является вирусная инфекция со следующими проявлениями: высокой температурой, снижением аппетита, жидким стулом, рвотой.

Во многих случаях инфекция вызывается ротавирусами.

Обезвоживание также может быть результатом образования ран во рту ребёнка, ведь они тоже являются результатом проникновения вируса в организм. Болезненные язвы во рту затрудняют прием пищи, что мешает ребёнку нормально есть и пить. Обезвоживание также может появиться в результате интенсивного потоотделения, поэтому в жаркие дни вы должны следить за тем, чтобы ребёнок потреблял больше жидкости, чем обычно. Всегда носите с собой бутылку с водой.

2. Симптомы обезвоживания у детей

Первые симптомы обезвоживания у младенцев и детей проявляются следующим образом: озноб, слабость, плач без слез, сухость во рту. В тяжёлых случаях симптомы включают в себя сухость кожи, изменение запаха и цвета мочи, уменьшение количества мочеиспускания. Распознав данные симптомы, стоит задуматься о том, как скорее восстановить водный баланс организма.

Как утолить детскую жажду?

Педиатры всегда рекомендуют именно воду для утоления жажды. От питьевой воды ребенок не потеряет аппетит и не будет иметь проблем с кариесом и ожирением в будущем, в отличие от последствий употребления сладких напитков.

Младенцу нужно всего несколько чайных ложек воды в день. Когда он будет показывать, что больше не хочет пить, прекратите процесс и дайте следующую дозу через несколько часов.

Воду, которую дают ребенку, следует кипятить и охлаждать. Даже водопроводная вода, отфильтрованная специальными фильтрами, не подходит для непосредственного употребления ребёнком, так как содержит много химических веществ и металлов, которые могут нанести вред здоровью.

Чаи также рекомендованы для употребления детьми, но только в небольших количествах, так как зачастую малыши любят подслащенный напиток. Также вы можете давать ребёнку соки, желательно разбавленные 1:1 с водой. Самыми полезными являются соки с низким содержанием сахара, содержащие мякоть, без красителей и консервантов. Именно они предназначены для безопасного употребления детьми.

Как избежать обезвоживания?

Если вы уже столкнулись с неприятной проблемой обезвоживания у вашего ребёнка, не спешите паниковать! Изучите подробное описание действий о том, как избежать этого явления.

· Давайте ребёнку небольшую дозу воды несколько раз в день

· Чаще кормите малыша грудью, особенно в жаркую погоду

· Используйте питьевую воду, ромашковый чай и лёгкие фруктовые настои

· Проверяйте температуру напитков перед тем, как подать его ребёнку — она должна быть комнатной

· Помните, что жаркие дни могут быть опасны не только для вашего малыша, но и для вас. В это время нужно обязательно иметь при себе бутылку воды отдельно для себя и своего малыша. Когда обезвоживание организма ребёнка настолько сильное, что он выглядит явно ослабленным и вялым, обратитесь к врачу, как можно скорее.

· В крайних случаях обезвоживания (сопровождающихся лихорадкой и диареей) речь идёт и стационарном лечении и установке капельницы под наблюдением врачей

Какой диеты необходимо придерживаться во время обезвоживания?

Самое главное правило во время обезвоживания — это постоянное наполнение организма жидкостью. Ключевую роль в решении данной проблемы играют не только пероральные регидратационные жидкости, но и некоторые изменения в рационе.

Для употребления лучше всего подойдут фрукты и овощи. Также идеально подходят жидкие продукты.

Очень важно обеспечить организм ребёнка необходимыми питательными веществами, которые попадают в него с пищей. В рационе малыша не должно быть сложных углеводов (картофель, рис, хлеб из цельной пшеницы, крупы), постного мяса и йогурта. Диета должна соответствовать возрасту ребенка.

Профилактика состояний, способствующих обезвоживанию.

В первую очередь нужно постараться защитить малыша от кишечных инфекций. Мерой специфической профилактики является вакцинация. Сейчас разработана вакцина от ротавирусной инфекции. Вводится она ребенку от 2-х до 8-ми месячного возраста трехкратно. И защищает организм малыша в 85% случаев от инфицирования и в 100% случаев от тяжелого течения.

Неспецифической профилактикой кишечной инфекции является соблюдение гигиенических мероприятий: частое мытье рук, снижения контакта с больными детьми.

Если же инфекции избежать не удалось, то ребенка следует показать педиатру. И начинать отпаивать водой самостоятельно, еще до прихода врача.

Распространенность аутизма в мире увеличивается с каждым годом. Но по-прежнему нет какого-то одного анализа или вида диагностики, который бы точно подтвердил или опроверг этот диагноз у ребенка.

В наше стране диагноз аутизм устанавливается врачом психиатром с помощью диагностики. Чаще всего это происходит на основе наблюдения врача за поведением ребенка.

Более объективным инструментом установления диагноза аутизм являются стандартизованные вопросники для родителей и тесты, которые также фиксируют признаки аутизма в поведении ребенка, такие как:

  • отсутствие взгляда в глаза
  • стереотипное поведение
  • необычные реакции на звуки и прикосновения
  • отстраненность, погруженность в себя
  • необычное речевое развитие
  • необычная привязанность к предметам
  • гипертрофированное стремление к порядку

Важно понимать, что ни один из этих признаков не является специфическим только для аутизма, поэтому диагностика аутизма – это всегда трудная задача. Часто аутистическое поведение или аутистические черты в поведении встречаются у детей с алалией и другими нарушениями речевого развития и с СДВГ.

Признаки и симптомы аутизма

Причина аутизма по-прежнему не известна, хотя постоянно выдвигаются и опровергаются различные теории аутизма.

Раньше считали, что в аутизме ребенка виноваты родители, но эта теория сейчас считается устаревшей.

У детей с аутизмом выявляются симптомы — нарушения в работе разных системы организма, которые могли возникнуть до рождения или позже:

  • многочисленные неврологические нарушения
  • снижение иммунитета
  • аллергии
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта

Аутизм — это нарушение развития, для которого характерны неврологические нарушения, поэтому детям с этим диагнозом или с подозрением на аутизм необходимо как можно раньше провести аппаратную неврологическую диагностику.

Реабилитация и лечение аутизма, направленные на нормализацию работы нервной системы ребенка, дают стойкие результаты и улучшают качество жизни всей семьи.

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ВЫЯВЛЯЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ КЛИНИКИ «ПРОГНОЗ» — РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ?

  • Центральные нарушения обработки слуховой информации
  • Нарушения функционирования ствола мозга
  • Эпиактивность — в 30% случаев аутизм сопровождается эпилепсией
  • Нарушения кровоснабжения шеи и головы
  • Вестибулярные нарушения
  • Нарушения контроля автоматических движений глаз

Мы не боремся с аутизмом, а обеспечиваем эффективное лечение неврологических нарушений, которые выявила диагностика. В результате неврологического лечения симптомы аутизма уменьшаются, а в некоторых случаях исчезают.

У нашей программы диагностики и лечения детей с аутизмом нет аналогов не только в России, но и в Европе.

Как проходит диагностика аутизма у детей?

Комплексная диагностика аутизма занимает 2-3 часа, ее можно пройти за один визит в клинику в Санкт-Петербурге или в Москве. Опытные врачи неврологи и врачи функциональной диагностики умеют работать с детьми и проведут диагностику любому ребенку, независимо от его поведения.

Результаты диагностики необходимы для понимания того, что именно работает не так в мозге ребенка. На основе результатов назначается лечение и реабилитация, выявляются противопоказания для некоторых методов реабилитации, отслеживается динамика лечения.

Какие методики реабилитации и лечения аутизма включены в интенсив

Выбор методик определяется результатами диагностики и актуальными задачами развития ребенка. Реабилитация направлена на улучшение функционирования нервной системы ребенка. Если у ребенка аутизм, в нашем центре коррекции аутизма большое значение уделяется включению ребенка в общение, развитию навыков самообслуживания, повышению интереса к занятиям.

В интенсивный курс лечения для детей с аутизмом могут быть включены следующие занятия и процедуры:

  • Терапия по методу А. Томатиса (аппаратура Бессон)
  • Упражнения практической жизни по методу М.Монтесори
  • РТМС
  • ТКМП
  • ДЭКО
  • Музыкальная терапия
  • Арт-терапия
  • Нейродинамическая гимнастика
  • Массаж
  • Физиотерапия

Программа интенсива в нашем центре для детей с аутизмом составляется на совместной консультации невролога и логопеда-реабилитолога по результатам диагностики. Неврологическое лечение и грамотно составленные курсы реабилитации позволяют значительно улучшить состояние ребенка.

Сейчас уже известно, что более 20% людей с диагнозом «аутизм» могут полностью адаптироваться в социуме и вести обычную жизнь, но важно начать интенсивную медико-педагогическую помощь ребенку как можно раньше, как только вы заметили первые симптомы.

Запишите ребенка на диагностику и интенсивный курс реабилитации в клинику «Прогноз» — центр аутизма в Санкт-Петербурге.

Дети с аутизмом избегают зрительного контакта с окружающими и зациклены на повторении одних и тех же действий, рассказали психолог и нейродефектолог Дмитрий Гаврилов и психолог, психотерапевт, кандидат медицинских наук Иван Мартынихин. «Ленте.ру» они назвали и другие признаки расстройств аутистического спектра (РАС) у маленьких детей.

Гаврилов рассказал, что, по мнению американских ученых, одним из первых тревожных звонков могут быть проблемы с грудным вскармливанием, когда ребенок никак не может взять грудь, у него возникают трудности с сосательным рефлексом. И совершенно точно возможно диагностировать расстройства аутистического спектра у полуторагодовалого ребенка, пояснил он.

Тема ментального здоровья захватила интернет. Чем опасен интерес россиян к психическим расстройствам?

«Выиграет тот, кто быстро сориентируется» Как взять эмоции под контроль, помочь близким и найти себя в трудное время?

Собеседник «Ленты.ру» посоветовал родителям, чей ребенок не разговаривает к двум годам, не слушать бабушек, уверяющих, что ребенок заговорит, когда ему надо, а обращаться за помощью к специалистам.

Одними из самых ярких признаков РАС Гаврилов назвал стремление ребенка избегать зрительного контакта с другими людьми, а также повторение каких-либо действий, ритуалов и определенных сценариев поведения. Например, такой ребенок может повторять одно и тоже слово или фразу, постоянно крутить какой-то предмет перед глазами или трясти руками перед лицом.

Детям с расстройством аутистического спектра свойственны острые реакции на все новое, избирательность в еде. Например, ребенок может закатить истерику, потому что родители повели его другим, новым маршрутом

Дмитрий Гаврилов психолог, нейродефектолог

Дети с РАС могут стремиться выстроить все предметы по порядку — по цвету, размеру или другой схеме. Одна из теорий происхождения этого явления объясняет рядкование желанием упорядочить вещи в пространстве, добавил психолог.

При расстройствах аутического спектра ребенок не способен озвучить конкретную просьбу или указать на конкретный предмет. Указательный жест у детей с таким расстройством отсутствует, пояснил Гаврилов. «Также у детей-аутистов возникают проблемы с ощущением собственного тела и личности», — добавил он.

По данным Министерства здравоохранения России за 2021 год, в России выявляемость РАС за пять лет выросла более чем в два с половиной раза. Огромную роль в этом играют специалисты: психиатры, детские психологи, реабилитологи

Отражается РАС и на физиологическом уровне. У ребенка присутствует напряженность в теле, он не умеет расслабляться, часто ходит на цыпочках, пояснил Гаврилов.

Психотерапевт Мартынихин добавил к словам коллеги, что существует множество конкретных признаков расстройства, и это затрудняет диагностику, так как дети с РАС могут быть не похожи друг на друга. Но всех их характеризует дефицит социальной коммуникации и стереотипность поведения.

У маленьких детей первые признаки лучше всего оценивать с помощью опросника для родителей M-CHAT. Он выявляет симптомы РАС у детей возрастом от 16 до 30 месяцев. И если результат тестирования показал высокий риск, нужно обращаться к специалисту для подтверждения диагноза

Иван Мартынихин психолог, психотерапевт

Чем раньше обратиться к специалистам, тем лучшими окажутся результаты адаптации ребенка, успокоил Мартынихин.

«Несмотря на то, что аутизм не лечится (это другой тип мышления, другая работа мозга), ребенка можно максимально реабилитировать или как еще говорят специалисты — компенсировать. И чем раньше будет выявлен диагноз, тем быстрее можно приступить к реабилитации и адаптации. В этом случае время играет решающую роль», — подытожил Гаврилов.

Ранее психотерапевт Евгений Фомин рассказал, как бороться с осенней хандрой. Он посоветовал сменить место жительства.