Когда речь идет о заболевании аутизм симптомы и признаки настолько разнообразны, что неспециалисту очень сложно понять, что происходит с ребенком. Название болезни происходит от латинского «autos» и переводится как «погружение в себя». С раннего детства малыш, страдающий этим заболеванием (детские психиатры называют его расстройством аутистического спектра), живет так, как будто окружающий мир его совершенно не интересует.

Он может не реагировать на обращенные к нему слова, и тогда обеспокоенные родители подозревают нарушение слуха. Ребенок всячески старается избегать общения как с незнакомыми людьми, так и с родителями, прячется, отводит взгляд. Аутизм у детей зачастую проявляется паническим страхом перед прикосновениями, которых малыш всеми способами пытается избежать. По мере роста у ребенка-аутиста возникают проблемы с формированием социальных навыков. Бывает, что и простейшие бытовые действия даются ему с трудом.

При такой болезни, как аутизм у детей признаки и симптомы могут быть незначительными настолько, что раннее выявление и лечение полностью избавляют человека от недуга. Но встречаются и более тяжелые формы, когда неспособность взаимодействовать с внешним миром приводит к полной зависимости от окружающих.

Ученые утверждают, что аутизм у детей далеко не всегда отрицательно влияет на интеллект, и среди аутистов зачастую встречаются настоящие «самородки». И тогда из таких, как их сегодня часто называют, «особых» детей, вырастают талантливые музыканты, художники и даже научные сотрудники.

Что же это за непонятное заболевание и как распознать аутизм у ребенка? Дело в том, что не все родители сразу замечают аутичные черты у малыша и воспринимают его поведение как норму для младенческого возраста. К врачу обращаются уже позднее, когда основные симптомы аутизма проявляют себя в полной мере и на «странности» поведения невозможно не обратить внимания.

Проявления аутизма в раннем возрасте

Чтобы вовремя распознать заболевание, нужно понимать, как оно проявляется в разном возрасте. Если родители будут осведомлены об этом, то есть большая вероятность того, что аутичные черты будут замечены как можно раньше и, соответственно, лечение будет более эффективным.

Специалисты отмечают следующие симптомы аутизма у детей до года. Бывает, что ребенок кажется нетребовательным, очень спокойным и даже независимым. Родители и педиатры воспринимают это как норму (возможно, это и есть норма, диагноз можно поставить только по совокупности симптомов). Однако есть небольшая вероятность, что это начало заболевания, поэтому следует внимательно наблюдать за малышом.

Аутизм у детей в таком возрасте проявляется резкой сменой поведения, а также отсутствием прогрессивного развития. Тогда чрезмерное спокойствие трактуется как проявление аутизма у детей. Плюс к этому больной малыш никак не реагирует на объятия родителей, плачет, когда его кто-то хочет взять «на ручки». Контакт глаз никак не удается установить, ребенок-аутист с младенческого возраста терпеть не может смотреть «глаза в глаза». Кроме того, родители могут заметить, что младенец ведет себя не в соответствии с возрастом – он попросту не интересуется внешними раздражителями, даже яркими игрушками. С другой стороны, бывают случаи, когда малыш, страдающий тяжелой формой аутизма, выделяет одного или двух человек и контактирует с ними.

Для лучшего понимания того, как проявляется аутизм у детей до 1 года, нужно внимательно изучить следующий список симптомов:

  • Когда мать кормит малыша грудью, следует наблюдать за его реакциями – аутист не станет улыбаться в ответ на материнскую улыбку, не будет никак реагировать на свое имя.
  • При нахождении рядом с родителями ребенок с аутизмом не демонстрирует эмоции, слыша родной голос, не любит, когда его пытаются «потискать».
  • Малыш не интересуется игрушками.
  • Он не проявляет интереса и к другим детям.
  • Еще один признак – не показывает пальцем на что-либо интересное (чем обычно интересуются все младенцы).
  • У него не развита мимика, лицо кажется «застывшим».
  • Прощальный жест «пока-пока» попросту отсутствует, как и другие способы коммуникации.
  • До последнего не пытается привлечь внимание мамы к любому дискомфорту. Иногда кажется, что он просто не чувствует боли или голода.
  • Ни с кем не хочет играть, не издает обычных для всякого здорового малыша звуков – лепета или несвязанной речи.
  • Не улыбается, не проявляет теплых чувств, даже не меняет выражения лица при различных обстоятельствах.
  • Не отзывается на свое имя.

Не следует сразу пугаться такого поведения малыша. Заметив один или несколько из вышеописанных признаков, необходимо как можно скорее обратиться к врачу для постановки точного диагноза. Во многих случаях родители пытаются сами определить, чем болен ребенок. Но без квалифицированного специалиста здесь обойтись невозможно. Тем более, если аутизм у детей подтверждается, то своевременно начатое лечение может определить всю его будущую жизнь.

Симптомы аутизма у детей до 2 лет также бывают ясными и понятными, а в других случаях некоторые особенности характера ребенка могут быть истолкованы неверно. Именно поэтому во всех подозрительных случаях нужна помощь врача.

Итак, симптомы аутизма у детей до 2 лет следующие: молчаливость и нежелание выговаривать даже односложные слова (в «норме» в 2 года ребенок уже произносит простые фразы). Обычные дети в этом возрасте активно интересуются внешним миром, радуются наступившему дню, общению с родителями, особенно с мамой. Аутичные черты к двум годам проявляются во многих аспектах – нежелание общаться со сверстниками, невозможность постоять за себя, вернуть игрушку, которую отобрал другой малыш.

В общественных местах «особые» дети ведут себя очень отстраненно, создается впечатление, что их совсем ничего не интересует – ни игрушки, ни подарки, ни животные. Случается, что малыш находит одну-единственную игрушку или даже деталь и играет только с ней.

По данным за 2019 год, в России живет более 31 тысячи детей с аутизмом. Это самая свежая официально озвученная Минздравом цифра, информация за 2020-2021 годы в открытых источниках отсутствует. Однако в минувшем году выявляемость РАС повысилась в среднем в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом, в основном благодаря увеличению числа психиатров и введению скрининга детей до двух лет для выявления групп риска.

В исследованиях аутизма, которые ученые ведут с середины XX века – именно тогда это состояние было впервые описано – многие пытаются найти причины расстройства аутистического спектра у детей. Гипотезы были разные, но сегодня уже ясно, что одной-единственной причины аутизма не существует, как не существует одной-единственной причины рака. Медицина имеет дело, скорее, с факторами риска, ни один из которых не является абсолютным. Знать эти факторы полезно и необходимо.

Факторами риска также могут стать мужской пол эмбриона, генетическая предрасположенность, наличие в кишечнике матери одного из типов безвредных на первый взгляд микроорганизмов – сегментированной нитчатой бактерии. В эксперименте Масачусетского технологического университета мыши, зараженные этой бактерией, рождали потомство с признаками аутизма, но после применения антибиотиков и избавления от бактерии были способны рождать здоровых мышат. Эксперимент дает представление о том, как важна может быть кишечная микрофлора матери на момент беременности.

Факторы риска есть и в окружающей среде. Об этом убедительный материал «Ученые доказали связь аутизма с пестицидами, которые используются в сельском хозяйстве и садоводстве. Известен их список». Он основан на исследовании группы ученых из ученых Школы общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джонса Хопкинса (США), Специалисты, создавшие из стволовых клеток миниатюрную копию головного мозга, сумели доказать, что некоторые виды инсектицидов с действующим веществом «хлорпирифос» могут вызывать аутизм. Беременным женщинам ни в коем случае нельзя использовать в саду или в быту эти инсектициды особенно, если в семье уже есть ребенок с аутизмом, то есть риск аутизма у плода уже повышен.

Я мать ребенка с РАС, это расстройство аутического спектра (аутизм). Таких семей сейчас становится, к сожалению, все больше и больше. Видов и подвидов Аутизма очень много. Откуда берется эта болезнь никто не знает, как это лечить тоже. Нам остается помогать нашим детям справляться с таким недугом, помогать им минимизировать эти расстройство. Сейчас нашему сыну 7 лет и мы не знаем, куда нам обратиться, чтобы ребенок получил должное образование, адаптировался в обществе и получил шанс на нормальную жизнь во взрослой жизни. С такой проблемой сталкиваются многие семьи. У нас нет специальных школ, хотя есть документ, появившийся в 2014 году в России, который регламентирует создание специальных образовательных условий для обучения детей РАС федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) утвержденный 19 декабря 2014 года приказом № 1598 Министерством образования и науки РФ и вступивший в силу с 2016 года наши дети с аутизмом до сих пор остаются предоставлены сами себе. Нам могут лишь предложить коррекционные школы или домашнее обучение, в которых нет программ для детей с РАС, для таких деток нужна индивидуальная программа. А значит такие школы или домашнее обучение практически исключают шансы на адаптацию ребенка в нашем обществе.
Чтобы ребенок с РАС развивался ему нужен «Ресурсный класс». В Управлении образования г. Ульяновска нам сказали, что на это нет ресурсов. Нет специалистов, нет кадров. Такие классы открываются в больших городах, в Москве, в Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде, Ростове-на-Дону, Казани и других городах. Почему же это не может сделать государство в каждом городе, хотя бы несколько классов? Почему на это нет ресурсов? Если государство не поможет решить эту проблему, то кто же нам поможет? Или нам всем бросить свои дома и переезжать в те города, где есть такие школы, где подумали о детях с РАС? Это пока единственный выход, который мы видим. И это еще не значит, что для нашего ребенка будет место в таком классе, так как, повторюсь, семей детьми с РАС становится все больше и больше.
Многие дети после начального обучения в ресурсных классах могут попасть в обычный класс, так как индивидуальная программа обучения помогает детям развиваться и быстро догонять своих здоровых сверстников. Дети наше будущее. А дети с РАС не наше будущее? Значит у них нет будущего? Нам нужна поддержка государства. Помогите детям с РАС получить должное образование.

Практический результат

Многие дети с аутизмом и с различными расстройствами аутического спектра будут подготовлены для обычной средней школы.
Дети с аутизмом и с различными расстройствами аутического спектра минимализируют свой недуг, так как индивидуальная программа поможет социализироваться и адаптироваться в обществе, а значит иметь шанс для дальнейшего образования и нормальную работу.

Решение

Открыть ресурсные классы для детей с РАС хотя бы в нескольких общеобразовательных школах.
Подготовить кадры: педагогов и тьюторов для детей с РАС.

Сотрудники детского сада № 14 выиграли грант компании «Металлоинвест» и закупили новое оборудование для работы с особыми детьми.

2 апреля во всем мире отмечается День распространения информации об аутизме.

Изучить особенности этой болезни, выявить ранние признаки аутизма, а также не упустить драгоценное время для коррекции — задачи сотрудников детского сада №14, которые на протяжении многих лет работают с особыми детьми.

Смотрите проблеме «в глаза»

Как рассказала заведующая детсадом Нина Гришакова, в их дошкольном учреждении три компенсирующие группы, в каждой из них есть дети с расстройством аутистического спектра (РАС). В поведении таких детей отмечается нарушение социального взаимодействия, они плохо вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. И педагогический состав разрабатывает методы индивидуального подхода к каждому малышу. В рамках образовательной программы с детьми несколько часов в день занимаются психологи, логопеды и дефектологи. Это ежедневный кропотливый труд, успех которого зависит от взаимодействия ребенка, специалистов и родителей.

Нина Гришакова признается: часто сталкивается с родителями, которые отрицают диагноз ребенка, говорят, перерастет, а некоторые, хоть и осознают проблему, но боятся попасть в компенсирующую группу:

— Понять родителей можно, ведь каждый из них хочет видеть своего малыша здоровым. Однако, если вы столкнулись с диагнозом «аутизм», смотрите правде в глаза и начинайте своевременную коррекцию. Да, коррекционные меры – не таблетка от РАС, но именно они помогут адаптировать и социализировать аутиста. Не устаю повторять, аутизм – не приговор! Дети с этим диагнозом должны взаимодействовать с социумом, а не быть оторванными от него.

Откуда берется аутизм?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Хотя специалисты выделяют ряд факторов, способствующих развитию заболевания: кислородное голодание плода, инфекционные заболевания матери во время беременности, наследственная предрасположенность – если в роду уже были случаи аутизма.

Педагог-психолог Татьяна Тимохова отмечает, что еще 20-30 лет назад россияне знать не знали о такой болезни. Сегодня слово «аутизм» на слуху. Психолог не говорит, что раньше не было аутистов, просто РАС скрывалось под схожими неврологическими диагнозами, что затрудняло работу коррекционных педагогов:

— Родителям стоит принять диагноз «аутизм» и выстроить дальнейший план работы. Прекрасно, если ребеночек будет посещать коррекционную группу. Но, кроме этого, работать с аутистами должны родители.

Татьяна Тимохова подчеркнула, что взрослые должны понять, ребенку с РАС тяжело понимать наш мир. Она советует как можно больше говорить со своим малышом. Например, называть предмет, к которому он прикасается, комментировать свои действия (мама режет лук, папа смотрит телевизор и др.). Такой метод расширит внутренний мир ребенка и подтолкнет к выражению эмоций.

Расстройства аутистического спектра могут выражаться как в ослабленных познавательных навыках, так и в выдающихся способностях к чему-либо или повышенном интересе к определенной теме. Например, ребенок собирает сложные головоломки, но не умеет складывать пазл из четырех элементов.

Как распознать РАС?

По мнению дефектологов Елены Ивановой и Ольги Овчаровой, распознать ранние признаки аутизма можно еще в возрасте до трех лет. Родителей должно насторожить, если ребенок не смотрит в глаза, не реагирует на свое имя, боится громких звуков, не воспринимает обращенную речь, избирателен в еде (ест ограниченное количество продуктов), строит предметы в ряд и прочее. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Обладая информацией о заболевании, специалисты советуют не вдаваться в панику, а пройти тщательное обследование. Помните, поставить диагноз РАС может только врач-психиатр.

Коррекционная работа дает результат

Логопед Оксана Чуприна сказала, что у большинства детей с диагнозом РАС есть задержка речевого развития, которую можно скорректировать, но не искоренить полностью. У таких детей есть речь, но она не функциональная. Кроме того, среди аутят большой процент неречевых детей, которые или не заговорят никогда, или сумеют освоить несколько слов (фраз) за всю жизнь. Родители должны быть готовы к тому, что если малыш с диагнозом РАС не заговорил до семи лет, он не заговорит никогда.

Оксана Чуприна согласна, что столкнуться лицом к лицу с аутизмом страшно, но это не приговор. По её словам, вовремя начатая коррекционная работа позволит социализировать ребенка:

— К нам приходят дети с разной степенью аутизма, и уже через несколько месяцев родители замечают значительные улучшения.

По последним данным Всемирной организации здравоохранения, число детей с аутизмом ежегодно увеличивается на 13%. Причины коварного расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма рассказываем простыми словами о сложном расстройстве аутистического спектра. Сложное оно потому, что все люди с этим расстройством развития разные. Есть те, кто не только живут самостоятельно, но и делают отличную карьеру, имеют семью, заводят и воспитывают детей, встречаются с друзьями. А есть такие, кто может жить только с постоянной помощью и сопровождением. Откуда берется аутизм в таком разнообразии и что входит в спектр?

Международная акция «Зажги синим» (Light It Up Blue) проводится ежегодно 2 апреля. Символами аутизма являются синий цвет и фрагмент пазла.

Аутизм — нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены. Большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до трех лет, и первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным. Однако, иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно отличаться — от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся умственной отсталостью, до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное и осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Аутизм – это нарушение развития, с которым человек рождается и живет всю жизнь. Это не болезнь, им нельзя заразиться и от него нельзя вылечиться.

Признаки расстройства аутистического спектра

Важными признаками детского аутизма являются проблемы при построении контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Нарушение социальных взаимодействий — наиболее яркий признак. Дети, страдающие аутизмом, не реагируют на эмоции и не чувствуют состояние окружающих. Также не распознают невербальные сигналы и не понимают подтекста социальных контактов.

Такие дети не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность, как обычные малыши.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты. Пациенты позже начинают говорить и, в последующем, даже «набирая» достаточный словарный запас, испытывают сложности при попытках использовать образы и делать выводы.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное поведение. Наблюдаются стереотипии — повторяющиеся раскачивания туловища, качание головой и прочее. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило в одном и том же порядке. Внимание аутиста сфокусировано на деталях и повторяющихся сценариях. Для игр дети с аутизмом часто выбирают не игрушки, а неигровые предметы, поскольку их игры лишены сюжетной основы. Они просто могут раскладывать предметы в определенной последовательности и перемещать их с места на место и обратно.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся относят и аутоагрессию. По статистике примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же — агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушегия привычных жизненных ритуалов, либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение о наличии у аутистов каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Уровень интеллекта, в лучшем случае, может быть средним или несколько выше среднего. Может быть и снижение интеллекта, вплоть до умственной отсталости. Также часто наблюдается генерализированная недостаточная обучаемость.

Когда родителям стоит обратиться за помощью

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, не может сообщить о своих желаниях, проявляет нетипичное игровое поведение. Такие симптомы могут быть связаны с аутизмом, а могут и нет. Поэтому назначается комплексное обследование. К примеру, при отсутствии реакции на слова взрослых, прежде всего необходим осмотр сурдолога.

Диагноз аутизм ставится при выявлении характерной триады, в которую входят:

  • недостаток социальных взаимодействий
  • недостаток коммуникации
  • стереотипное поведение

при исключении других серьезных расстройств узкими специалистами.

Основной целью лечения аутизма является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирование и поддержание социальных контактов. При длительной и грамотной коррекции, со временем, у некоторых детей наступает ремиссия, и диагноз аутизм может быть даже снят. Относительно же течения аутизма в зрелом возрасте, — на данный момент еще недостаточно исследований, чтобы строить достоверные долгосрочные прогнозы.

Люди с аутизмом очень разные. Это целый спектр расстройств. У некоторых людей есть выдающиеся способности, а у некоторых есть трудности в обучении.

Странную взаимосвязь между уровнем интеллекта отцов и аутизмом детей выявили исследователи этого заболевания. Оказалось, что у умных мужчин почти на треть (31%) повышается вероятность стать отцом ребенка-аутиста. Данные были приведены в Сан-Франциско на международной конференции исследователей аутизма.

Странную взаимосвязь между уровнем интеллекта отцов и аутизмом детей выявили исследователи этого заболевания. Оказалось, что у умных мужчин почти на треть (31%) повышается вероятность стать отцом ребенка-аутиста. Данные были приведены в Сан-Франциско на международной конференции исследователей аутизма.

Ученые рассказали, что проанализировали медкарты 309 тыс. 800 детей, отцы которых при призыве в армию Швеции набрали высокие баллы в технической части теста на коэффициент интеллекта. Результаты исследования показали, что у мужчин с уровнем интеллекта от 111 и выше на треть чаще, чем у тех, чей уровень не превышал 100 баллов, рождались дети-аутисты. Также в исследование были включены и уровень образования отцов, и их возраст, и степень обеспеченности семьи.

Тем не менее, исследователи так и не пришли к однозначным выводам о том, откуда берется аутизм. Также ученые признают, что в своем исследовании не учитывали данные об интеллекте матерей детей, поскольку эти сведения просто неоткуда было взять.

Характерно, что связь уровня интеллекта отца с риском умственной отсталости или развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка оказалась обратной. Так, для мужчин с интеллектом от 75 и ниже риск развития у их детей СДВГ был на 65% выше среднего.

Аутизм – это общее расстройство развития личности, характеризующееся максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Название болезни можно перевести как «внутри себя». Аутист не транслирует во внешний мир жесты, речь, энергию, он замкнут сам на себя.