Религия призывала людей к вере и покаянию, причем абсолютно во всех сферах жизни, в том числе это относилось и к здоровью. Если человек болел, то он должен был молиться о своем исцелении и каяться во всех своих грехах. При положительном исходе считалось, что Господь услышал его молитвы и помог, в противном случае говорилось — «На все воля Божья». При недостаточной вере в свое исцеление с Божьей помощью больной или его родственники обращались за помощью к знахарям.
Знахари — это люди, обладающие весьма обширными знаниями в области лекарственных растений и имеющие мощную энергетику и силу духа. С помощью снадобий, изготовленных своими руками и заговоров с молитвами, они весьма успешно помогали многим людям.
В настоящее же время на Бога почти никто не рассчитывает в случае болезни, а знахарей днем с огнем не сыщешь.
И если мы сейчас рассмотрим болезнь и причины ее возникновения с точки зрения психологии, то увидим много общего с религиозными постулатами. Если человек испытывал негативные эмоции — гнев, обиду, зависть, что вело к соответствующим поступкам, то церковь призывала к покаянию, очищению и раскаянию. В современной психологии это называется выявлением негатива, осознанием и переменой своего отношения к данной ситуации, проблеме.
В результате многочисленных исследований и экспериментов уже давно доказано, что наше психологическое (эмоциональное) состояние оказывает очень большое влияние на физическое здоровье нашего тела. В нашей повседневной жизни мы работаем и отдыхаем, делаем карьеру, стремимся к достижению поставленных целей, строим семейные, личные и дружеские отношения, радуемся, огорчаемся и вообще испытываем всю богатую палитру всевозможных эмоций, в том числе и негативные. А негативные эмоции, как уже известно, оказывают разрушающее действие на наш организм. Поэтому нужно научиться правильно относиться к негативу, не давать ему управлять собой, а это уже работа для ума и большое желание.
На сегодняшний день существует много различных способов контроля над своими эмоциями. Вот некоторые из них:
- Аффирмации (краткая фраза, отображающая ваше желание или настрой на позитив)
- Медитации (психологические упражнения восточного происхождения, направленные на нормализацию эмоционального равновесия)
- Визуализации (периодическое прокручивание в мозге картинки с желаемыми образами)
- Йога (восточная практика, направленная на улучшение физического и психического состояния и обретение гармонии)
Дальше я привожу некоторые результаты исследований доктора Курта Теппервайна. Ему удалось выявить взаимосвязь между подавленными чувствами и возможными заболеваниями.
- Подавленная ЗЛОСТЬ может разразиться гипертонией, хроническими расстройствами желудка, мигренями и повышенной опасностью несчастных случаев;
- БЕСПОКОЙСТВО — расстройством пищеварения, нарушением кровообращения и пониженной сопротивляемостью организма;
- ВЫСОКОМЕРИЕ — заболеванием суставов, расстройством функций печени и проблемами со зрением;
- ЗАВИСИМОСТЬ — острыми и хроническими заболеваниями органов дыхания, ревматизмом;
- ЗАВИСТЬ — нарушением пищеварения, проблемы с желчным пузырем, кожными заболеваниями;
- НАПРЯЖЕНИЕ — мигренями, спазмами и судорогами;
- НЕДОВОЛЬСТВО, НЕПОНИМАНИЕ окружающих — повышенным аппетитом и избыточным весом;
- НЕУВЕРЕННОСТЬ — проблемами с осанкой и межпозвоночными хрящами;
- НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ — депрессиями, летаргией, болями в конечностях, сердечными заболеваниями;
- ОДИНОЧЕСТВО — легочными заболеваниями, проблемами с весом (недостаток или избыток), спазмами;
- ОТВРАЩЕНИЕ — тошнотой и рвотой, затрудненным глотанием, поносом, аллергией, экземой;
- ОТТОРЖЕНИЕ — расстройствами кровообращения и сердечной деятельности, аллергиями и нейродермитом, проблемами с почками;
- ПОВЫШЕННАЯ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — расстройствами сна, мигренями, острыми респираторными заболеваниями и расстройствами пищеварения;
- РАЗДРАЖЕНИЕ — расстройством сна, болями в сердце, дрожью, проблемами с желудком;
- РЕВНОСТЬ — проблемами со спиной, мигренями, проблемами с пищеварением;
- СКУКА — проблемами с кожей и волосами, пониженной сопротивляемостью;
- СТРАСТЬ — болезнями печени и расстройством кровообращения;
- СТРАХ — пониженной сопротивляемостью, астмой и другими хроническими заболеваниями, расстройствами пищеварения, нарушениями слуха и зрения;
- УСТАЛОСТЬ — болями в конечностях, гипотонией, запорами, болезнями почек и мочевого пузыря, слабостью соединительной ткани, пониженной сопротивляемостью и депрессией;
- ХОЛОДНОСТЬ как смесь равнодушия, утраты радости жизни, беспомощности и грусти — телесной слабостью, респираторными заболеваниями, болями в сердце;
- чувство СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — нарушением осанки, нарушением функций печени, заболеваниями зубов и десен.
Пересмотреть свое отношение к жизни вы можете самостоятельно или с помощью близких вам людей, или специалиста. Для этого требуется только ваше большое желание. И тогда вы сможете без труда контролировать негатив и не только снова радоваться жизни, но и избавитесь от некоторых заболеваний. Всего вам доброго и будьте здоровы!
Закрепить простейшие представления детей о микроорганизмах и микробах, болезнях, здоровье.
Расширить представления детей о способах распространения болезней; о том, что полезно для здоровья.
Формировать представления о причинах некоторых заболеваний – микробах, способах распространения и передачи.
Развивать связанную речь, память, основы логического мышления, воображение.
Познакомить с простыми способами борьбы с вредными микробами.
Закрепить правила личной гигиены.
Воспитать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Доброе утро! Здравствуйте!
Предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сегодня теплый чудесный весенний день. Какое у вас настроение? Какое самочувствие? Я вижу Алена грустная. Что случилось?
У меня плохое настроение
Мы сейчас сильно-сильно разотрем наши ладошки, согреем Алену и передадим ей наше хорошее настроение.
Игра «Горчичники» (Дети разогревают ладошки, подходят к Алене и прикладывают их к плечам, спине, груди)
Ребята, что же может помешать хорошему настроению и самочувствию?
Плохая погода, когда кто-то обидел, с кем-то поссорился, когда промокнешь, замерзнешь, случилось несчастье, если заболел.
Отчего люди болеют?
От вирусов, от микробов, от грязных рук, от ветра, от плохой еды, от вредных привычек.
А вы знаете, кто такие микробы?
Червячки, палочки, комочки, точечки.
У человека поднимается температура, появляется слабость, сонливость, кашель, насморк.
И что необходимо предпринимать, чтобы помочь своему организму выздороветь?
Как вы думаете, пить лекарства можно любые?
Нет, только которые назначает врач.
А вы микробов видели? Хотите я вам их покажу?
(Показ слайдов «Микробы»)
Ребята, а где живут микробы?
На грязных руках, немытых фруктах и овощах, в грязной воде, в закрытых непроветриваемых помещениях, микробы живут везде.
Предлагаю вам нарисовать микробов. Пройдите, пожалуйста, к столам. При помощи красок и коктейльных трубочек нарисуйте микробов.
Каким же путем микробы попадают в наш организм?
Давайте рассмотрим картинки. Найдите, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете?
1. Ребенок грызет ногти
2. Девочка держит грязную кошку, недалеко мусорка.
3. Девочка ест торт грязными руками
4. Муха сидит на яблоке
5. Мальчик наливает грязную воду из-под крана
6. Девочка подметает пыль во все стороны
7. Мальчик чихает: «Апчхи!», среди людей
8. Ребенок сосет сосульку
9. Ребенок разбил ногу – рана.
Ребята, вы боитесь микробов?
Мы микробов не боимся!
От них можем защититься!
Чистим зубы, моем руки.
Никогда не знаем скуки.
Двери, окна открываем,
Воздух свежий мы вдыхаем!
Мы микробам погрозим,
И немножко подразним!
Ребята, в нашу группу пробрался вредный микроб. Предлагаю построить крепость.
(Вывешивается картинка микроба)
Каждый ребенок говорит, как защититься от микробов и вывешивает на микроба деталь крепости.
- Мыть руки с мылом перед едой, до и после туалета, после прогулки, по мере загрязнения
- Мыть овощи, фрукты
- Не трогать бродячих животных
- Чихать и кашлять в локоть, а не в ладонь
- Не грызть ногти
- Проветривать помещение
- Не есть испорченную пищу
- Полоскать рот после еды
- Есть больше витаминов
- Чаще купаться
- Беречься от порезов и ссадин
- Делать влажную уборку помещений, чтобы не было пыли
- Мыть игрушки
Микробы бывают разные: ужасные, опасные, страшные и грязные, корявые, дырявые, противные, заразные, очень безобразные. Они не только опасные, но и полезные. Я предлагаю вам сейчас надеть халаты и пройти в нашу лабораторию. Мы с вами несколько дней назад смочили один кусочек хлеба водой, поместили в контейнер и поставили в теплое место. Второй кусочек хлеба просто положили в контейнер. Давайте посмотрим, что же произошло с кусочками хлеба. (Дети рассматривают)
Что произошло с кусочком хлеба в первом контейнере?
Мы можем увидеть присутствие микробов на нем?
Что же произошло с кусочком хлеба во втором контейнере?
Ребята, плесень на хлебе – это особые микроорганизмы. И ее ученые используют в медицине для приготовления лекарства – пенициллина. Пенициллин помогает людям бороться со многими болезнями.
А можно ли употреблять этот хлеб в пищу?
Нет, так как можно отравиться.
Правильно, ребята. Но особые микроорганизмы плесени используются для приготовления творога, кефира, сметаны, йогурта, сыра. Их называют кисломолочные бактерии. И я предлагаю вам провести опыт: заселить кисломолочные бактерии в молоко. (На каждого ребенка на столе стоит 1 стакан с молоком и 1 чайная ложка. В емкость налит кефир. Дети добавляют в молоко по 1 чайной ложки кефира и размешивают)
Будем ожидать, что же произойдет с нашим молоком.
А хотите посмотреть, какая бывает плесень?
Показ слайдов плесени.
Ну что же, вернемся к нашему опыту и посмотрим, что же у нас получается. Получается у нас вкусный и полезный кисломолочный продукт – кефир. Дома вы можете научить ваших родителей этому опыту.
Актуальность: Дети, как правило, не задумываются о причинах, которые вызывают болезни, не осознают, что существуют правила, благодаря которым можно избежать заболевания или болеть реже.
Основная цель: вызвать у детей желание заботится о своем здоровье.
Атрибуты и материалы: письмо от Красной Шапочки, картинки с изображением болеющего ребенка и здорового, иллюстрации с изображением фруктов, овощей и других полезных и «вредных» продуктов, карточки – ситуации , заготовки для создания плакатов «Полезно для здоровья» и «Вредно для здоровья», клей, ножницы, слайд – презентация, картинки с правилами.
Звучит спокойная музыка, дети присаживаются на стулья, стоящие полукругом, или на ковер.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам пришло письмо, интересно от кого оно? (рассматривает конверт, достает письмо и читает)
«Здравствуйте, дорогие дети группы «Ромашка»! Вчера я понесла пирожки своей любимой бабушке и увидела, что она заболела. Я очень её люблю и хочу ей помочь, но не знаю, как. И откуда только берутся эти болезни?! Может быть, вы знаете и подскажите мне, что нужно делать, чтобы быть здоровой?»
Воспитатель: Вы догадались, от кого пришло письмо? (ответы детей) Ребята, поможем Красной шапочке быть здоровой?
Планирование деятельности в проекте
Воспитатель: Дети, как мы сможем помочь Красной Шапочке? (ответы детей)
Воспитатель (обобщает): Конечно, нужно сначала выяснить, что полезно для здоровья, а что вредно; что помогает нам быть здоровыми, а что вредит нашему здоровью. Выяснив все это, мы сможем написать письмо Красной Шапочке, а может даже оформим в виде плаката с картинками и отправим ей. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, скажите, кто из вас болеет часто? А теперь поднимите руку те, кто болеет редко? Кто не болеет совсем? (ответы детей)
Воспитатель: Вам нравится болеть? Ваши родители радуются, когда вы болеете? (ответы детей). Вот и Красной Шапочке не нравится, что у нее болеет бабушка.
Воспитатель: Расскажите, а что вы чувствуете, когда болеете? (высказывания детей)
Дидактическая игра «Здоровый-больной»
Демонстрирует две картинки: человек гуляет, и человек болеет
Воспитатель: Посмотрите на эти две картинки. Вы можете определить, где изображен болеющий человек, а где – здоровый? (ответы детей) Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
Воспитатель: Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о них? Расскажите, что вы о них знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение, которое приготовил для нас Артем, оно называется «Микроб»
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: Да, действительно, микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Когда они находятся
Воспитатель: Кто назначает лекарство, какие таблетки можно принимать и сколько раз их нужно пить? (ответы детей)
Дидактическая игра «Правильные ситуации»
На ковре или на столах разложены карточки-ситуации — ребенок держит пальцы во рту, ребенок грызет ногти, у ребенка грязные руки, ребенок и кошка, ребенок и собака; ребенок моет руки, проветривание комнаты, ребенок делает зарядку, стирка грязной одежды и т.п.
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти карточки-ситуации. Найдите карточки, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
Дети рассматривают карточки, выбирают соответствующие заданию
Воспитатель: А теперь найдите карточки с правильными ситуациями, которые помогают нам быть здоровыми.
Дети рассматривают карточки, выбирают соответствующие заданию
Воспитатель: Давайте вспомним главные правила здоровья (мыть руки перед едой; мыть руки с мылом после улицы; мыть руки по мере загрязнения; мыть руки после посещения туалета; не грызть ногти; проветривать комнату; заниматься физкультурой; закаливаться; кушать витамины и т.д.)
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»
Игра «Угадай, что болит?»
Воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего может болеть. И наоборот, воспитатель называет причину, дети показывают, что болит.
Дети: – душно, шумно
Вос-ль: – болит голова
Вос-ль: – вы съели много сладостей Дети: – болят зубы
Вос-ль: – болит палец Дети: – порезалась, упала
Вос-ль: – грязные руки, немытые фрукты Дети: – болит живот
Вос-ль: – болит ухо Дети: – продуло
Вос-ль: – вы пили холодное молоко Дети: – болит горло
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся.
Физминутка с элементами самомассажа «Неболейка»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения
Чтобы нам не болеть и не простужаться
Мы зарядкой с вами будем заниматься.
Чтобы горло не болело –
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать –
Будем носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем –
Ладошку, сделав козырьком.
Вилку пальчиками сделай –
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем да, да, да –
Нам простуда не страшна!
Дидактическая игра «Полезно-вредно»
Воспитатель: Ребята, а может быть вы знаете, что должна содержать еда, чтобы расти сильными и быть здоровыми? (ответы детей: витамины…)
Воспитатель: В каких продуктах много витаминов? (ответы детей: овощи, фрукты, рыба и т.п.)
Воспитатель: Есть продукты полезные, а есть продукты даже вредные. И сейчас я предлагаю посмотреть слайды. Если вы видите продукт полезный для вашего здоровья – хлопните в ладоши; если не очень полезный – руки уберите на колени и скажите – НЕТ.
Демонстрация слайдов о здоровой и вредной пище.
Оформление плакатов «Что нам помогает быть здоровыми»
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием, верно отвечали! И я предлагаю вам оформить плакаты для Красной шапочки. На одном плакате мы поместим картинки, на которых изображено то, что помогает нам быть здоровыми, а на другом мы приклеим картинки, на которых изображено то, что может быть вредным для нашего здоровья. Но сначала разомнем наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Мы их дружно разотрем,
Вместе мастерить начнем.
Дети подходят к столам, выбирают картинки, прикрепляют их на соответствующие плакаты. Затем вместе рассматривают плакаты и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, теперь эти плакаты мы отправим Красной Шапочке, они помогут ей понять, что полезно, а что вредно для здоровья. И она сможет помочь своей бабушке!
Цель: сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах.
Задачи: сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней;
научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей;
формировать представления о способах профилактики заболеваний;
воспитывать умение оценивать, что полезно и что вредно для здоровья.
Оценить 265 1
Конспект занятия на тему «Откуда берутся болезни».
Цель:сформировать представление о здоровье, болезнях, микробах.
Задачи: сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней;
научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей;
формировать представления о способах профилактики заболеваний;
воспитывать умение оценивать, что полезно и что вредно для здоровья.
I. Работа по теме.
Воспитатель: Дети, кто из вас редко болеет, поднимите руку!
– А кто из вас часто болеет, поднимите руку!
– Кому из вас нравится болеть?
– Когда вы болеете, что с вами происходит?
– Расскажите, что вы чувствуете, когда болеете?
Дети рассказывают. Воспитатель поощряет высказывания детей.
– Как вы думаете, почему мы болеем? Откуда берутся болезни?
– Да, вокруг нас в воздухе, в воде и на земле, на растениях обитает очень много микробов. Вы что-нибудь слышали о микробах? Расскажите, кто знает.
Воспитатель: Вы правы, это такие маленькие существа, их просто глазам не видно. Когда они находятся вне организма человека или животного, они никому не причиняют вреда, но стоит им только попасть внутрь человека, и тут они начинают “вредничать”, заражать нас, и мы болеем. Эти существа называются микробами.
– Как вы думаете, каким путем микробы могут проникать внутрь человека?
– Абсолютно верно, через рот и грязные руки. Достаньте, пожалуйста, носовые платки и разверните их перед лицом. Втяните воздух сильно через нос, а теперь через рот – что вы заметили, что произошло с нашими платками?
– Да, они стали колыхаться. В какую сторону?
– В сторону лица. Так если в этом воздухе есть микробы, то куда они направляются?
– Конечно, к вам в рот. А если у вас на руках микробы, как они могут к вам попасть в рот?
– Да, вы правы, если мы начнем брать руки в рот или есть что-то грязными руками.
Но, к счастью, микробы бывают не только болезнетворные, но и хорошие. Не удивляйтесь. Видели, как мама ставит тесто для пирогов?! Как она поднимается и увеличивается в кастрюле? Это тоже работа микробов: они размножаются, и тесто становится пузырчатым, а пироги вкусными.
– Дети, как же себя надо вести, чтобы не заразиться от больного человека?
Мыть руки часто, а пред едой особенно тщательно!
После игры с домашними животными обязательно мыть руки!
Не лезть в глаза грязными руками, если засорился глаз – протереть чистым платком!
Если чувствуешь недомогание, нельзя заниматься спортом, сильно сморкаться, находиться на холоде, есть и пить холодное!
– Дети, а можно защититься от болезней?
– Каким образом? (Ответы детей.)
– Да, чтобы предупредить болезнь, врачи всем людям делают прививки. А что такое прививка? (Ответы детей.)
Воспитатель. Прививка – это введение в организм здорового человека особого вещества – вакцины. Вакцины обычно делают из крови переболевшего этой болезнью животного.
Когда животное переболело какой-либо болезнью, у него вырабатывается особые клетки, которые могут бороться с микробами болезни, и эти клеточки могут выводить из организма больные микробы через выделения носа, с потом человека, и таким образом, человек болеет, но в очень слабой форме, не опасной для него. И в дальнейшей жизни уже никогда этот человек не заразится данной болезнью. Он может болеть другими болезнями, против которых у него нет защиты.
– Дети, а какие люди реже болеют? (Закаленные.)
–Кто такие закаленные люди? Как вы понимаете, что значит “закаляться”? (Ответы детей.)
Правильно, это люди, которые занимаются спортом, не кутаются, ведут здоровый образ жизни: правильно питаются, много двигаются, соблюдают режим дня.
– Дети, а как вы думаете, заболеть можно только от болезнетворных микробов? (Ответы детей.)
Конечно, если много есть сладкого и сдобного, если много надевать на себя одежды, если курить и употреблять алкоголь и наркотики.
– Дети, у кого курят папы? (Ответы детей.)
Много людей на планете курят. Курение – это вредная привычка. Давайте посмотрим на картинке, что происходит в организме курящего человека.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением здорового человека и курящего.
II. Итог занятия.
Дети еще раз повторяют, что значит быть здоровым человеком, откуда берутся болезни и что такое микробы.
Оценить 1372 0
Беседа для детей «Откуда берутся болезни?»
– Что такое? Неужели Ваши дети заболели?
– Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит. Приезжайте же скорее, Добрый доктор Айболит!
– Вам, конечно, знакомы эти строки из сказки К. Чуковского? Бедные зверушки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней еще больше. Все их знает только доктор.
Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Слово «микроб» происходит от двух греческих слов: микрос, что значит «маленький», и биос – «жизнь». Мир вокруг нас полон таких существ. Они везде – в воздухе, воде, на земле, в нашем теле. Эти существа так малы, что глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный прибор – микроскоп.
Воспитатель предлагает детям посмотреть под микроскопом на каплю воды. Микробов на свете великое множество, и все они очень разные. Есть среди них существа «покрупнее» – бактерии, а есть и совсем уж мелкие – вирусы. Многие микробы полезны. Например, благодаря гнилостным бактериям в почве образуются вещества, которые питают растения. Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу. С помощью этих полезных бактерий можно приготовить ряженку, кефир сыр. В организме человека тоже обитают полезные микробы, без них пища не могла бы перевариться. Но, к сожалению, не все микробы такие хорошие, есть и очень вредные, или болезнетворные. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. От этих ядов и возникают инфекционные, или заразные, болезни.
– Как возбудители болезней попадают в наш организм? (Ответы детей.) Прежде всего, микробы могут попасть в воду, где они живут и размножаются. Поэтому всегда рекомендуется пить кипяченую воду, при кипячении микробы гибнут. Или следует пить воду, специально очищенную при помощи фильтров. Большинство инфекций, например вирус гриппа, передаются по воздуху. Вирусы находятся в капельках воды, выдыхаемых вместе с воздухом. Больной гриппом при чихании и кашле выбрасывает их в воздух и может заразить тех, кто этим воздухом дышит. Если в доме есть кошка или собака, которые бывают на улице, им обязательно делают прививки. Ведь с улицы они могут принести инфекцию, опасную для человека. Теперь вы понимаете, почему родители ругают вас, если вы гладите бездомное животное.
– Итак, какие правила необходимо соблюдать, чтобы уберечься от инфекции? (Ответы детей.) – Чтобы уберечься от инфекции, не стоит пить сырую воду, есть немытые фрукты и овощи и, конечно, не забывать чаще мыть руки с мылом. А от многих инфекционных болезней защищают прививки. Прививка – это введение в организм здорового человека особого вещества – вакцины. (Вакцины обычно делают из крови переболевших этой болезнью животных.)
– На прививку! Первый класс. – Вы слыхали? Это – нас. – Я уколов не боюсь. Если надо – уколюсь! Ну подумаешь, укол! Укололи – и пошел. Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу! Я вхожу один из первых В медицинский кабинет: У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! Если только кто бы знал бы, Что билеты на футбол Я охотно променял бы На добавочный укол. На прививку! Первый класс. – Вы слыхали? Это – нас. – Почему я встал у стенки? У меня. дрожат. коленки. С. Михалков
– Почему люди так боятся прививок? – Можно ли обойтись без вакцинации? – Дайте свой совет, как не бояться прививки. (Ответы детей.)
– Как вам такой совет? Никогда не разрешайте Ставить градусник себе, И таблеток не глотайте, И не ешьте порошков. Пусть болят живот и зубы, Горло, уши, голова, Все равно лекарств не пейте И не слушайте врача. Перестанет биться сердце, Но зато наверняка Не прилепят вам горчичник И не сделают укол. Если ты попал в больницу И не хочешь там валяться, Жди, когда к тебе в палату Самый главный врач придет, Укуси его и сразу Кончится твое леченье, В тот же вечер из больницы Заберут тебя домой
Некоторые микробы, пробравшись в организм, не сразу начинают действовать. Они как бы затаиваются и ждут своего времени. Например, в организме человека обычно находится большое количество бактерий, которые могут вызвать ангину, а человек этот ангиной не заболеет, если он закален, если его организм хорошо сопротивляется микробам. Но стоит организму ослабеть, как бактерии легко проникают внутрь слизистой оболочки – и горло воспаляется. – Скажите, отчего ослабевает организм? Некоторые болезни возникают оттого, что человек плохо заботится о своем здоровье. Если слишком любишь сладкое, мучное и очень мало ешь овощей и фруктов – это плохо, для роста не будет хватать полезных веществ. Если ты не высыпаешься, мало бываешь на воздухе, подолгу смотришь телевизор или сидишь за компьютером, твой организм устает, ослабевает. А как ты одеваешься? Если недостаточно тепло или, наоборот, слишком кутаешься, тебя будут преследовать простудные заболевания. Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой. – Как определить, болен ли человек или он абсолютно здоров? Признаков болезни много. Один из самых главных – боль. Это очень важный сигнал. Представь себе, что было бы, если бы мы не чувствовали боли? Боль предупреждает: организм не в порядке, нужно лечиться! А как лечиться? Конечно, хочется поскорее избавиться от боли, человек спешит принять лекарство. Боль может и пройти от таблетки, но обычно это облегчение бывает временным и боль снова начинает подавать свои сигналы. Ведь дырку в зубе, например, не залечишь таблеткой, да и ангина не пройдет от болеутоляющего лекарства. Поэтому всегда нужно искать причину боли. Лучше всего это сделает врач, он же и назначит подходящее лечение. Есть один очень хороший доктор – твоя мама. Обязательно скажи ей, что у тебя болит, а уж она решит, нужно ли вызывать врача из поликлиники или тебе достаточно просто полежать, поспать. Еще один важный признак болезни – повышенная температура. Нормальная температура тела человека 36,5. Температура выше 37 градусов – это сигнал о возможной болезни. Случается небольшое повышение температуры, когда человек попадает в непривычные для него условия. Но обычно повышение температуры говорит о том, что внутрь тела попала инфекция и организм начал с ней схватку. Большинство болезнетворных бактерий и вирусов погибает при повышенной температуре. Поэтому не надо спешить «сбить» температуру лекарствами. Другое дело, если даже не очень высокая температура держится несколько дней или градусник показывает 39 градусов и выше. Значит, без посторонней помощи организм не может справиться инфекцией, нужно лечение
. – Что вы запомнили из сегодняшней нашей беседы? – Какие выводы сделали для себя?
– Крепкий закаленный человек лучше справляется с разной инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному организму любая хворь пристает. Будь сам для себя добрым доктором Айболитом! Желаю вам крепкого здоровья!
Про себя мы охотно признаем, что «все болезни — от нервов», но если хворать начинает ребенок, мы начинаем яростно отрицать эту закономерность. Уже хотя бы потому, что тогда главными виновниками детских болезней придется признать маму с папой.
Снежный ком
На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот.
Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.
Палитра симптомов
Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.
Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).
И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.
Что делать?
Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему работать перестали. И знак родителям, что для них тоже пришло время меняться, причем ради их же блага.
Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему назвать и выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
Проанализировать. Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом (роль «спасателя» семьи, роль «переключателя внимания»).
Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть — это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты болеешь, твой друг Петя не может приходить к тебе в гости / тебе нельзя гулять»; «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!
Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача — задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?»; «А что девочка чувствовала? О чем мечтала?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.). Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться — и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша — этот метод хорошо работает.