Сладость ужаса

Когда говорят о детских страхах как о проблеме, обычно имеют в виду те случаи, когда ребенок боится того, что его безопасности не угрожает. Это может быть страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате, страх перед сказочными персонажами… Иррациональным страхам подвержены многие малыши начиная с 3 лет. Иногда и взрослые добавляют тревожности: «Будешь плохо себя вести – Баба-яга тебя съест». Пугать малыша не стоит. Как и не стоит отрицать страх ребенка: бояться он от этого не перестанет, просто больше не будет делиться своими опасениями с вами.

Иногда взрослые решают оберегать ребенка от тех сказок и мультиков, где может быть что-то пугающее. Это тоже тупиковый путь. Безусловно, чем ребенок чувствительнее, тем сильнее его все затрагивает и тем больше времени ему требуется на то, чтобы справиться с трудными переживаниями. Но, если внимательно понаблюдать, можно заметить: то, что ребенка пугает, одновременно его и притягивает. Дети интуитивно ищут возможности безопасной встречи со страшным. Они могут смотреть пугающий эпизод любимого мультфильма, выйдя за дверь комнаты и глядя в щелочку.

«Страшилки» и «пугалки» – игры не для дошколят, а для детей старше 7–8 лет, у которых уже другие отношения со страхом.

В чем причина?

В возрасте около 3 лет малыш начинает себя осознавать как отдельное от мамы существо. Это непросто, потому что ему приходится встречаться с собственными чувствами, а он еще не готов к этой встрече. Страхи ребенка этого возраста – это обычно отторгнутые им негативные эмоции, которые его пугают.

Что провоцирует страхи у малышей:

Несовместимые чувства. Обнаружив себя отдельным человеком, состоящим в отношениях с другими людьми, ребенок начинает ловить себя на самых разных чувствах по отношению к ним. Например, он сталкивается с тем, что злится на любимую маму. Испытывать злость по отношению к человеку, от которого зависит жизнь, очень страшно. Ребенок воспринимает это чувство как опасное и бессознательно пытается справиться с ним, вынеся его вовне и преобразовав, например, в чувство к злой и страшной Бабе-яге.

Мысли о смерти. Источником страха могут стать возникающие у ребенка мысли о смерти. Дошкольники, уже получившие некоторое представление о времени, начинают задумываться о том, что жизнь конечна, что наступит время, когда их на свете не будет. Обычно такие мысли посещают малышей в возрасте 4–6 лет. Часто в это время дети проявляют особый интерес к похоронам, задают вопросы о смерти… Если эта тема в семье табуирована и у ребенка нет возможности с кем-то об этом поговорить, у него могут появиться «необъяснимые» страхи.

Переживания травматического опыта. Всплеск страхов часто возникает после травмирующих событий (например, ребенок перенес физическую травму, попал в аварию. ). В экстремальных ситуациях рождается очень много сильных переживаний, которые ребенку трудно даже назвать, не то что выразить и осмыслить. Тогда ему приходится эти переживания вытеснять, преобразуя в страхи. Обычно это происходит не сразу, а через полгода-год после случившегося. Такие страхи могут появиться в любом возрасте и являются сигналом, что ребенок нуждается в профессиональной помощи.

Советы взрослым

Признавайте все чувства ребенка, в том числе и негативные, называйте их. Так он убедится в их праве на существование, а заодно получит уверенность, что никакое его чувство не может угрожать отношениям с близкими.

Разговаривайте с ребенком о том, что его волнует, даже если тема разговора для вас не очень легкая. Если ребенок интересуется похоронами, расскажите ему о них, поиграйте, например, в похороны сломавшейся игрушки или мертвой птички, найденной на прогулке.

Хотя страхи в дошкольном возрасте – явление нормальное и проходящее, можно обратиться к психологу, если что-то вызывает у вас беспокойство.

Следует обратить серьезное внимание на страхи у ребенка, если:

  • они возникли позднее «возраста страхов», то есть уже в школьный период;
  • когда известно, что ребенок пережил травмирующее событие.

В обоих случаях надо обратиться к детскому психологу.

– Я вот, например, боялась темноты, когда была маленькая. Не могла уснуть без бабушкиной руки. Таких страхов у детей много. Родители должны говорить о них со своими чадами, пытаться помочь, не стесняться обращаться к психологу.

Даже взрослый человек в большинстве случаев чувствует себя некомфортно и ощущает некий страх, открывая дверь стоматологического кабинета. Чего же требовать от ребёнка?
Но если подобное поведение зрелого человека можно объяснить наличием негативного опыта, то откуда берётся боязнь посещения стоматолога у детей?
Существует несколько вероятных причин.

Причина первая. Родители заражают ребёнка своими эмоциями. Дети очень восприимчивы к поведению родителей. Родители веселы – ребёнок смеётся, мама плачет — начинает плакать и малыш, взрослый встревожен и нервозное состояние передаётся младшему члену семьи. Если родители или близкие значимые люди испытывают страх, то этот же страх, даже не зная причины, будет испытывать и ребёнок, заранее ожидая чего-то ужасного.

Причина вторая. Негативные воспоминания. Жизненный опыт у детей относительно невелик, но если ребёнку уже приходилось столкнуться с лечением зубов, и этот процесс остался в его памяти как болезненно-неприятный, то ничего удивительного нет в том, что малыш будет стараться избегать подобных ситуаций, испытывая при этом обоснованный страх.

Причина третья. Ассоциации. Все стоматологические клиники Перми внешне выглядят приблизительно одинаково, как и все специалисты, относящиеся к медицинскому персоналу, имеют одинаковую форму – облачены в белые халаты. Если у вашего ребёнка случались проблемы со здоровьем, и ему пришлось принимать неприятные процедуры или длительно лечиться, то любое медицинское учреждение он будет стараться обходить стороной и каждый человек, надевший медицинский халат, будет вызывать у ребёнка недоверие, а в иных случая панику и страх.

Причина четвёртая. Запугивание. Здесь вина ложится на неосмотрительность родителей. Когда в семье случались фразы типа: «Вот не будешь чистить зубки – пойдём к врачу, он их вырвет» или иные варианты устрашающего характера, то у ребёнка не возникнет никакого желания посетить стоматологию, чтобы проверить правдивость данных утверждений.

Ещё бывает, что друг, старший брат или сестра поделившись своими красочными впечатлениями, например, от работы бормашины, вселив тем самым в сердце малыша настоящий ужас перед процедурой лечения зубов.
Перечисленные причины могут переплетаться и дополнять друг — друга.
И что же делать?

Перед посещением стоматологии Перми будьте спокойны, доброжелательны и терпеливы. И ваша уверенность передастся ребёнку. Если данный поход в поликлинику будет первым в его жизни, то не нужно успокаивать малыша. Фразы: «Тебе не будет больно», «Это совсем не страшно» могут вызвать беспокойство. Лучше объяснить, что врач осмотрит зубки и если нужно, то почистит их. Не обещайте лишнего, а то, что обещали — выполняйте. Помните, что вам ещё не раз придётся наведываться к врачу и доверие ребёнка очень важно.

Ни в коем случае не применяйте насилие. Это только усугубит ситуацию. Только уговоры, только объяснение и постепенное приучение.

Важно выбрать хорошего детского стоматолога, готового с пониманием отнестись к опасениям ребёнка, грамотно провести осмотр и лечение. В таком случае у ребёнка останутся только положительные воспоминания. И в следующий раз он будет идти на консультацию без лишних тревог, видя в лечащем враче друга.

Отлично, когда посещение медицинского учреждения завершается на приятной ноте, например, в нашей клинике мы дарим детям подарки. В этом случае, даже если во время приёма ребёнок почувствовал некий дискомфорт, то он сгладится положительными эмоциями от подарка. А в памяти малыша отложится, что встреча со стоматологом всегда заканчивается приятным моментом.

Если Вам с ребёнком необходим осмотр или лечение зубов, а также исправление прикуса, позвоните нам по телефону +7 (342) 259-03-03 и запишитесь на приём. А мы постараемся сделать так, чтобы у маленького пациента не возникало страхов перед стоматологами.

Скидка 3% на любой* план лечения от 50000 рублей при условии предоплаты *скидка не распространяется на услуги по акциям

Пожалуй, страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это чувство, которое появляется с опытом: один раз пережив страх, мы будем испытывать подобные эмоции в похожих ситуациях. И особенно важно обратить внимание на страхи детей, ведь вместе с познаванием мира у ребенка могут сформироваться различные страхи, которые в будущем могут негативно повлиять на его жизнь.

Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.

Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги

Детские страхи бывают нескольких видов: навязчивые, бредовые и сверхценные. Первые ребенок переживает в каких-то конкретных случаях, которые могут привести к боязни — высота, закрытые пространства, толпа. Бредовые — самая тяжелая форма, при которой ребенок почему-то боится носить какую-то одежду, играть с какой-то куклой. Их причину трудно выявить, и порой они могут указывать на отклонения в психике малыша. Но не стоит сразу переживать, возможно, обувать какие-то туфельки малыш не хочет, потому что когда-то подскользнулся в них и упал. Сверхценные наиболее распространенные, они могут быть вызваны фантазией ребенка. На этих страхах он зацикливается и не может преодолеть.

Что может испугать

1. Конкретный случай

Укусила собака, застрял в лифте да еще и в темноте… Такие страхи еще зависят от мнительности, тревожности и других особенностей малыша. И, кстати, эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка фразами: «Не будешь спать – заберет бабай».

Останні новини

2. М ногочисленные запреты, гнев и угрозы со стороны взрослых

Внушенные страхи очень распространенные, ведь ребенок склонен воспринимать остро фразы: «Не ходи – упадешь » или «Не бери – обожжешься », «Не гладь – укусит ». Особенно вторую часть.

3. Фантазия

Часто дети придумывают предмет страха. Например, в темноте перед их взором могут оживать страшные чудовища и монстры.

4. Семейные конфликты

Дети склонны чувствовать вину из-за ссор родителей и боятся оказаться их причиной.

5. Взаимоотношения со сверстниками

Вполне возможно, что детский коллектив может обижать ребенка, отказывается принимать его, естественно, малыш не захочет идти в садик. Кроме того, другие дети могут попросту запугивать разными историями.

Возрастные страхи

В каждом возрасте ребенок испытывает различные страхи. До шести месяцев малыша способен напугать громкий шум, резкие движения людей или падение.

Начиная от семи месяцев и до года детей восприимчивы в громким звукам, например, гулу пылесоса, их пугают незнакомцы, процесс переодевания, смена обстановки, высота и даже отверстие стока в ванной и душ.

В возрасте от года и до двух лет ребенок боится разлучиться с родителями, травм и сна, так как ему могут сниться ночные кошмары.

Основой для страха детей до 3 лет является отвержение со стороны родителей, большие непонятные предметы (машины) и изменение порядка жизни. Об этом важно помнить, отдавая своих малышей в садик.

С 3 до 4 лет дети начинает проявляться боязнь темноты, одиночества и замкнутого пространства. Обычно в этом возрасте родители решают, что их ребенок может спать отдельно и, погасив свет и желая сладких снов, плотно прикрывают дверку в спальню. Но как раз этот период невероятно сложный для детей, так как в темноте их страхи только усиливаются.

В 6-7 лет у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется понимание жизни, именно в этом возрасте он осознает, что жизнь не бесконечна, и у него может появиться страх смерти.

Дети, которым исполнилось семь или восемь лет, обычно боятся вызвать недовольство родителей, не оправдать их ожидания. Как правило, ребенок обычно идентифицирует себя с родителем своего пола, именно его поддержка и одобрение особенно значимы для сына или дочери.

Ребята от 8 лет больше всего боятся потерять родителей.

У особо эмоциональных ребятишек эти страхи могут видоизменяться и закрепляться. Важен еще и тот момент, что обычно чувствительный ребенок испытывает те же страхи, что и его мама — в прошлом или настоящем. Своим беспокойным поведением мать только больше может разволновать малыша, например, страхом удариться или заболеть.

Источником страха могут стать и угрозы — наказать, позвать «злого дядю», отдать «чужой тете». Более того, угрозы и оскорбления могут стать почвой для формирования низкой самооценки у ребенка школьного возраста.

Продолжительность страхов

Возрастные страхи обычно существуют три-четыре недели после возникновения, но если интенсивность возрастает, ребенок склонен к панике — это уже страх невротический. Он более напряженный и длительный и может существовать до взрослого возраста.

Конечно, это негативно влияет на ребенка, подростка, которые склонны в такие моменты ставить защитные барьеры, избегать всего нового и непонятного. Невротический страх трудно перебороть, в этом случае лучше обратиться за помощью к детскому психиатру, иначе с возрастом разовьется фобия.

Как преодолеть страхи

Самое главное для родителей — оставаться спокойными и сопереживать своим деткам. При этом важно уметь найти золотую середину между равнодушием и чрезмерным беспокойством.

Важно обсуждать с малышом его страх, пробовать переубедить его не бояться, но при этом ничего не преуменьшать и не высмеивать. Можно разработать целый комплекс мероприятий, например, придумать сказку или историю, в которой ребенок бы победил свою боязнь; стремиться повышать его самооценку; поддерживать новые увлечения и, конечно же, оценивать его успехи в преодолении страхов.

Один из самых эффективных способов снятия страха — рисование — снов или того, что пугает малыша. Ребенку нужно пояснить смысл рисования, по окончании похвалить, а спустя несколько дней поговорить об этом. Можно предложить «уничтожить» свой страх: разорвать, сжечь или изменить что-то в рисунке так, чтобы получился «защитный щит». Ну например, «надеть» намордник на злую собаку.

Здорово будет проиграть пугающую ситуацию в форме сказки, при этом ребенок может исполнить роль того, кого боится, либо стать героем-защитником.

Главное — не оставлять без внимания жалобы малыша, не относиться к страхам как к капризам, не наказывать за «трусость». Нужно дать понять ребенку, что его понимают, он в полной безопасности и может доверять.

«Мама, папа, мне страшно! Я боюсь!» Почему малыш, который не так давно спокойно оставался один в помещении, бесстрашно бежал в тёмную комнату за игрушкой, и не раздумывая хватал в руки всё, что движется, вдруг превратился в трусишку, пугающегося любого шороха и не желающего спать в своей кровати? Этим вопросом озадачены многие родители дошколят. В чём же причина детских страхов и как с ними бороться?

«Мама, папа, мне страшно! Я боюсь!» Почему малыш, который не так давно спокойно оставался один в помещении, бесстрашно бежал в тёмную комнату за игрушкой, и не раздумывая хватал в руки всё, что движется, вдруг превратился в трусишку, пугающегося любого шороха и не желающего спать в своей кровати? Этим вопросом озадачены многие родители дошколят. В чём же причина детских страхов и как с ними бороться?

Откуда берутся страхи

Страх — неотъемлемая составляющая инстинкта самосохранения, благодаря которой организм реагирует на опасность. Чувство страха могут испытывать как дети, так и взрослые. Однако специфическое отличие детских страхов — отсутствие связи с реальной угрозой. Чаще они представляют собой отражение информации, полученной от взрослых или пропущенной через призму детской фантазии.

Психология страхов дошкольников объясняется неразрывной связью образного мышления, телесных ощущений и эмоциональных переживаний, поэтому воспринимаются они очень остро.

В 3-5 лет наиболее остро ощущается
страх темноты, воды,
замкнутых пространств

С течением времени объекты и ситуации, приводящие ребёнка в ужас, видоизменяются. Речь идёт о так называемых возрастных страхах, являющихся естественной составляющей развития психики. Так, если в возрасте двух лет актуализируется боязнь одиночества, врачей, страх перед засыпанием, сновидениями, то в 3-5 лет наиболее остро ощущается страх темноты, воды, замкнутых пространств, а в старшем дошкольном возрасте — страх своей смерти и утраты близких, стихийных и военных действий. Социальные страхи у дошкольников проявляются в виде боязни публичных выступлений, нахождения в новом коллективе.

Страхи у дошкольников могут быть также обусловлены:

— негативным опытом. Если ребёнок пережил травмирующую ситуацию, он невольно будет опасаться того, что может к ней привести вновь;

— преднамеренным запугиванием, в случае использования взрослыми устрашающего объекта или действия для устранения нежелательного поведения детей;

— высокой тревожностью родителей. Чрезмерное, эмоционально окрашенное беспокойство взрослых, предостережения по типу «упадешь», «ударишься» и т.п. зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх;

— агрессивным поведением взрослых. Демонстрация силы родителями снижает чувство безопасности и формирует боязливость.

Как проявляются страхи у детей

Как правило, страх характеризуется изменениями эмоционального состояния и телесными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение ребёнка становится необычным — он избегает потенциально опасных ситуаций или объектов, боится оставаться в одиночестве.

Ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад? Цитата из материала «Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?»

Кроме того, страхи дошкольника могут сопровождаться повышенной тревожностью, снижением внимания, невротическими реакциями (плаксивость, агрессия) и психосоматическими нарушениями (энурез, заикание, аллергии).

Как помочь ребенку справиться со страхом

С проблемой детской боязливости родителям следует обращаться к детскому психологу, психотерапевту.

Своё социальное недовольство ребёнок может высказывать посредством симуляции боли в животе. Цитата из материала «Что делать, если у ребёнка болит живот?»

Коррекцию страхов у дошкольников обычно начинают с психологической диагностики. Помимо беседы с родителями и ребёнком, для обнаружения причин и предметного содержания страха психологи используют проективные методики на выявление страхов у дошкольников. Информация, полученная в ходе первичной консультации, позволит специалисту составить план коррекционной работы и подобрать подходящие способы для работы с конкретным случаем.

Эффективными методами коррекции страхов у дошкольников является арт-терапия (работа с красками, глиной, песком), игровая терапия, танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия.

Побороть страх гораздо легче, если взрослые помогают ребенку чувствовать себя увереннее, создавая безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш сумел преодолеть страх, специалисты рекомендуют обеспечить близкий эмоциональный контакт с родителями (совместные игры, объятия, укачивание на руках), исключить воспитание запугиванием, позволить бояться, оказывая в этом случае позитивную поддержку.

Попробуйте вместо формулировки «это совсем не страшно, не выдумывай!» использовать фразу «я вижу, что тебе страшно, но я верю, что ты справишься!» и будете приятно удивлены тем, насколько легче ребёнку будет справиться с испугом, не обременяясь при этом дополнительными чувствами вины и неполноценности.

Если детские страхи своевременно не
устранить, они могут преобразоваться в фобии

Помните о том, что каждое детское переживание имеет свою уникальную историю, каким бы нелепым оно на первый взгляд не казалось, поэтому отнеситесь к нему с должным вниманием. Если детские страхи своевременно не устранить, они могут преобразоваться в фобии, причиняя неудобства и во взрослой жизни.

— Вы знаете, проблема в том, что Ваня у нас всего боится, — сказала мама, погладив пятилетнего сына по вьющимся волосам.

— Всего-всего? — не поверила я, обращаясь к самому мальчику. — Микки-мауса? Бабушку? Трамваев? Манную кашу?

— Нет, этого всего не боюсь, — засмеялся Ваня.

— А чего же действительно боишься? — уточнила я.

— Когда темно, — сразу же ответил мальчик. — И еще привидений. И все.

Мама рассказала, что на самом деле список Ваниных страхов значительно обширней: кроме темноты, Ваня боится оставаться в комнате один, плачет, когда мама уходит на работу или в магазин, боится врачей и уколов (чтобы взять кровь из пальца в поликлинике, его пришлось два часа уговаривать перед процедурой, а потом еще час успокаивать после), а недавно стал бояться двух больших собак нижних соседей (что выглядит особенно странно, так как раньше он с этими собаками дружил).

— Когда все это началось?

— Да вы знаете, где-то с полгода назад. До этого никаких особых страхов не было. Мы сначала внимания не обратили: ну, просит оставить свет в прихожей, нам что, трудно, что ли? Потом надо уже лампу в комнате зажечь, потом дверь перестал в туалет закрывать, а уж когда попросил отца пройти с ним по коридору к бабушке в кухню: «я сам боюсь», фактически на мне повис и начал от знакомых собак шарахаться — тут мы и поняли, что что-то неладно. Скажите, это вообще опасно? Это нарушение психики? Надо лечить? — мать c тревогой посмотрела на меня.

Отец, который вошел в кабинет вместе с женой и сыном, глядел куда-то в сторону и, кажется, кроме «здравствуйте» в самом начале, не сказал ни слова.

— Я пока не знаю, — честно ответила я. — По данным из разных источников, те или иные страхи у дошкольников встречаются у трех, пяти или даже восьми детей из десяти. Судите сами: что здесь считать нормой, что нарушением?

— Но почему это так? — спросила мать Вани. — Откуда это берется? Я думала, здесь все дело в том, что родители сами пугают детей. Вот меня бабушка в детстве все время бабой-ягой пугала, что она плохих девочек забирает, и я, когда не слушалась, потом из-за занавески все в окно выглядывала (не летит ли бабка-ежка за мной?). А мужу (мы с ним, когда Ваня начал бояться, это обсудили) его старший брат рассказывал страшилки про вампира, что он придет и его ночью укусит, так Вадим спал в шарфе, чтобы вампир до шеи не добрался. Поэтому мы Ваню ничем не пугали, и в телевизоре он смотрит только хорошие мультики, сказки и передачи про животных…

— Полгода назад в жизни вашей семьи не было каких-нибудь кардинальных перемен?

— Да нет вроде. Восемь месяцев назад я наконец-то на работу вышла. Но я давно хотела и собиралась, а Ваня уже весь прошлый год в садик ходил, и бабушка у нас дома…

— Как ведет себя Ваня с бабушкой? Те же страхи?

— Да. Все то же самое. Плюс, когда она его из садика заберет, перед моим приходом с работы он ее просто изводит: бабушка, а мама скоро придет? А она нигде не задержится? А она в магазин не пойдет? А поезд в метро не сломается? (Однажды мы с ним ехали, была какая-то авария и поезд почти час стоял.) А почему ее еще нет?

— Ну это вот — ты! — неожиданно для меня вступил в разговор отец. — Это от тебя. Раньше ты меня изводила, а теперь Ванька эстафету принял, и совершенно по образцу…

Никакой реакции со стороны матери, ни согласия, ни возражений.

Я почувствовала направление дальнейшей работы, попросила Ваню нарисовать дома портрет привидения, которое он боится, быстренько «закруглила» визит и договорилась с мамой мальчика (ее звали Тамара) о следующей встрече.

— Страхи у детей чаще всего встречаются от двух до девяти лет, — сообщила я Тамаре во время нашей следующей встречи. — В этом возрасте дети уже многое видят, о многом догадываются, но еще многого не понимают. Их фантазия почти не сдерживается реальными представлениями о мире. В чем-то они похожи на наших далеких предков, которые населяли еще непознанный ими мир множеством фантастических и зачастую опасных существ. У одного моего знакомого мальчика в комнате жили 32 гнома…

— Так вы хотите сказать, что с Ваней все нормально? — недоверчиво спросила Тамара. — Но ведь его страхи множатся и нарастают…

— Значит, кроме закономерных по возрасту фантазий, есть что-то еще… — вздохнула я. — Иногда наши дети боятся не своими страхами…

— Чьими же это? — женщина взглянула исподлобья.

— Шею шарфом не обматывает? — усмехнулась я. — Вы ведь понимаете теперь, что это был страх старшего брата, который он транслировал на младшего?

— Да. Нет, не обматывает, — понимающая улыбка в ответ.

— А как насчет вас? Бабка-ежка за окном? Или что-то более актуальное?

— Сейчас уже нет. С тех пор, как вышла на работу, почти пропало. Но было.

— Вадим ушел, когда узнал, что я беременна. Сказал, что я ему нравлюсь, но он не готов жениться и к ребенку тоже не готов. Я хотела сделать аборт, уже собрала все справки, но в последний момент не смогла. Потом еще пару лет как увижу белый халат или шприц…

— Продолжайте, пожалуйста, — попросила я.

— Когда Ваня родился, он почти сразу заболел. Тяжело, воспалением легких. Моя мама позвонила Вадиму. Вадим приехал и остался, как будто так и надо, и стал мне во всем помогать.

— Вы поговорили с ним, потом, когда Ваня поправился?

— Нет. я боялась. Но он сам сказал: тут мой сын.

— Потом мы так и жили. Но я все время опасалась, что он однажды не придет с работы, исчезнет так же, как и появился.

— И «проверяли» его? Звонили? Спрашивали? Надоедали? Так же, как сейчас Ваня?

— Да. Но почему?! Я же сейчас вышла на работу, чувствую себя намного уверенней, к Вадиму больше не пристаю, наши отношения улучшились. Почему же Ваня.

— Значит что-то еще осталось между вами непроговоренным, — вздохнула я. — И Ваня ловит это из воздуха… Рисунок-то принесли?

— Вот оно, наше привидение, — Тамара достала из сумки рисунок сына. — Ой! Я, кажется, поняла…

На рисунке по длинной трубе (коридору?) летел неопрятный комок серой шерсти с двумя печальными черными глазами. На обоих концах трубы, сгорбившись, сидели схематичные человечки.

— Вот вам и «ой»! А что это за ящики перед вами с Вадимом? — спросила я.

— Компьютер и телевизор, — объяснила Тамара.

— Если не сумеете сами поговорить с мужем, приходите вдвоем, — сказала я.

Спустя два месяца Тамара пришла одна.

— Он сказал, что теперь сам боится, что я ему прошлое припомню, — сияя глазами, сказала она. — И что тогда он вернулся вовсе не из-за Ваньки — его этот орущий кулек пугал до колик, а потому что понял, что без меня не может, и только и ждал предлога. А я ему рассказала, как ненавидела себя, когда седьмой раз ему на работу звонила и через знакомых узнавала, куда он ходит, а один раз даже по карманам шарила…

— А Ваня? — улыбнулась я, уже зная ответ.

— Ваня вчера весь вечер во дворе с соседскими собаками играл. Они его всего в песке изваляли…

Откуда берутся страхи у детей

Кажется, бороться со страхом нет необходимости, ведь это естественная реакция на угрозу, она помогает избегать опасностей, адаптироваться. А что делать, если ребенок боится… сахарной ваты, букетов или скульптур с острова Пасхи? Да так, что не может спать ночью или убегает с праздников? О том, чем могут помочь родители, и как отличить нормальные возрастные страхи от патологических, рассказывает детский психолог Екатерина Бурлаченко.

Откуда берутся страхи у детей

Долой школьные букеты и сахарную вату!

Детские страхи бывают настолько странными, что вгоняют родителей в ступор: вероятно, чадо следует спасать, что-то не так с психикой. Другая восьмилетняя девочка настолько боялась букетов, что отказывалась дарить их на первое сентября любимой учительнице вместе со всеми. А вот живые розы или мальвы не вызывали у нее никаких вопросов. Нелегко было и родителям шестилетнего Саши, который настолько не выносил сахарную вату, что не мог посещать детские развлекательные центры, где продавали эти сладости. А еще мог убежать с дня рождения друга, ведь заметил там это кондитерское изделие.

Нормально ли, что ребенок боится? В начале своей жизни малыш опасается почти всего нового. И это мудро. Об окружающем мире он знает, несомненно, мало. Поэтому способен, скорее, фантазировать, чем формировать логические связи между явлениями. Иными словами, ребенку трудно отличить реальность от вымысла. Конечно, для дошкольников опасения — это норма. Если ребенок здоров, большинство страхов проходят со временем и почти незаметно.

Один из признаков того, что страх перерос в фобию, стал нездоровым, является его несоответствие возрасту ребенка. Чтобы ориентироваться на этот пункт, следует знать, какие опасения считаются нормой для определенного возраста.