Многие родители задаются вопросом о том, когда отдавать ребенка в школу: дождаться семи лет или начинать школьные годы уже в шесть? Однозначного ответа на этот вопрос нет, судить нужно по уровню развития и желаниям каждого ребенка индивидуально.

Но есть несколько критериев и рекомендаций, которые помогут определить, готов малыш к поступлению в первый класс или еще нет.

1. Уровень интеллектуального и психологического развития ребенка

Есть дети, которые в шесть лет уже читают классиков русской литературы или умножают и делят в уме многозначные числа. Это действительно высокий уровень развития интеллекта, но это не значит, что дошкольник уже готов идти в первый класс.

Основной критерий оценки уровня готовности к школе — умение удерживать внимание, сосредотачиваться, соблюдать правила поведения на уроке, не терять интерес к занятию через несколько минут после начала. Но не стоит муштровать шестилетку и заставлять его высиживать 45 минут урока без перерывов.

Дети в возрасте 6–6,5 лет могут легко удерживать внимание в течение 15 минут. После этого нужно делать перерыв в занятии, а в школе урок не прерывается от начала до конца.

Год между шестью и семью годами ребенка нужен ему, чтобы стать усидчивее и по-настоящему захотеть на школьные уроки. На подготовительных занятиях дошкольников как раз учат легко воспринимать временны́е промежутки и правильно себя вести на уроке. Им постепенно повышают нагрузку, чтобы не делать переход от дошкольной системы обучения к школьной резким.

Тем не менее, если ваш ребенок в шесть лет хорошо и с интересом читает (примерно 40–60 слов в минуту), считает и пишет, а еще сам хочет пойти в школу и просит вас его туда отправить — не отказывайте ему. Потому что моральная готовность — это одно из достаточных условий для начала учебы в школе. Лучше всего перед принятием этого решения проконсультироваться с детским психологом. Он сможет сказать, действительно ли ребенок готов к школе психологически.

2. Здоровье ребенка

Самое главное в любом возрасте ребенка — следить за его здоровьем и иммунитетом. Если он часто болеет и не воодушевлен физическими нагрузками, то и умственные нагрузки он будет воспринимать тяжелее, чем остальные.

Еще один год здорового питания, прогулок на свежем воздухе, получения всех нужных витаминов и укрепления иммунитета точно не повредит малышу. Наоборот, здоровое и активное состояние ребенка — гарант его уверенности в своих силах и интереса к получению новых знаний.

3. Уровень социального развития

Школа — это прежде всего коллектив. Коллектив, состоящий из таких же непосед, каждый из которых активно пробует разные социальные роли, учится общаться вежливо и чутко, уважительно и достойно — и со сверстниками, и с учителями. Все учатся на основе той базы социальных навыков, которую приобрели в дошкольный период.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще недостаточно социализирован и не всегда правильно реагирует на других детей или взрослых в процессе общения, если он испытывает смущение или наоборот слишком смело и активно вступает в диалог, отпугивая сверстников, то лучше учить его общаться и действовать в легкой и непринужденной форме, а не кидать на амбразуру. Не стоит торопиться внедрить ребенка в социум, лучше органично окружить его социумом и позволить самому сориентироваться без спешки и страха.

Все эти критерии очень объемны, и всегда есть риск неправильно понять ребенка, поспешить и усложнить ему процесс начала учебы в школе. Поэтому предлагаем вам небольшой чек-лист тех параметров, по которым можно определить готовность ребенка к школе.

1. Хорошо читает, пишет, правильно держит карандаш, умеет считать, складывать и вычитать.

2. Хорошо говорит, не запинается, не тушуется, выговаривает все буквы и звуки.

3. Хорошо понимает, как устроен мир вокруг него: знает свои имя и фамилию, имена родителей и родственников, в каком городе и стране он живет, свой адрес, телефоны родителей, правила дорожного движения и так далее.

4. Обладает социальными навыками: здоровается, прощается, просит с «волшебным» словом, умеет извиняться и вежливо обращаться с просьбой, умеет благодарить и так далее.

5. Уверен в себе, самостоятелен, с адекватной самооценкой.

6. Здоров, радуется жизни, активен, утомляется не быстро.

Поступление в первый класс — это большое дело в любом возрасте. О том, во сколько отдавать ребенка в школу, есть масса мнений. Универсальный совет один: не торопитесь отдать ребенка в серьезную жизнь, прислушивайтесь к его желаниям и мечтам, помните, что и в 6,5, и в 7 лет ребенок может быть не полностью готов к школе и ему нужно помочь — подготовить, поддержать и похвалить за успехи.

Об авторе: Ирина Ивановна Акимушкина – доцент кафедры американских исследований РГГУ, кандидат исторических наук.

Обычно начало учебного года в любой стране становится всеобщим праздником. И не столько исключительно новых знаний, сколько возможностей вновь встретиться всем вместе после каникул – учителям, ученикам, родителям. Традиционно радовались началу учебного процесса и в Америке. Однако в этом году ни ученикам, ни их родителям с 1 сентября явно будет не до радостей.

Ведь помимо новых волн заразных болезней, о которых каждый день предупреждают родителей, в наступающем учебном году большая часть из них опасается теперь не столько новых штаммов ковида или обезьяньей оспы, сколько возможности новых нападений с применением оружия в школах по всей территории страны. Только в этом году было зафиксировано 27 случаев возникновения перестрелок в начальных и средних школах, а всего подобных случаев за последние три года зарегистрировано 119.

В мае всю Америку потрясло убийство 19 учащихся и двоих взрослых (плюс 16 человек было ранено, многие из них до сих пор находятся в госпитале) в школе Робб небольшого техасского городка Увальде. Трагедия не только в количестве пострадавших, сколько в полной беспомощности полиции для пресечения подобного преступления. Бывший учащийся этой школы со скорострельной винтовкой без помех со стороны охраны зашел в здание и стал методично, переходя их класса в класс, расстреливать попадавшихся ему под руку учащихся.

Полиция городка сразу среагировала на сигнал охраны и чуть ли не в полном составе прибыла на место стрельбы. Но больше часа ни один вооруженный полицейский (а их было более 60 человек) не осмелился даже приблизиться к стрелявшему, не говоря уже о попытке его нейтрализации. Полицейские попрятались в подсобные помещения, опасаясь за свои жизни, и вышли оттуда только после того, как на место трагедии прибыл спецназ и застрелил нападавшего.

Неудивительно, что родители погибших учащихся требуют наказания прежде всего начальника местной полиции и увольнения всех ее сотрудников, проявивших трусость и непрофессионализм при возникновении чрезвычайной ситуации. «Как я могу отправить своего сына сейчас в школу, если нет никакой гарантии, что в учебное время туда не зайдет сумасшедший и не расстреляет и учителей, и учеников»? – вопрошает Эстебан Рамирес, дочь которого лишь чудом осталась жива после майской стрельбы.

В Техасе, Флориде, Аризоне, Колорадо уже созданы родительские комитеты, требующие от правоохранительных органов усиления патрулей в школах и на законодательном уровне разрешения учителям носить с собой на занятия оружие. При этом родители и учителя уже не верят в то, что полиция и выделяемая школам охрана помогут спасти детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. А сами правоохранители утверждают, что невозможно предугадать поведение всех тех, у кого в свободном доступе имеется смертоносное оружие.

И здесь именно к началу учебного года вырисовываются две самые важные проблемы в обеспечении безопасности участников учебного процесса в школах США. Как родители, так и учителя понимают, что неэффективность действий полиции по предотвращению вооруженных нападений на школы связана прежде всего со свободной продажей оружия в стране. Резонансное убийство 17 школьников в городке Парклэнд (штат Флорида) показало, что даже самые отважные представители правоохранительных органов никогда не справятся с потенциальным преступником, по жизни ничем не отличающимся от обычных граждан.

Так, к началу нынешнего учебного года самой популярной школьной принадлежностью, приобретавшейся детям, был не пенал с карандашами или спортивный костюм, а пуленепробиваемый рюкзак. Их производство наладили сразу четыре американские компании, и стоимость их варьируется от 100 до 400 долл. в зависимости от толщины металлических пластин, вмонтированных в спинку рюкзака.

По данным специалистов, в случае возникновения перестрелки в классе школьник скорее всего будет убегать от напавшего, и велика вероятность того, что стрелять такому ученику будут в спину. В то же время в интернете эксперты по вопросам безопасности предлагают уроки (полчаса занятий в Сети стоят 120 долл.), в которых учащимся показывают, как прятаться в угол класса, залезать под парту, в шкафчик со спортивным принадлежностями, и с помощью бронерюкзака закрывать прежде всего лицо и грудную клетку.

Но в той же Калифорнии родители даже при покупке бронерюкзака тем не менее опасаются отпускать своих детей на занятия. «Да, мы потратили большие деньги, чтобы у нашего Педро был рюкзак, который сможет его хотя бы частично защитить, если в класс ворвется вооруженный сумасшедший, – говорит один из родителей шестиклассника из пригорода Лос-Анджелеса Бербанк. – Но согласитесь, что это не решение проблемы. Ведь ребенка могут в любой момент все равно убить или покалечить, а мы, родители, ничем этому не сможем помешать».

Так что же делать? Как показывает практика, даже самый кошмарный случай с убийством школьников и учителей в Соединенных Штатах лишь на короткое время привлекает внимание местной общественности. Все начинают возмущаться, пишут письма конгрессменам с призывами ограничить или полностью запретить продажу оружия, сурово наказать тех, кто совершает подобные преступления. Но проходит пара-тройка недель – и все вновь затихает. А родители вновь ломают голову над тем, какими еще современными техническими средствами обеспечить походы своих детей в самую обычную школу, где им приходится получать не столько знания, сколько сталкиваться с суровыми реалиями жесткой и беспощадной взрослой жизни.

По общему правилу дети должны поступить в первый класс в возрасте с 6,5 до 8 лет. Но по заявлению родителей в школу могут принять и ребенка младше или старше.

Решить, когда именно записать ребенка в школу, непросто. Например, если уже с четырех-пяти лет дошкольник умеет читать и писать, хочется отдать его в первый класс раньше — чтобы не было скучно, пока сверстники осваивают давно знакомые навыки. С другой стороны, даже такому ребенку в шесть лет может быть тяжело часами сидеть на одном месте, и на уроках он будет просто мучиться. Еще малыши часто скучают по родителям или не знают, как отпроситься в туалет, — это тоже влияет на состояние ребенка во время учебы.

Как вы решили, когда отдать ребенка в школу? Может, консультировались с воспитателями в детском саду, учителями в школе или психологами? Или советовались с другими родителями, дети которых уже ходят в школу? Что для вас было самым важным: чтобы ребенок не был самым старшим в классе или, наоборот, вам хотелось, чтобы он успел в полной мере насладиться детством?

Пошла в школу в 6.

Думаю, что родители правильно поступили — садик я не любила ни в какой группе, читать, писать, считать меня дома научили довольно рано, ни по кому не скучала, в школе оказалось интереснее.

Вообще считаю, что занятия дома по книжкам для развития памяти, моторики, задачки на счет, которыми со мной развлекались старшие родственники, дали мне больше, чем подготовка к школе в садике. И это всегда было весело 🙂

Я пошла в школу в 7 лет, училась 10 лет (в те времена не было 4 класса). Окончила школу в 16 лет, 17 исполнилось уже после выпускного.
Сейчас с недоумением смотрю, как люди отдают детей в школу в 8 лет, те учатся с 4 классом, и в итоге в том возрасте, когда я заканчивала школу, только-только заканчивают 9 класс.

Я пошла в школу в 6,5 лет, причем со второй попытки: в первое учебное заведение меня не хотели брать в таком возрасте, хотя по всем параметрам я подходила и всё, что нужно, умела. Просто говорили, что есть нулевой класс, давайте туда. В итоге пошли в школу чуть подальше от дома, на вступительном собеседовании рассказывала стихи Северянина :))

Везде, конечно, была самой младшей — в том числе в универе, куда поступила в 16, но выбор, думаю, был правильный. Никаких плохих последствий во всяком случае!

Наталия, а где я писала, что это — эталон))))
Мой комментарий исключительно в смысле удивления о разных понятиях.

Я пошла в школу в 6,5 лет, но при этом я уже умела читать (в саду научили), была социализирована и усидчива, если такое определение применяется к ребенку. Никаких трудностей не было.
Но сейчас у меня свой ребенок, его я отдала в 7 лет, поскольку не было причин держаться еще год за сад, почти вся наша группа дружной толпой перешла в соседнее здание школы.
Но среди наших садиковских коллег есть детишки, которым даже в 7 лет было рано идти, поскольку им было очень трудно даже высидеть 20-минутные садиковские упражнения. Но они к третьему классу втянулись в процесс более-менее. По крайней мере они перестали мешать учителю вести урок, про усвоение знаний я не скажу.
Но всё родительство учит смирению, что ребеночек может быть не столь успешен, развит и целеустремлен, как хочется родителю. И всегда будут более успешные сверстники. Но наша задача — не участвовать в олимпиаде детских достижений, а оценивать возможности своего дитя.

Marina, дело далеко не только в амбициях родителей.
Да, отводить ребёнка раньше в школу или там заставлять заниматься спортом через силу — это один вариант.
Но вот ребёнку не будет трудно в течении самых главных лет жизни быть «переростком», старше на год?
Это мучительно.
И очень трудно перепрыгнуть.
Мой брат пришёл в школу в 8 лет. И в 3-ем классе с трудом пришёл в класс с ровесниками.
Вы же сами сказали, что пусть и не сразу, но дети выравниваются.

Я пошла в 7 с половиной, ребенка отдам в 7.9, можно было раньше на год, но не вижу никакого смысла лишать детства раньше времени и себя тоже загонять на эту каторгу с домашками и прочим.

Пошла в 6,9 из-за того, что был набор у учительницы, которая преподавала у моих старших сестры и брата, было очень тяжело первые месяцы, потом освоилась. В старших классах разница в возрасте (фактически год отставания от большей части одноклассников) аукнулась еще раз — у них подростковые интересы, а я еще по-детски глазами хлопаю. Зато звучало красиво: «Мне 14 лет, я учусь в 10 классе» (в те годы из 3-го класса шли сразу в 5-ый, др в декабре, поэтому первую половину уч.года ходила с такой цифрой).

Что скажу сейчас: не на умения надо ориентироваться нынешним родителям, а на зрелость коры головного мозга — нынешние программы обучения рассчитаны на мозг, который старше на год-два, и в большинстве случаев ребенок не то что не хочет — он не может учиться именно из-за этого (психофизиологи воют последние лет 20 от несоответствия запросов школы и фактических возможностей детей).
Если у ребенка в анамнезе есть неврологические шероховатости + личностная незрелость, а его при этом отправить в школу — денег разгребать потом последствия с репетиторами и детскими психологами уйдет немерено. При этом ребенок может посещать воскреску и т.д., но нужных учебных навыков гарантированно у него это не сформирует.

Готовность к школе бывает разная: психологическая, педагогическая, речевая, физическая и т.д. Все нужно оценивать в комплексе и это все гораздо, гораздо сложнее, чем «он умеет читать, писать, считать, пора в школу». Кому-то можно спокойно идти в школу в 6,9, а кому-то (даже не смотря на то, что на 1 сентября есть полных 7 лет) остаться еще продублировать программу ДОУ (но это, как правило, выпускники коррекционных групп с соответствующим анамнезом и их родители в курсе своего права остаться по закону на год в д/с).

Если коротко, консультация у адекватного специалиста за год до предполагаемого 1 класса очень сэкономит на будущее нервы, время, деньги и поможет приемлемо распределить работу по латанию пробелов (если они есть) в течение последнего учебного года перед школой, без излишних перенагрузок ребенка.

Выражение «остаться на второй год» — это разговорный оборот, который был распространён в советское время. В действующем закона об образовании эта процедура называется «повторное обучение».

Повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам и только с согласия родителей.

Академическая задолженность образуется, когда ученик:

  • получил и не исправил двойку на промежуточной аттестации,
  • не допущен к аттестации из-за пропусков занятий.

Шансы остаться на второй год невелики даже у плохо успевающего ребёнка. Школы отправляют учащихся на повторение обучение только в крайних случаях. Второгодники снижают рейтинг образовательной организации и невыгодны с экономической точки зрения. Преподаватели, как правило, стараются подтянуть ученика, организуются дополнительные занятия и консультации.

Для того чтобы оставить ребёнка на второй год, школа обязана строго соблюдать процедуру, которая предусмотрена статьёй 58 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Прежде всего администрация должна создать условия для ликвидации академической задолженности. Обычно отстающих учеников переводят в следующий класс условно и дают время, чтобы подтянуть знания и пересдать двойки. Чаще всего на подготовку отводятся летние каникулы. Но даже если к сентябрю знания не станут лучше, школьник сможет выбрать: остаться на второй год или перейти на обучение по индивидуальному плану.

Исключение — 4, 9 и 11 классы. В этом случае учеников с академической задолженностью, которые исчерпали все попытки пересдачи, не оставляют на лето, а сразу отправляют на повторное обучение.

Обязательное условие для того, чтобы оставить ребёнка на второй год, — письменное согласие родителей. Если родители против, администрация школы не вправе отправлять учащегося на повторное обучение. Однако с двойками частные школы могут отказать в зачислении.

Если у ребёнка нет двоек, но родители считают, что ему нужно пройти программу того или иного класса ещё раз, школа тоже не имеет права оставлять ученика на второй год.

В каких классах могут оставить на второй год

Как уже было сказано, школы неохотно направляют учеников на повторное обучение, за исключением выпускных классов. В 4, 9 и 11 классах администрация школы не может перевести ученика с академической задолженностью на следующую ступень обучения. Даже если ребёнок получил всего одну двойку по итогам года, считается, что он не завершил программу начального, общего или среднего образования. Придётся остаться на второй год.

Эти классы считаются «рубежами», поэтому чтобы отправить ученика на повторное обучение в 4, 9 или 11 классе, школе не потребуется согласие родителей.

Согласно статье 66 закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

На второй год возможно остаться и в 9 классе, если неудовлетворительно сдать ОГЭ. Но это может произойти только по усмотрению родителей школьника, с учетом его мнения и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

После он может остаться на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением ОГЭ.

Что делать с плохой успеваемостью

Необходимо разобраться, почему ребёнок плохо учится. Вероятных причин множество: конфликт с учителем, трудный материал, отсутствие мотивации, низкая самооценка, давление взрослых.

‍Успеваемость — это не только про оценки. Важно, чтобы ребёнок действительно знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки. Родители не могут самостоятельно повысить успеваемость ребёнка, но в их силах оказать ему поддержку. Прежде всего, нужно создать благоприятные условия для занятий: удобное рабочее место, тишина в доме, правильное питание и здоровый сон.

В некоторых случаях неуспеваемость может быть вызвана самой системой обучения: школьник не успевает за темпом класса, а учитель не может работать с ним индивидуально. В этом случае выходом может стать семейное обучение.

На семейном обучении можно подобрать преподавателей и программу так, чтобы подтягивать пробелы в знаниях по конкретным предметам и темам. При этом учёба проходит в комфортной обстановке, что снимает фактор стресса.

Пройти годовую программу ещё раз можно в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Для этого у нас есть абонементы с курсами по школьной программе в записи. Курсы можно смотреть в любое время, а потом выполнять задачи с автоматической проверкой для закрепления изученного материала.

Как понять, в каком возрасте отдавать ребенка в школу и готов ли он к этому?

Согласно закону об образовании в первый класс зачисляются дети в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Если вдуматься, это довольно большой промежуток времени, особенно в масштабе детства.

Если на 1 сентября ребенку исполняется семь лет, то проблем никаких нет, он просто идет в школу. А вот если малыш родился весной, то для многих родителей выбор этот — отдать его в шесть или в семь с половиной лет — становится непростым.

С одной стороны, ответ лежит на поверхности: надо действовать в интересах ребенка, быть внимательными к нему, не следовать вслепую стереотипам. С другой — факторов, определяющих зрелость первоклассника, довольно много: ребенок должен быть готов стать первоклассником интеллектуально, эмоционально, физически, психологически. И, как выясняется, крайне важно не пропустить момент этой готовности!

В школу в 6,5 лет

Как правило, в шесть с половиной лет (а то и раньше!) детей в школу ведут амбициозные родители, для которых успешность ребенка в учебе является очень важной частью их собственной, родительской состоятельности. «Такие родители уделяют слишком большое внимание интеллектуальному развитию своих чад, и, бывает, к 6 годам ребенок действительно готов к школе, — рассказывает психолог Екатерина Долженко. — Что говорить, мне знакома мамочка, которая сокрушается, что ее ребенок в два года недостаточно хорошо читает! Но это крайность, конечно».

Ребенок должен быть готов к школе не только по критериям счета и письма, но и психологически. Ошибка амбициозных родителей в том, что они часто идут по интеллектуальному пути, в то время как надо надо смотреть шире: ребенок должен быть лабилен, должен быть готов учиться, физически просто высидеть урок.

Часто бывает, что дошкольники, которых целенаправленно готовили к школе в домашних условиях, хорошо развиты интеллектуально. Но нельзя фиксироваться только на познавательной сфере, ибо, как правило, такие детки оказываются не социализированным. Они не в курсе интересов, которыми живут другие дети, не умеют с ними общаться и конкурировать. А по законам коллектива неспособный конкурировать с одноклассниками ребенок скорее всего станет аутсайдером.

Немаловажно, что маленьким зачастую сложно усидеть в классе даже 35 минут. А ведь в первом классе бывает и по 4 урока, и по 5. Шестилетний и даже почти семилетний ребенок иногда может выдержать такую программу, но какой ценой!

Торопливость родителей может обернуться проблемами со здоровьем: среди первоклашек не редки случаи болезней нервной системы, гастрита, язвы желудка. Если ребенок психологически не был готов к школе, то он может в первый год сильно уставать или вместо вялости стать, наоборот, сильно возбудимым и капризным. Также свой отпечаток на поведение ребенка может наложить кризис семи лет. В этом случае на капризы лучше не реагировать, а поддержать малыша: «Я знаю, сейчас тебе непросто. Ты устал, а когда мы сильно устаем, то становимся раздражительными. Со мной такое тоже случается».

Перед школой родителям следует проверить, насколько готов ребенок — эмоционально, физически, психологически, интеллектуально. Проконсультироваться с психологом. Обратить внимание на то, тревожен ли малыш. Кстати, иногда за тревогой стоит интерес к той же школе, и это не плохо. Важно выяснить, хочет ли пойти ребенок в школу на самом деле: дети в очень большой степени подвержены эмпатии и частенько непроизвольно в своих желаниях озвучивают желания родителей.

Личный опыт

«Моя Зоя пошла 1 класс ровно в 6,5, о чем совершенно не жалею, — говорит Татьяна А. — У меня и в мыслях не было оставлять ее в саду лишний год. В современной школе надо учиться 11 лет, это же ужас как долго! Многие говорят, что отдать ребенка в школу — значит, оборвать детство, но, на мой взгляд, это не так: моя дочка, хотя и третьеклассница, все еще играет и в куклы, и в игрушки. И учится хорошо. Думаю, мое рвение связано с собственным жизненным опытом: я пошла в школу в 7,5, хотя надо было идти на год раньше. Я читала с 5 лет, хорошо соображала по математике — в общем, была хорошо подготовлена к первому классу. Но маму отговорили от этого шага я осталась дома еще на год. Это был абсолютно пустой, бессмысленно проведенный год: в садик я не ходила, сидела дома с бабушкой, и мне было невыносимо скучно!»

«Если ребенок готов полностью к интеллектуальной деятельности, физически достаточно развит и тянет психологически, то его надо отдавать в школу и в шесть с половиной, и даже чуть раньше, — говорит психолог Екатерина Долженко. — Но смотрите очень внимательно».

Действительно, в одной и той же ситуации вы можете или подарить ему лишний год золотого детства, или оказать «медвежью услугу», притупив интерес к учебе и лишив таким образом возможности гармонично развиваться и учиться. Ведь учеба (как ни удивительно это звучит!) может приносить и удовольствие, и удовлетворение, и радость познания.

Личный опыт

«Я собиралась отдать ребенка в первый класс в 7,5 лет, полагая, что чем позже пойдет малышка в школу, тем для нее же лучше, — говорит Наталья Л. — Но в садике сказали, моя девочка готова к учебе, и порекомендовали отдать на год раньше. К чему я, в отличие от нее, была совершенно не готова: до начала учебного года оставалось всего полгода.

«Но она же маленькая! Пусть пойдет через год и будет в классе самой старшей, самой сильной и самой умной!», — помню, сказала тогда я.

«Совсем необязательно, — ответили педагоги. — Наоборот, если она пересидит лишний год в саду, в первом классе ей будет неинтересно, и вы вообще потом не заставите ее учиться!»

Я показала ребенка психологам в школе и в саду, проконсультировалась с учительницей… И отправила в школу. Тем более, что в детском саду начали сворачивать образовательные программы, и еще один год подготовки к школе показался мне избыточным… Сколько можно к ней готовиться? Пусть уже идет и учится в ней!

Почти половина детей в нашем первом классе оказались шестилетками, и они все при этом неплохо учатся. Моя дочка вполне справляется с программой, но всегда не преминет напомнить, что она самая младшая в классе (хотя в классе есть девочка, которая старше ее всего на два дня). Зато когда получает пятерки за контрольные или побеждает в олимпиаде, для нее это дополнительный повод для гордости: я и самая младшая, и при этом такая умная. На игру в куклы, правда, времени почти не остается. Но в большей степени она огорчается не из-за этого, а потому, что в школу нельзя брать игрушки. Но таковы школьные правила!»

Некоторые родители мечтают увидеть своего ребёнка на пьедестале Олимпийских игр и поэтому стремятся отвести дитя на гимнастический ковёр или теннисный корт около дома как можно раньше. Ведь существует стереотип: чем меньше возраст, тем больших успехов чадо сможет добиться в будущем. Однако это правило работает далеко не со всеми видами спорта. Рассказываем, с чего начинать поиск спортивной секции и в каком возрасте отправлять ребёнка заниматься.

Какие индивидуальные особенности стоит учитывать в первую очередь?

Во-первых, родителям необходимо обратить внимание на физические особенности ребёнка. Во-вторых, крайне важно проконсультироваться с врачом на предмет противопоказаний для занятия определёнными видами спорта. Помимо вопросов здоровья, стоит учитывать темперамент и характер малыша.

Зачем подбирать вид спорта с учетом возраста ребёнка?

Каждый спорт имеет требования к минимальному возрасту для начала занятий. Правила утверждены федеральными стандартами с упором на особенности развития детей той или иной возрастной группы. При этом важно разделять любительский спорт и профессиональный. Рассмотрим подробнее, какие виды спорта подойдут детям разных лет: от рождения до подросткового периода.

Спорт от рождения до двух лет

Чем заниматься: гимнастика для грудничков, плавание.

Педиатры советуют родителям с самого рождения проводить гимнастику для грудничков, которая включает массаж и упражнения с детским фитболом. Кроме того, рекомендуется грудничковое плавание: оно стимулирует кровообращение, укрепляет сердечную мышцу и двигательный аппарат, а также оказывает профилактику сезонных простуд и инфекционных заболеваний.

Спорт с трёх до пяти лет

Чем заниматься: танцы, фигурное катание, дзюдо, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание.

В первые годы жизни физическая нагрузка должна помогать ребёнку познавать своё тело. Поэтому очень важно научиться им управлять и развить координацию движений.

Занятия танцами помогут гармонично укрепить мышцы и улучшить ориентацию в пространстве. Фигурное катание и гимнастика укрепят осанку и разовьют координацию. Кроме того, занимаясь этими видами спорта, ребёнок научится быть ответственным и целеустремленным.

Спорт с шести до девяти лет

Чем заниматься: волейбол, футбол, хоккей, баскетбол, водное поло, теннис, шахматы, единоборства.

В этом возрасте ваше чадо становится более выносливым и лучше концентрируется в процессе тренировки. Поэтому самыми полезными в такой период станут командные виды спорта. Они помогут развить ловкость, быструю реакцию, скорость и силу. Помимо этого, спортивные игры с другими ребятами укрепляют командный дух и учат быть ответственным за свои поступки.

Шахматы же окажут положительное влияние на логическое мышление, умение выстраивать тактику и стратегию, улучшат память и отлично скажутся на успехах ребёнка в учебе.

Спорт с десяти лет

Чем заниматься: велоспорт, фехтование, горнолыжный и конькобежный спорт, парусный спорт, тяжелая атлетика, стрельба из лука.

В этом возрасте занятия спортом нацелены уже не только на укрепление здоровья и развитие навыков, но и на результат — участие в крупных соревнованиях. А происходящие перестройки организма ребёнка — психологические, физиологические, антропометрические — помогают ему легче адаптироваться к нагрузкам.
Также с десяти лет можно начинать практиковать дисциплины, в которых задействован травмоопасный инвентарь: стрельба из лука или фехтование.

Помните, что спорт в любом своем проявлении, будь то профессиональная деятельность или просто занятия физкультурой, очень полезен для здоровья. Поэтому, отдавая ребёнка в секцию, не стоит ставить первостепенной задачей борьбу за первые места и мировые титулы.