Многие родители и воспитатели в детсаду прибегают к такому распространенному наказанию, как стояние ребенка в углу. Современные родители часто задаются вопросом: можно ли ставить ребенка в угол? В этом вопросе мнения детских психологов разделились.
Аргументы «за»
Если ставить в угол нечасто, то этот метод может стать эффективным. Речь идет в первую очередь об очень подвижном ребенке.
Для гиперактивного малыша эти несколько минут — серьезное испытание. Такой ребенок вначале станет сопротивляться, но со временем поймет, что его поведение должно быть другим.
Стояние в углу не должно войти в привычку, только тогда этот метод станет эффективным.
Аргументы «против»
Ограничивать свободу ребенка — это жестокое обращение с ним, считают противники этого метода наказания. По их мнению, унизительно ставить ребенка лицом в угол, так как он становится изолированным от людей.
К тому же, не все дети понимают, почему их отвели в укромное место. Более того, не все дети будут думать над своим поведением, стоя в углу, а лишь затаят обиду.
Также такой метод наказания скажется на дальнейшей жизни ребенка.
Он может вырасти с пониженной самооценкой и со склонностью к депрессиям.
По мнению детского психолога Оксаны Ференцак, этот метод наказания заставляет ребенка чувствовать себя униженным и может травмировать его психику на всю жизнь.
Как отмечают специалисты, наказание не всегда должно быть строгим. Более того, некоторые эксперты уверены, что детей до четырех лет вообще нельзя наказывать. Конечно, бывают исключительные случае, когда малыш становится просто неуправляемым, и без наказания тут не обойтись. Тогда родители грозятся поставить ребенка в угол за непослушание. Это неправильно. Дело в том, что малыш не должен чувствовать себя плохо, чтобы осознать свою вину. Хотя, безусловно, слишком подвижного ребенка надо немного усмирить и успокоить, но жестоко наказывать не следует, а ведь стояние в углу для него — слишком беспощадное наказание.
Как подчеркивает Ференцак, нельзя наказывать малыша за те поступки, которые не понравились родителям. Нельзя ругать детей без объяснения причин. Ребенок должен знать и понимать, почему нельзя делать то, за что его наказывают, полагает эксперт.
Сегодня существует множество мнений о том стоит ли наказывать детей за шалости, и если да, то к каким методам прибегать. Родители теряются в изобилии выбора: отобрать гаджет, выключить Интернет или вовсе лишить карманных денег. В этом плане нашим предкам было гораздо проще — самым действенным и гуманным способом считалось поставить ребёнка в угол. Откуда же пошла эта воспитательная традиция?
По законам фэн-шуя
Интересную трактовку этого наказания можно найти в системе древнекитайских практик. Как известно, в основу науки фэн-шуй заложены правила по созданию гармоничного пространства вокруг себя с целью достижения здоровой, счастливой и долгой жизни. Корифеи этого учения убеждены в том, что знание расстановки и расположения мебели и предметов обихода оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние человека.
Об особом вреде углов предупреждает автор книги “Основы фэн-шуй” и практический мастер китайской традиции Лиллиан Ту. Писательница уверяет читателей, что угол — это место, которое может энергетически ослабить человека, вызвать боли в теле, спровоцировать чувство страха и другие мешающие эмоции. Именно поэтому в угол не следует ставить кровать, ведь наутро человек будет чувствовать себя вялым и разбитым.
На Руси же старшее поколение использовало это древнекитайское табу себе во благо. Получается, что разбаловавшегося ребёнка ставили в угол, чтобы он поутих, потерял прежний задор. Угол вбирал в себя всю энергию, и ребёнок оставался без сил и желания продолжать резвиться.
Инструктаж от “хозяина дома”
Древние славяне верили, что в каждом доме есть свой дух-хранитель, который оберегает жилище и его обитателей от невзгод. В обязанности домового входило следить за порядком в избе и благополучием каждого из домочадцев. Если в доме преобладала положительная энергетика, его “хозяин” чувствовал себя спокойно и платил жильцам добром. В противном же случае он подпитывался негативом, начинал злиться, отчего в доме пропадали вещи и билась посуда.
Домовой предпочитал селиться там, где ему нравится и никто не сможет его потревожить. Поэтому, как отмечал М.И. Касторский в своей книге “Начертание славянской мифологии”, излюбленным местом домашнего духа были самые дальние углы. Здесь стоит добавить, что домового могли увидеть только домашние питомцы и дети, которые нередко принимали его за игрушку.
Когда ребёнок шалил, родители отправляли его в угол, ведь считалось, что там “хозяин дома” обязательно проведёт с ним воспитательную беседу и убережёт от дальнейших мелких неприятностей.
Прощение свыше
Для наших предков дом был не просто жильем, а образом целого мира. Пол и потолок являлись олицетворением земли и небес. Стены ассоциировались со сторонами горизонта, а погреб с подземным миром. Поэтому неудивительно, что у древних славян было своё сакральное место в избе, которое они величали “красный угол”. Он располагался в самом видном месте дома, по диагонали от входной двери, так, чтобы любой вошедший прежде всего крестился перед образами, и только потом кланялся хозяину.
В красном углу размещался домашний иконостас с молитвенными книгами и другими предметами, освящёнными в церкви. Это место было самым почитаемым в доме, как упоминает знаменитый отечественный историк И.Е. Забелин в своём труде “Домашний быт русских царей”: “Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем и призыванием Божьего милосердия и святых заступников, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления.”
Помимо того, что красный угол становился своеобразным алтарем во время проведения традиционных праздников и обрядов, он служил местом прощения для непослушных детей. В этот угол родители ставили своё озорное чадо и молились за него, чтобы Господь простил его детские проступки и вразумил на хорошее поведение.
Так что, выбирая наказание для провинившихся детей, следует помнить о старом привычном методе, которому есть множество религиозных, мифических и даже научных объяснений.
«У меня растет сын, ему 5 лет. Бывает очень непослушным, поэтому приходится приводить в чувства. Бить — не бью, конечно, но то в угол поставлю, то, изредка, закрываю в чуланчике, когда совсем уж плохо себя ведет, чтобы угомонился и подумал. Моя свекровь говорит, что это ненормально, и я застряла в прошлом веке со своими методами. Кто прав?»
Елена (27 лет)
Ответ психолога:
Согласно статистике, около 95 % сегодняшних взрослых в детстве подвергались наказаниям в виде «постой в углу, подумай!», и многие из них считают эти действия родителей нормальными. Но есть и другая правда: дети, которые подвергаются регулярным психологическим наказаниям, с большей долей вероятности вырастают импотентами или насильниками. Если мамы хотят видеть своих чад здоровыми в будущей жизни, от применения психического воздействия лучше отказаться. Метод кнута и давления действует только первые несколько раз, после чего маленький человек перестает бояться самого наказания и начинает копить на вас обиду. Поэтому тут вопрос не в том, правы ли вы, а в том, готовы ли вы к тому, что такие методы отдаляют ребенка и разрушают привязанность между вами.
То же самое касается наказания в виде запирания детей в чуланах — ко мне на прием часто приходят люди, испытывающие проблемы во взрослой жизни именно из-за таких методов воспитания. Кто-то не может вырасти по карьерной лестнице, а кто-то создать семью, потому что не может избавиться от ощущения бессилия и собственной никчемности, которое овладевало им в темной комнате. Бессознательное не дает успокоиться и время от времени посылает «сигнал» в виде навязчивых мыслей: «меня накажут, я же плохой». В этом состоянии человек обесценивает или игнорирует все, к чему стремился. Какими бы ни были его достижения в карьере, отношениях, дружбе, любви, он все будет ставить под сомнения, подозревать окружающих в коварстве, посягательстве на его независимость, использовании в собственных целях.
Кто из нас в детстве не шалил и был всегда послушным? Трудно будет найти такого человека. Для ребенка вполне естественно играть, изучать пространство и нарушать правила. Это может быть даже полезно, ведь маленький человек начинает исследовать границы и в отношениях с родными, и с миром в целом. Но это не значит, что нужно поощрять неприемлемое для вас поведение ребёнка.
Когда добиться послушания договором не удается, встает вопрос о том, как наказывать ребенка. Существует много разных форм наказаний, о них мы уже писали в наших статьях. В этот раз рассмотрим один из самых распространенных способов. Другими словами, попробуем ответить на вопрос: можно ли ставить ребенка в угол?
Классическая ситуация: ребенок капризничает, не хочет что-то делать или, наоборот совершил что-то такое, что повергло в шок маму, папу, бабушку и других взрослых. И вот мама отправляет ребенка в угол, ставит его личиком к стенке и говорит, чтобы тот «думал о своем поведении». Возникает вопрос: о чем в углу думает ребенок?
Оказавшись один после веселой игры или в состоянии повышенной активности и напряжения (как при истерике) в темном углу, без возможности подвигаться, ребенок вряд ли будет хладнокровно рассуждать о своем поведении и продумывать более конструктивные варианты действий. В такой ситуации скорее всего он столкнется с сильными переживаниями и чувствами: обида и злость на маму, страх одиночества, сильное физическое и нервное напряжение, чувство вины.
Для того, чтобы понять, насколько это наказание действенно и при этом безопасно, рассмотрим его с разных сторон.
- Отправляя ребенка в угол, мы прекращаем проявление того неприемлемого поведения, которое стало причиной наказания. Это может быть действенно и эффективно, если ребенок находится в состоянии истерики или балуется и не может успокоиться, когда родители его об этом просят. Таким образом угол может дать возможность переключиться. Данная функция не имеет смысла, если наказание назначается ребенку спустя некоторое время после проступка (например, за плохую оценку или драку в детском саду). В таком случае имеет смысл выбрать другой способ наказания.
- Наиболее правильно назначать ребенку наказания не только безопасные, но и полезные для него. С этой точки зрения, ограничение передвижения может стать тренировкой выдержки и самоконтроля. Только наказание должно соответствовать здравому смыслу и возрастным особенностям малыша. Нельзя 3-х годовалого ребенка посалить в угол на 20 минут, для него хватит 2-3 минут. Необходимо ориентироваться на то, насколько для ребенка сложно удерживать внимание и сохранять спокойствие. Можно постепенно увеличивать время наказания. Если же для ребенка не представляет труда вести себя спокойным, а, напротив, ему не хватает активности, данное наказание потеряет полезные свойства и оставит после себя только обиду и чувство вины. В этом случае, также стоит поискать более подходящие формы наказания.
- Я уже писала о том, что у ребенка может возникать чувство одиночества во время этого наказания. Здесь есть тонкая грань: с одной стороны, бывает полезно ограничить внимание, которое получает ребенок, например, во время истерики или манипуляции с его стороны. Но, с другой стороны, абсолютно недопустимо лишать родительского внимания полностью. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что несмотря на то, что его наказали, родители все равно его любят и ценят. Им не нравится то поведение, которое стало причиной наказания, но любовь из-за этого не потеряется.
- «Подумай над своим поведением» — довольно сложное задание, учитывая те чувства, которые возникают у ребенка. Однако, если после окончания наказания обсудить с ребенком причины. Для этого важно предупредить его в начале, что после наказания вы вместе поговорите о ситуации.
- Отметив различные стороны наказания, мы встаем перед вопросом: почему необходимо отправлять ребенка в угол? Находясь в углу, маленький ребенок может столкнуться с разными страхами, что не только не поможет ему исправить свое поведение, но и станет причиной серьезных негативных последствий: повышение тревожности, усиление страхов, ночные кошмары. Существует более безопасный способ наказания, сохраняющий полезные качества, которые мы уже рассмотрели. Для этого нужно найти место в комнате, где ребенок будет вдали от отвлекающих стимулов (телевизор, игрушки, компьютер, другие дети), не будет находиться в центре внимания родителя, но, в то же время, сможет его видеть.
Таким образом, отвечая на вопрос, можно ли ставить ребенка в угол, необходимо четко понимать, чего вы хотите добиться наказанием. Важно помнить о безопасности и тех последствиях, которые могут возникнуть в случае, если наказание будет недостаточно подходить к ситуации или ребенку.
Мария Борисова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Оказывается, традиция ставить ребенка в угол тянется еще со времен Древней Руси. Наши предки были уверены, что в самом темном углу избы живет истинный хозяин дома – домовой. Вот к нему-то и отправляли малыша, говоря современным языком, на «воспитательную беседу».
Конечно же, сегодня родители даже не вспоминают про домовых, но все равно частенько прибегают к испытанному временем наказанию. И, как выясняется, очень даже зря. По мнению психологов, есть 4 веские причины, по которым нельзя ставить ребенка в угол.
Не факт, что, постояв в углу, ребенок станет послушнее
Очень часто ребенок шалит или ведет себя чересчур шумно только потому, что он ребенок. И малыш не понимает, почему мама или папа сердятся и наказывают его. Ведь он просто бегал по комнате и жужжал, как самолетик или прыгал по стульям как обезьянка, потому что только на днях был в зоопарке.
Поэтому, если вся вина малыша только в том, что его поведение не понравилось родителям, то сколько бы ни стоял карапуз в углу – проблему это не решит.
Поставив ребенка в угол, родители признаются в своей беспомощности
Действительно, зачем тратить свое драгоценное время на беседу с малышом и в очередной раз объяснять ему, почему нельзя проказничать. Гораздо проще сказать сердитым голосом: «А ну марш в угол!» и снова спокойно заняться своими делами.
Но, не понимая причину наказания, ребенок никогда не сделает правильные выводы и будет шалить снова и снова. И рано или поздно стояние в углу покажется родителям неэффективным, и они перейдут к следующему этапу – шлепкам по попе и другим телесным наказаниям.
Стояние в углу унижает достоинство ребенка
Многие родители уверены, что стоя в углу малыш размышляет «о своем нехорошем поведении». Как бы ни так! На самом деле, наказанный ребенок думает лишь о том, как несправедливо поступили мама или папа и сочиняет новые проказы.
Кроме того, по мнению психологов, одинокое стояние в углу, да еще носом в стену, унижает достоинство ребенка. И в будущем малыш, которого часто наказывали таким способом, вырастет неуверенным в себе, с низкой самооценкой или, наоборот, способным на неадекватные вызывающие поступки.
Ребенок будет думать, что родители его не любят
Странно, но, когда взрослые члены семьи совершают не самые хорошие поступки, никому не приходит в голову сказать: «А знаешь, постой-ка ты в углу, подумай о своем поведении». А вот по отношению к ребенку, который еще слишком мал, чтобы понимать, что хорошо, а что плохо, такое наказание применяется сплошь и рядом.
Поэтому наказанный ребенок обязательно подумает: «Мама меня не любит» или, еще хуже «Я маме не нужен». А, как известно, даже небольшие душевные травмы, полученные в детстве, вырастают в большие комплексы у взрослых.
Вот почему к ребенку, даже самому маленькому, нужно относиться уважительно и строить с ним доверительные отношения. Тогда и потребность в таком древнем способе наказания, как угол, отпадет сама собой.
Многие родители и воспитатели в детсаду прибегают к такому распространенному наказанию, как стояние ребенка в углу. Современные родители часто задаются вопросом: можно ли ставить ребенка в угол? В этом вопросе мнения детских психологов разделились.
Аргументы «за»
Если ставить в угол нечасто, то этот метод может стать эффективным. Речь идет в первую очередь об очень подвижном ребенке.
Для гиперактивного малыша эти несколько минут — серьезное испытание. Такой ребенок вначале станет сопротивляться, но со временем поймет, что его поведение должно быть другим.
Стояние в углу не должно войти в привычку, только тогда этот метод станет эффективным.
Аргументы «против»
Ограничивать свободу ребенка — это жестокое обращение с ним, считают противники этого метода наказания. По их мнению, унизительно ставить ребенка лицом в угол, так как он становится изолированным от людей.
К тому же, не все дети понимают, почему их отвели в укромное место. Более того, не все дети будут думать над своим поведением, стоя в углу, а лишь затаят обиду.
Также такой метод наказания скажется на дальнейшей жизни ребенка.
Он может вырасти с пониженной самооценкой и со склонностью к депрессиям.
По мнению детского психолога Оксаны Ференцак, этот метод наказания заставляет ребенка чувствовать себя униженным и может травмировать его психику на всю жизнь.
Как отмечают специалисты, наказание не всегда должно быть строгим. Более того, некоторые эксперты уверены, что детей до четырех лет вообще нельзя наказывать. Конечно, бывают исключительные случае, когда малыш становится просто неуправляемым, и без наказания тут не обойтись. Тогда родители грозятся поставить ребенка в угол за непослушание. Это неправильно. Дело в том, что малыш не должен чувствовать себя плохо, чтобы осознать свою вину. Хотя, безусловно, слишком подвижного ребенка надо немного усмирить и успокоить, но жестоко наказывать не следует, а ведь стояние в углу для него — слишком беспощадное наказание.
Как подчеркивает Ференцак, нельзя наказывать малыша за те поступки, которые не понравились родителям. Нельзя ругать детей без объяснения причин. Ребенок должен знать и понимать, почему нельзя делать то, за что его наказывают, полагает эксперт.