Новорождённый ребёнок не умеет говорить и не понимает речь, но может реагировать на эмоциональное состояние взрослого. Младенец улыбается в ответ на улыбку, может нахмуриться или даже заплакать, услышав строгий голос. В возрасте около трёх месяцев появляется т.н. гуление – протяжное «пение» гласных звуков, иногда с согласноподобными призвуками (всем известное агу и подобное). Ещё через несколько месяцев ребёнок начинает «говорить», иногда довольно активно. Но это ещё не речь в полном смысле слова, это лепет – повторение цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма, на-на-на и т.п.
Гуление и лепет – своеобразная тренировка речевого аппарата ребёнка, подготовка к «настоящей», осмысленной речи. Временем её появления считается возраст около года, но многие дети произносят первое слово ближе к двум или даже к трём годам, что связано с различными темпами развития артикуляционного аппарата. В этот период существует огромная разница между активным и пассивным словарным запасом: теми словами и, позже, конструкциями, которые ребёнок может произнести сам, и теми, которые только понимает. Пассивный словарь увеличивается постепенно и к моменту появления активной речи может насчитывать несколько сотен слов.
Изредка дети, молчавшие сравнительно долго, начинают говорить целыми предложениями. Но обычно первые высказывания ребёнка состоят из одного слова. Простые по звуковому составу (ведь ещё не все артикуляции отработаны), эти слова значительно отличаются от слов «взрослого» языка по значению. Они соотносятся не с предметом или явлением, а с целой ситуацией. Например, биби может значить: ‘вот машинка’ (вместе с указательным жестом), ‘дай машинку’ (ребёнок тянется рукой к предмету), ‘машинка сломалась’ (ребёнок плачет над сломанной игрушкой) и т.д. Взрослый понимает все эти однословные высказывания, в большой степени ориентируясь на ситуацию, которую может непосредственно наблюдать.
Вообще, до определённого момента именно от взрослого зависит успешность коммуникации с ребёнком, взрослые вводят ребёнка в мир языка. Если бы не жизнь в мире звучащей речи, ребёнок не начал бы понимать и затем говорить сам. Чтобы облегчить ребёнку труд произнесения некоторых особенно нужных для него слов, обозначающих обычные занятия и окружающие предметы и существа, в разных языках мира существует т.н. «язык нянь». С ним знакомы все носители языка, это известные биби, ав-ав, ам-ам, бай-бай (или а-а-а) и т.д. Как видим, такие слова напоминают по структуре лепет (повторяющиеся слоги), а большинство из них являются звукоподражаниями. Иногда ребёнок сам создаёт подобные звукоподражательные слова, называя машину, скажем, не биби, а др-др. Ещё чаще первые слова ребёнка – это упрощённые для произнесения «взрослые» слова. Причём некоторые дети стараются поточнее повторить первый или ударный слог (ло или па ‘лопатка’), а другие передают интонационный рисунок слова, сохраняя количество слогов, но пренебрегая отдельными звуками (апАпа ‘лопатка’).
Рано или поздно на смену однословным высказываниям приходят двухсловные. С этого момента можно говорить о появлении в речи ребёнка грамматики. У первоначально неизменяемых слов появляются словоформы: бука ‘булка’ и буку, пать ‘спать’ и пи ‘спи’. Порядок появления в речи ребёнка различных грамматических категорий взрослого языка достаточно индивидуален, некоторые дети довольно долго строят высказывания из трёх и более слов вообще без словоизменения (Катя ам бука ‘Катя ест (или съела) булку’). Но есть интересная закономерность: в речи детей порядок появления классов слов и формирования грамматических категорий в общих чертах повторяет порядок, известный нам из истории человеческого языка. Хотя сходство онтогенеза (индивидуального развития) речи с историей языка не может быть полным: ведь человечество создавало язык, не имея перед собой готового образца, а ребёнок ежедневно слышит речь взрослых.
Однако не совсем верно утверждение, что взрослые «учат» ребёнка языку. Скорее, ребёнок с каждым днём открывает для себя язык взрослых, создавая свою собственную языковую систему и строя речь в соответствии с ней. Ярким доказательством этому служит явление, называемое детским словообразованием. Кукушник – дом для кукушки (по аналогии со «скворечник), накиселить – запачкать киселём, мыние – действие по глаголу мыть – вот примеры слов, которые создаются в речи детей, особенно активно в возрасте от трёх до семи лет.
Любой факт детской речи можно рассмотреть с двух сторон: как он относится к «нормальному, взрослому языку» – и какое место занимает в формирующейся языковой системе ребёнка. Развитие речи в онтогенезе по сути представляет собой череду сменяющих друг друга систем (причём сразу нескольких: звуковой, лексической, позже и грамматической), сначала совсем простых (этап однословных высказываний) и становящихся всё сложнее по мере приближения к системе общего языка. К 6–7 годам ребёнок, можно сказать, владеет родным языком в совершенстве. Более того, если он растёт в двуязычной среде (например, мама и папа говорят на разных языках, или дома говорят на одном языке, а вне семьи – на другом), скорее всего, он усвоит обе языковые системы достаточно хорошо.
Туровская, Н. В. Детская речь // Энциклопедия для школьников и студентов : в 12 т. Т. 1: Информационное общество. ХХI век / под общ. ред В. И. Стражева. – Минск : Белорусская энциклопедия, 2009. – C. 38–39.
Надзея Туроўская
Спецыяліст па дзіцячым маўленні. Шматдзетная маці. Настаўніца. Была аспіранткай БДУ па спецыяльнасці «Тэорыя мовы».
Первые слова ребенка – один из самых волнующих и запоминающихся моментов в жизни. И этому каждый родитель старается уделить большое внимание, так как переживает, чтобы малыш развивался здоровым и в соответствии необходимыми нормами. Выясним, во сколько дети начинают говорить и что делать, если этого не происходит в нужное время.
Этапы и нормы развития речи
Многие родители ждут, что первое слово кроха произнесет до года. Но малыш начинает говорить не в один момент. Процесс занимает определенные этапы развития речи:
- малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
- гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
- в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
- период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
- с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях. В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
- в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.
В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.
Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими путями:
- пропуск звука;
- отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
- замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.
Типы развития речи у детей
Бывают такие типы развития речи – слоговой и звуковой. В последнем случае не происходит усвоения слогоритмической структуры слова и остается ударный слог. При слоговом типе малыш схватывает слоговую модель. Во время развития речевого процесса есть стадия, когда многообразие слов сводится к ударным слогам.
Первые слова малыша
Родители всегда с нетерпением ждут, чтобы ребенок начал говорить первое слово. Часто слово представляет собой звукоподражания, которые являются проявлением автономной речи. Первое слово можно зафиксировать, когда ребенок начинает говорить с пониманием. То есть это не просто лепет, а устойчивая лексическая единица, которая употребляется малышом. Первые слова часто состоят из двух одинаковых слогов или разных и простых слогов. С этого момента и стоит вести отчет, что ребенок начал разговаривать. Во сколько будет произнесено первое слово можно назвать индивидуальным процессом. Многое зависит не только от природных задатков, но и от того, как и сколько с ребенком занимаются родители, чтобы стимулировать речевые навыки. Важно комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, которые отвечают за развитие мелкой и крупной моторики.
Рекомендации родителям
Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж. В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.
Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.
Специалисты нашего центра проконсультируют по поводу развития речи у малыша. Чтобы задать вопросы можно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».
Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.
Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».
Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.
Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.
Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).
Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.
Как понять, что у ребёнка проблемы с речью
Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.
Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.
- 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
- 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
- 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
- 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
- 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.
Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.
Как помочь ребёнку заговорить
Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.
1. Разговаривайте
Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.
- Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
- Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
- Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
- Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
- Пойте колыбельные.
2. Читайте вслух
Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.
3. Слушайте
Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.
Родителей всегда беспокоит вопрос о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить. Внимание к этому аспекту позволяет быстро среагировать на признаки нарушения развития и ряд других проблем.
В этом материале мы рассмотрим, в каком возрасте дети начинают говорить слова, что на это влияет и как ускорить процесс. Это позволит вам внимательнее присмотреться к малышу и понять, когда стоит беспокоиться.
В каком возрасте должен начать говорить ребенок
Первое, на что стоит обратить внимание – у каждого ребенка время начала произношения первых слов отличается. Это связано с индивидуальными особенностями личности, потому, если у ваших знакомых малыш уже лепечет, а ваш ребенок хранит молчание – бить тревогу рано.
В раннем возрасте дети используют различные виды коммуникации с миром. Так, плач сигнализирует о страхе, голоде, неудовлетворенности других потребностей. Улыбка указывает на хорошее настроение и доверие малыша.
Со временем дети начинают указывать пальцами на игрушки, произносить первые слоги, пытаться подражать взрослым. Это говорит об очень важной особенности – ребенок уже многое понимает, но пока не может этого выразить словами. Фундамент для развития речи заложен.
Многое также зависит от того, как сами родители ведут себя с ребенком, разговаривают ли они с ним и как это делают. Далее рассмотрим основные этапы речевого развития.
Стадии развития детской речи
Как мы уже отмечали выше, на развитие речи ребенка влияет множество факторов. Потому все приведенные ниже сроки усредненные и примерные. Если вас все же сильно беспокоит молчание малыша или же есть признаки каких-либо заболеваний — стоит проконсультироваться с педиатром.
1-3 месяца
В этом возрасте дети уже узнают голос родителей. Основной метод для коммуникации – звуки и мимика. Дети начинают улыбаться, гукать или плакать, в зависимости от ситуации.
Первые признаки развития речевого аппарата – начало произношение звуков, похожих на гласные. Если малыш пытается вступить с вами в контакт таким образом, повторяйте за ним – так можно имитировать беседу. При этом к произнесенным звукам можно добавлять и другие.
4-7 месяцев
Обычно этот период называют, если отвечают на вопрос – в каком возрасте дети начинают говорить «агу». Если ранее малыш издавал гласные звуки, то теперь он переходит к слогам. Чаще всего распространены такие, как «ма», «па», «бу», «гу» и другие.
Некоторые дети реагируют вполне определенным набором звуков, когда приходит время кормления или смены подгузников, но это бывает редко. Торопиться некуда – пройдет еще немало месяцев, прежде чем ребенок произнесет свое первое слово.
8-12 месяцев
На протяжении первого года после рождения дети обычно лепечут на собственном языке. При этом нужно понимать, что они постоянно прислушиваются к вам, улавливают тональность речи, часто произносимые звуки.
Возраст одного года – это примерный рубеж, когда малыш начинает комбинировать звуки. Обычно это «мама» или «папа» – слова, которые вызывают у родителей особенно сильное умиление.
Но иногда время произношения первого слова может наступить заметно позже. Также бывают случаи, когда ребенок произносит знакомое вам сочетание, но не ассоциирует с ним определенного человека или действие – к этому стоит быть готовым.
13-24 месяца
Многие дети в этом возрасте начинают понимать основные словосочетания, которые слышат чаще всего. Особенно важно к этому времени прекратить агукать с малышом и начинать произносить понятные и четкие слова, которые он бы мог воспринять и ассоциировать с каким-либо процессом. К примеру «будем обедать» или «пойдем гулять». Четкая артикуляция в таком случае поможет значительно ускорить развитие речи.
Как ускорить появление первых слов
У родителей есть возможность ускорить формирование речи ребенка, если соблюдать несколько простых рекомендаций:
- Сделайте малыша своим собеседником. Старайтесь больше говорить с детьми, даже если считаете, что они вас пока не понимают. В частности, можно показывать на предметы и называть их, давать характеристики. Пример, «Посмотри какой зеленый листочек». Когда возраст совсем небольшой и малыш пока агукает, также вступайте с ним в диалог, произносите звуки. Это поможет быстрее научить добавлять к гласным согласные, а там уже недалеко и до первых слов.
- Прислушивайтесь к своему малышу. Когда дети начинают говорить, они обычно заинтересованы каким-либо предметом, животным, игрушкой. Не стоит пресекать такой интерес. Покажите, что вы тоже хотели бы об этом поговорить, скажите несколько предложений. Если же малыш пока не научился словам и показывает на что-то, называйте то, что привлекло его внимание.
- Создайте ассоциации с регулярными действиями. Если вы собираетесь делать какие-то стандартные ритуалы, вроде обеда или прогулки, всегда проговаривайте эти словосочетания. Это поможет построить ассоциации и быстрее начать повторять слова.
- Выберите правильный тон общения с ребенком. Говорить с детьми стоит короткими предложениями, медленно, чтобы можно было хорошо различить используемые звуки. Также задавайте ребенку вопросы. Хороший пример – если он тянется к какой-то игрушке или показывает на нее, спрашивайте, хочет ли он ее взять. Никогда не стоит повышать голос или сердиться, если вас не понимают. Придет время, и это понимание обязательно появится.
Что делать, если ребенок не говорит
Как мы уже поняли, единого ответа на вопрос, в каком возрасте ребенок начинает говорить, нет. Все сроки примерные, но когда у вас есть какие-либо опасения, стоит обратиться к врачу.
Проблемы с появлением речи могут быть связаны с разными источниками – общее замедленное развитие мыслительной деятельности, глухота, дефекты речевого аппарата. Современные методы лечения помогают во многих случаях успешно бороться с проблемами речевого развития. Потому мы рекомендуем внимательно прислушиваться к своему малышу и своевременно обращаться за помощью к профессионалам.
Умение произносить звуки и формировать из них отдельные слова у каждого малыша появляется в разное время, в зависимости от особенностей индивидуального развития. Поскольку речь — это важная составляющая процесса социальной интеграции и взросления, родители с нетерпением ждут от своего чада первых слов. Мы подробнее рассмотрим этот вопрос и сфокусируемся на том, как следует вести себя родителям, если ребенок не начинает говорить в ожидаемое ими время.
В каком возрасте дети начинают говорить
Первые детские попытки говорить могут иметь форму диалога или монолога и обязательно сочетаться с изменениями в мимике, жестах, а также сочетаться с различными движениями. С помощью всех этих способов малыш стремится сделать выражение своего мнения более выразительным и четко донести его окружающим.
Прежде, чем говорить полноценные слова, ребенок учится сочетать различные звуки. Каждый раз количество звуков становиться больше и разнообразнее. В этот период родителям важно проявлять интерес к такому способу коммуникации своего чада, а также пытаться реагировать на его звуки и слоги.
Именно в первый год жизни ребенок делает стремительный скачок в развитии речи. Некоторые малыши переходят от выражения нечетких звуков к слогам типа «мама», «папы», некоторые способны произносить более сложные слова, а некоторые через определенные внешние или внутренне психологические моменты нуждаются в дополнительном времени.
К моменту достижения одного года ребенок осваивает множество навыков, которые впоследствии лягут в основу его умение, а именно:
- способность слушать и различать голоса других людей;
- реагировать на изменение эмоциональной окраски речи своего собеседника;
- вызвать реакцию окружающих на собственные звуки и слова;
- во время диалога проявлять интересным в неизвестных слов;
- дополнять звуковой ряд жестами и мимикой.
Все это будет свидетельствовать о том, что даже несмотря на то, что малыш еще не имеет возможности полноценно говорить, он все понимает и является серьезным собеседником.
С какого возраста дети могут разговаривать
В современных исследованиях существует следующая классификация этапов развития детской речи:
- С 9 до 18 месяца. В этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки как «гав-гав», тиканье стрелок часов как «тик-так», бэкание козы как «бэ-бээ» и другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: «мама», «баба».
- 18 — 20 месяц. В этовремя ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме, как, например «дай!», «иди!» и т.п. Также заметными становятся попытки чада сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения.
- 20 — 22 месяц. В этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека.
- 22 — 24 месяц. Словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные.
Со стороны родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.
Во сколько дети начинают говорить
До достижения полутора лет малыши способны произносить все гласные звуки и большинство согласных (некоторые из них могут произносить смягченно). Впоследствии ребенок становится более уверенным в своих силах и смелее пытается произносить слова, указывая на соответствующие предметы. К концу первого года жизни словарный запас ребенка переваливает за 300 слов, а за два следующих года увеличивается почти в 5 раз!
Четкого ответа на вопрос «в каком возрасте ребенок начнет разговаривать» педиатры не дают, ведь сильное влияние на готовность ребенка к коммуникации с другими имеет психологический фактор. Часто происходит так, что мальчики начинают говорить немного позже, чем девочки. Однако, независимо от обстоятельств и пола, первые проявления развития речи у ребенка должны появиться до двух лет.
Предложение детского интернет-магазина I Love Mommy
Мы искренне понимаем, что родители хотят обеспечить свое чадо только лучшим. Именно поэтому предлагаем товары от проверенных временем брендов, которые не вызывают сомнений относительно качества, безопасности и долговечности!
В наших каталогах можно найти не только одежду, обувь и аксессуары для мальчиков и девочек всех возрастов, но и множество развивающих игрушек, которые принесут вашему малышу и радость, и пользу.
За подробной информацией о брендах, товарах, способах оплаты, доставки и других вопросов, связанных с оформлением заказа, смело обращайтесь к консультантам I Love Mommy. Номера телефонов горячей линии указаны на сайте.
Жизнь малыша начинается с первого рефлекторного крика. В первые дни и недели жизни ребенок может выражать свое отрицание к неприятным ощущениям (боли, голоду, потребности во сне) криком, плачем, двигательным возбуждением. Постепенно, с каждым новым днем жизни плач ребенка становится разным, в зависимости от вызвавшей его причины, а мама малыша учится распознавать эти причины. Наступает период так называемого «дифференцированного крика—плача». Этот период считается очень важным как для эмоционального развития ребенка, так и для формирования устойчивой и адекватной связи в диаде «мать-дитя».
Позднее плач начинает выражать не только физическое, но и душевное страдание ребенка. Положительные эмоции в виде улыбки появляются у ребенка позднее, чем крик. Большинство авторов указывает на возраст появления улыбки у детей – в 4-6 недель. По нашим же наблюдениям, улыбка у малыша часто появляется в первые недели, а иногда, и в первые дни жизни. Но в этом возрасте улыбка не является элементом общения с окружающими его взрослыми, а отражает лишь состояние полного физического комфорта.
Первая так называемая «социальная улыбка» (то есть такая улыбка, которая направлена на общение) у ребенка появляется к 1-1,5 месяцам жизни. К возрасту 4-6 недель малыш улыбкой откликается на ласковые интонации голоса матери, на приближение ее лица.
К 2,5-3 месяцам ребенок, как правило, начинает гулить, нараспев повторяя гласные и гортанные звуки.
В 3 месяца малыш уже использует свой голос, чтобы вступить в контакт с другими людьми: он «агукает», затем замолкает, смотрит на взрослого, ждет ответной реакции; когда взрослый отвечает ему, он ждет, пока тот закончит, и лишь потом снова «агукает». Обычно развивающийся ребенок не будет пытаться «разговаривать» таким же образом с «неживыми» предметами, дожидаясь с их стороны звуков или другой ответной реакции.
В 3 месяца у ребенка появляется особая эмоционально—двигательная реакция на значимого для него взрослого – «комплекс оживления». «Комплекс оживления» представляет собой сосредоточение внимания на лице взрослого, улыбку, усиление двигательной активности (ребенок начинает оживленно двигать ручками и ножками), часто ребенок также начинает издавать звуки гуления.