Если ребёнок встаёт на колени — это признак близкой вертикализации? Какие признаки говорят, что малыш вот-вот встанет у опоры?
В статье расскажу о двигательных этапах, которые должен пройти грудничок перед вертикализацей, а также поощрять или нет раннее вставание.
Как понять, что скоро ребёнок начнёт вставать у опоры?
Вообще вертикализация сама по себе заложена в генетическую программу человека. У любого здорового ребёнка она неизбежна, тем более он ежедневно видит на примере своих родителей вертикальное положение тела.
Какие контрольные точки должны быть пройдены прежде, чем ребенок начнёт вставать у опоры?
Опора на прямые руки — важный этап. Малыш отрывает корпус до пояса от поверхности и встаёт на четвереньки. Такая опора на прямые руки появляется к 5 — 6 месяцам.
Хватание предмета одной рукой, стоя на четвереньках. Для этого ребёнок выводит руку вперед и поднимает её вверх выше головы, опираясь на три точки — колени и одну руку. Как правило, это происходит в 7-8 месяцев;
Опора только на колени. Грудничок встаёт на колени и руками держится за опору. Обычно это недолгий период.
К 8-9 месяцам малыш встаёт у опоры. Это может произойти раньше или позже — всё индивидуально. Бывает, что малыш активно ползает на четвереньках и в какой-то момент начинает одну ногу ставить на колено. Это также признак скорой вертикализации ребёнка.
Станьте массажистом для своего ребёнка
Пока одни мамы ждут очереди на массаж и упускают возможности развития своего малыша, другие занимаются дома сами и получают результат!
Ранняя вертикализация ребёнка: поощрять или отвлекать?
- стояние — статичная нагрузка на мышцы и суставы. Позвоночник ещё не окреп и не готов к такой нагрузки; появляется риск пропустить этап ползания на четвереньках. Я категорически против этого. Подробно о пользе четверенек писал в статье «Зачем маме нужно, чтобы ребёнок ползал?»; возможны появления «экзотического» вида передвижения в пространстве. Например, ребёнок стоит у опоры и хочет оказаться в другом конце комнаты, а как это сделать не знает. Варианты: требовательный плач и перемещение на руках у мамы (папы, бабушки), ползание по-пластунски, раненым партизаном и т. д. или ползание на четвереньках. Но к сожалению, если малыша не привлекать к ползанию, он может стоять очень долго и не делать попыток ползать.
- Собственного примера — некоторым детям достаточно просто показать и поползать немного вместе с ними. А дальше они сами прекрасно српавляются с ползанием на четвереньках; Заводные машинки, пылесос, кот или собака — вызывают интерес к преследованию; Специальные игры — например, тоннель из коврика для ползания. Эта игра есть в моих курсах 6-9 и 9 -12 месяцев; Систематической и целенаправленной физической активности. Бывает, что игр и собственного примера не хватает для появления четверенек или у ребёнка уже закреплен неправильный шаблон передвижения (лягушкой, перекатами, ползание по-пластунски дольше 1 месяца и т. д.). В этих случаях нужна ежедневная гимнастика. Через повторение физиологчиных упражнений мама закладывает правильную механику движений у ребёнка. Мозг получает эту информацию и со временем выдает правильные сигналы мышцам. В результате грудничок начинает ползать на четвереньках. Повторюсь именно упражнения играют важнейшую роль. Массаж после 6 месяцев несёт вспомогательный характер.
В оба курса входит массаж, ЛФК и упражнений на фитболе. В течение 90 дней на связи с мамой куратор-детский массажист, готовый отвечать на вопросы и корректировать курс с учётом индивидуальных возможностей малыша. Также на курсе консультируют педиатр, невролог и ортопед.
https://www.novokrinitskii. com/blog/rebenok-nachal-vstavat
Что должен уметь делать малыш. 4 вопроса неврологу
В какой срок появляются те или иные навыки? На ваши вопросы отвечает специалист. Если вы хотите задать свой вопрос, воспользуйтесь сервисом Доктис.
Что должен уметь делать малыш в возрасте до года
Мой ребенок родился раньше срока. И теперь отстает от сверстников по развитию. Малышу уже 6 месяцев, а он не умеет переворачиваться на животик. Что делать?
Первое, что вы должны оценить — во сколько недель по сроку вы родили ребёнка. Если срок рождения был очень ранний, обязательно отсчитывайте недостающие недели. Например, если вы родили в 32 недели и по факту ребенку на сегодня 6 месяцев, то на сегодняшний день врач оценивает его исключительно как 4-месячного ребёнка. Соответственно и навыки его на 4 месяца.
Когда малыш рождается, весь его организм продолжает своё развитие. И если ребёнок появился на свет раньше срока, то ему нужно нагнать всю стадию внутриутробного формирования.
Сравниваю своего восьмимесячного малыша с соседской девочкой. Та уже встает, а мой не умеет. С чем связана такая разница?
На то есть масса причин. Мамам надо делать поправки на вес у ребёнка от рождения и на данный момент. Если малыш весит намного больше возрастной нормы, то вполне, ему просто тяжело сделать определённое действие.
Обязательно надо оценивать тонус ребёнка. Один из частых случаев — малыш начинает стоять на вытянутых руках или переворачиваться до 3 месяцев и мама в восторге. Но все дело в сильном гипертонусе, как только он проходит, ребёнок перестаёт это делать. Либо обратная ситуация, ребёнок в гипотонусе и к 6 месяцам не умеет переворачиваться.
Обязательно оценивайте формирование мышечной системы. Все мышцы у новорождённого развиваются постепенно и в разный промежуток времени. И вместе с формированием определённой группы мышц появляется тот или иной навык. Именно по этой причине мы делаем профилактические массажи, чтобы все группы мышц были сформированы вовремя и верно. По этой же причине ребёнок может вполне догнать сверстников (и перегнать) по появлению навыков.
Кроме того, сопутствующие болезни малыша могут также затормозить время появления навыков. В последнюю очередь вы можете посмотреть на наследственность.
- В 4−5 недель у малыша должно быть зрительное сосредоточение, и только со 2-го месяца ребенок может фиксировать взгляд на 10−15 секунд и следить за предметами. В 8−10 недель у ребенка четко сформировано слуховое сосредоточение, и он реагирует вздрагиванием или плачем на какой-либо раздражитель. К 3-му месяцу ребенок уже должен хорошо улыбаться и смеяться. К 1,5−2 месяцам ребенок должен удерживать голову прямо в положении на животе, и к 3 месяцам удерживать ее, если вы взяли его «столбиком». С 4−6 недель у ребёнка появляется гуканье, но ещё неполноценное гуление. В 3 месяца ребёнок опирается на согнутые под острым углом предплечья. К 4 месяцам малыш должен становиться на предплечья, согнутые под прямым углом. В 5 месяцев должна появиться опора на выпрямленные руки, в том числе на одну руку. Ваш малыш при этом стоит на одной руке на ладони и тянется к игрушке второй рукой. В норме у здорового малыша перевороты на живот должны появиться к 5,5−6 месяцам, и с живота на спину в 6 месяцев. К 6 месяцам ребенок четко должен узнавать свою маму, появляется реакция страха, он начинает бояться чужих людей и всего нового. Появляется интерес к игрушкам. Если прежде ребенок брал игрушку всей ладонью, то к 6 месяцам он делает это уже кистью. С 3 до 6 месяцев — расцвет гуления, к концу периода вы можете услышать уже первое лепетание. В период с 6 до 9 месяцев ребенок учится трем основным навыкам: он садится, ползает и встает сам на ножки. С 6 до 9 месяцев — период расцвета лепета. У ребенка отмечается готовность к совместной игре, он начинает играть в «ку-ку», радуется и следит за брошенной игрушкой, начинает подражать движениям, пытаясь играть в ладушки, открывает крышку, бросает предмет и уже может брать предметы двумя пальчиками. Но при этом сами движения рук еще неточные. К 9 месяцам ребенок проявляет ситуационное понимание речи, то есть при просьбе поцеловать маму он это делает, просишь показать предмет — и он показывает. Ребенок уже реагирует на свое имя и хорошо узнает голоса и лица близких людей. В 6 месяцев ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с живота на спину. К 7 месяцам сидит, посаженый, с опорой на руки и ползает по-пластунски. В 8 месяцев уже сидит и садится без поддержки рук, встает на четвереньки и начинает ползать. К 9 месяцам ребенок хорошо сохраняет положение сидя, при этом манипулирует предметами и встает у опоры. Ребенок уже держит в руках хлеб или сухарик и ест его, пьет из чашки, которую держит взрослый и ест хорошо из ложки, когда его кормят.
Мой годовалый сын начал ходить. Делает он это вразвалочку. О какой проблеме говорит такая походка?
Многие мамы переживают, почему их ребенок ходит как «медведь», широко расставив ноги. Человек пролежал 9 месяцев у вас в животе, потом еще 9 месяцев на горизонтальной поверхности, его вестибулярный аппарат не может перестроиться так быстро, на это нужно время. Поэтому пусть себе малыш ходит вначале вразвалочку – это абсолютно правильно и нормально.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их врачу-неврологу или педиатру онлайн в приложении Доктис.
https://www.doctis. ru/beremennost/cto-doljen-ymet-delat-malis-3-voprosa-nevrology
Учим ребенка ходить: от первой опоры на ножки до уверенных шагов
Первые шаги – волнительный момент в жизни каждого родителя, но им предшествуют подготовка и поддержка, в которой нуждается малыш. Некоторые дети начинают пытаться стоять уже в 9–10 месяцев, другие – в 1–1,5 года: все зависит от индивидуальных особенностей развития. Не нужно торопить малыша и сравнивать его успехи с другими детьми: необходимо помочь правильно вставать на ножки, безопасно передвигаться и даже падать. Рассказываем, как научить ребенка ходить, какие упражнения и игрушки нужно использовать, как стимулировать кроху в случае неудач.
В каком возрасте дети начинают ходить
В среднем дети начинают пытаться ходить в период с 10 до 15 месяцев, процесс протекает поэтапно, что важно для укрепления мышц спины, шеи, ног и рук:
- 6–10 месяцев – ползание, попытки встать на ножки; 8–10 – стояние и хождение у опоры; 10–12 месяцев – первые шаги.
С чего начать обучение
Подготовка ребенка
Процесс ходьбы напрямую зависит от крепости мышц и связок, для их подготовки привлекается специальная детская гимнастика. Курс можно пройти у профильного массажиста, альтернатива – выполнение простых упражнений в домашних условиях (рекомендации по комплексу лучше получить у педиатра). На первых порах достаточно регулярно сгибать и разгибать ножки, для тренировки равновесия и координации движений подходит Фитбол: нужно посадить на него ребенка (обязательно придерживайте его) и легко покачивать. Дополнительно – игры с маленьким надувным мячом или кругом, к удержанию которого в ручках нужно приложить усилия.
Малышам, которые уже умеют ползать, родители предлагают простые «полосы препятствий»: мини-барьеры из одеял и подушек, валиков, игрушек, помогающие научиться группироваться. Для ползания стоит приобрести антискользящие наколенники, чтобы защитить нежную кожу от раздражения. Для первых шагов подойдут антискользящие носочки, а вот от домашней обуви на время придется отказаться, чтобы ускорить процесс развития мышц стоп.
Обустройство помещения
Ребенку требуется среда, в которой он сможет свободно передвигаться. Еще на этапе ползания нужно убрать тяжелые предметы, шнуры от телевизора и другой техники, а также повыше поднять шторы и занавески. Стоит собрать игрушки и предметы, об которые кроха будет спотыкаться. Дополнительно предпринимаются следующие меры:
- стеклянные изделия, косметика, бытовая химия убираются в шкаф; розетки защищаются Специальными заглушками; для дверей, окон, ящиков лучше использовать Специальные блокираторы.
Скользкие поверхности, такие как плитка или линолеум, нужно закрыть Противоскользящими ковриками. При первых попытках встать на ножки потребуется обустройство опоры – эту функцию может выполнять выступающая гладкая часть шкафа или диван, за который ребенок будет держаться.
Демонстрация на практике
Помогая малышу делать первые шаги, встаньте за его спиной и предложите держаться за ваши пальцы. Не нужно тянуть ребенка, просто дайте ему опору: на 5–10 тренировке он начнет постепенно ослаблять хватку, будет передвигаться самостоятельно и более уверенно. После этого можно предлагать держаться за одну руку, дальше – просто идти рядом, чтобы подхватить кроху в случае падения. Рекомендуется начинать с 1–2 минут ходьбы, постепенно увеличивая время, чтобы дать детскому организму адаптироваться и выработать подходящий ритм.
Какие тренажеры помогут малышу подготовиться к первым шагам и научиться ходить
Наиболее безопасно обучение проходит в манежах: они ограничивают пространство для передвижения, поэтому маме не придется бегать по всей квартире, а также дополнены защитными элементами и сетками, предупреждающими травмы при падении. Имеют подходящую высоту: ребенок будет легко вставать, хватаясь ручкой за мягкий нескользящий бортик.
Манежи отличаются устойчивостью, в их основе – воздухопроницаемые и легко очищающиеся материалы. Однако пребывание в защищенной среде и прогулки по квартире стоит чередовать, чтобы малыш привыкал к обстановке и пытался ходить по разным основам (ковры, ламинат и т. д.). Удобно использовать большие Квадратные манежи: они быстро складываются и раскладываются, а внутренней площади достаточно для свободного передвижения.
Для укрепления спины и ножек стоит привлекать прыгунки, рекомендованные к применению с 6+ месяцев (ребенок должен уметь сидеть). Гимнастика в прыгунках стимулирует укрепление мышц спины, ног и плечевого пояса. Этот вид активности помогает ребенку весело проводить время: он отталкивается ножками от пола или другой опоры, чтобы подпрыгивать и раскачиваться в воздухе (движение происходит на одном месте). Детский тренажер абсолютно безопасен (предусмотрена надежная фиксация), Модели 3 в1 могут выполнять функцию качелей. Время пребывания в прыгунках для детей младше 10 месяцев лучше ограничить 10-15 минутами в день, чтобы предупредить чрезмерные нагрузки.
Классические ходунки представлены прочным каркасом и 4 колесиками: ребенка сажают внутрь, он ходит и бегает ножками, в результате чего конструкция движется. Ходунки удобны для родителей, и очень нравятся детям. Но педиатры акцентируют внимание на том, что ходунки снижают стимул ходить самостоятельно, поэтому необходимо ограничивать использование их ребенком.
Альтернатива – ходунки-толокары: они тоже имеют 4 колесика и ручку, за которую малыш сможет держаться, обретая чувство равновесия и опоры. Модели выполнены в виде Игровых центров: есть доски для рисования, подвижные шестеренки, фигурки и звуковые эффекты (игрушки могут быть съемными), сразу привлекающие внимание юного пользователя.
Как правильно организовать ходьбу на улице
К обучению ходьбе на улице стоит приступать после того, как малыш будет уверенно держаться на ножках и шагать по квартире. На первых порах лучше совершать пешие прогулки неподалеку от дома, например, ходить на ближайшую детскую площадку, которую малыш хорошо знает. Рекомендуется не отказываться от коляски: в ней ребенок будет периодически отдыхать, а маме не придется носить его на руках. Для стимулирования активности подходят специальные игрушки: Толокары (юный пользователь садится и, отталкиваясь ножками, едет), каталки с длинными ручками и коляски для кукол, дающие дополнительную опору.
11 месяцев: особенности развития ребёнка. Стоим без опоры
Умение свободно стоять — навык, который в среднем формируется в 11 месяцев, но фактически возрастной диапазон для этого умения очень широк. Некоторые особенно быстрые в развитии дети могут научиться свободно стоять уже в 9 месяцев, подавляющее большинство обнаруживает этот навык в конце 11-го месяца. Но не стоит беспокоиться, если дети не торопятся и приходят к этому только в 14 месяцев. Часто это именно те дети, которые начинают рано и быстро говорить и хорошо владеют мелкой моторикой.
Чтобы выпрямиться и встать свободно, мышцы должны быть хорошо натренированы и иметь необходимое напряжение. Не менее важно, чтобы дети научились ощущать свои ступни. Если голеностопные суставы чрезмерно гибкие, детям сложно на них вставать. После консультации с физиотерапевтом вам может потребоваться в качестве исключения надеть обувь для детей, даже если они ещё не ходят, чтобы обеспечить голеностопным суставам необходимую поддержку.
Особенности возраста 11 месяцев
Навыки последних этапов — ползание, сидение и вставание у опоры — становятся всё более естественными. Мышцы укрепляются, движения более скоординированы. Ребёнок легко поднимается по лестнице и преодолевает препятствия, и его невозможно остановить в стремлении двигаться и исследовать.
Вещи на полках или комодах, ранее находившиеся вне досягаемости, вызывают у ребёнка любопытство. Он подтягивается, ставит ноги врозь, выпячивает живот и держится теперь только одной рукой. Другой можно играть абсолютно свободно.
Положение стоя нужно практиковать и стабилизировать. Для этого ребёнок раскачивается вверх-вниз и вправо-влево. Этот перенос веса из стороны в сторону называется «прибрежным судоходством». Если ребёнок держится за мебель, а сзади ему протягивают игрушку, он может развернуться:
Но как ребёнок снова возвращается вниз? Либо он кричит, пока кто-нибудь не придёт на помощь, либо просто падает на попу. Другого пути обычно нет.
Первые «попытки ходьбы» начинаются с рук и ног. Окончательно освоив положение на четвереньках, дети начинают пробовать так называемую медвежью стойку:
Для этого ребёнок выпрямляет ноги и поднимает ягодицы кверху. Вначале он может ходить в таком положении недолго, и потом снова возвращается к ползанию на четвереньках. Но вскоре малыш сможет преодолевать всё большие расстояния в медвежьей стойке. Этот тип передвижения укрепляет мышцы торса и ног и развивает координацию рук и ног.
Первые шаги в вертикальном положении ребёнок делает в сторону, вдоль мебели. Позже для опоры будет достаточно и гладкой стены.
Положение стоя со свободными руками получается у ребёнка случайно, когда малыш отвлекается и отпускает обе руки. Внезапно он стоит свободно (без опоры на руки), хотя все ещё не чувствует себя уверенным, стоит с согнутыми пальцами ног и ссутуленными плечами. С предметом в руке, например, ложкой для помешивания, стоять становится проще; у ребёнка просто возникает ощущение, что он держится за опору:
Развитие рук и ног
В этом возрасте начинает играть с мячом и учится его катать. Катает вперёд и назад машинки. Малыш хлопает в ладоши — пальцы и запястья выпрямлены.
Прежде чем ребёнок побежит вперёд, он будет ходить боком. Это укрепляет маленькие мышцы стопы и развивает своды стоп.
В этом возрасте ребёнок начинает использовать первые слова осознанно. «Папа» и «мама» употребляются правильно по отношению к человеку.
Социальное поведение
Ребёнок даёт и берет игрушки по подсказке (игра «пожалуйста и спасибо»).
Рекомендации по игре и движению
Слегка приподнятые игрушки — стимул сидеть прямо. Всё чаще и чаще вы будете видеть, как ваш ребёнок играет в вертикальном положении. Позвольте вашему ребёнку играть босиком, тогда он будет более активно чувствовать пол, и благодаря этому его восприятие и равновесие будут развиваться интенсивнее. Ещё придёт время для обуви!
Одно из самых запоминающихся событий в жизни семьи – это первые шаги малыша. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, он осваивает новые для себя пространства, открывает для себя все пространство большого мира. Нередко родители даже спорят, когда, в каком возрасте дети начинают ходить – сначала держась за опору, а потом и самостоятельно? Кто станет счастливцем и запечатлеет в памяти первый шажок? Конечно, в медицине существует понятие нормы для мальчиков и девочек, но каждый малыш индивидуален, поэтому сроки колеблются в определенных пределах.
В каком возрасте дети встают на ножки и начинают ходить
Ребенок всеми силами пытается передвигаться в пространстве еще задолго до того, как он начинает ходить сам, примерно в годовалом возрасте. Передвигаться ползком дети могут уже к семи месяцам, но делают они это по-разному. К 9-10 месяцам они могут развивать относительно высокую скорость передвижения ползком – и это норма. Следующим этапом, малыши постепенно начинают вставать у опоры, подтягиваясь, держась руками за опору и вставая на ножки. Все, начало положено. Ребенок сразу опирается на всю стопу у опоры, переступая ножками и держась руками или начинает ходить «на цыпочках». Через некоторое время, по мере того, как станет увереннее держать равновесие, ребенок должен начать ходить, отпуская руки и неуверенно переставляя ножки.
В норме все дети, как девочки, так и мальчики, начинают ходить самостоятельно к своему первому дню рождения.
Однако точный срок, во сколько месяцев ребенок начинает ходить, зависит от определенных факторов, чаще всего, это происходит к возрасту 1 года, но сроки могут варьировать в пределах 9-13 месяцев. Уверенно ходить сами, практически без помощи взрослых, дети начинают после 15-16 месяцев. А через пару месяцев – малыши могут бегать, все быстрее и увереннее.
Что влияет на срок, когда ребенок начинает ходить самостоятельно
Во многом то, в каком возрасте ваш ребенок, будь то дочка или сыночек, начинает ходить самостоятельно, зависит от нескольких факторов, о которых мы поговорим немного подробнее.
Вес малыша.
Во многом сроки освоения навыка зависят от массы тела ребенка: пухлые, крупные детишки начинают ходить позже своих худеньких ровесников. Это и понятно, удерживать равновесие им сложнее, их вес больше, нужно поддерживать баланс тела более основательно. Если вес не выходит за границы возрастной нормы, просто уделите больше времени занятиям с малышом, он быстрее научится ходить. Если же масса тела выше нормы, совместно с педиатром стоит пересмотреть питание, особенно при наличии наследственной предрасположенности к полноте. Дополнительно этим карапузам рекомендуют больше ползать, делать гимнастику и плавать.
Наследственная предрасположенность.
Если ваш кроха пока не торопится делать первые шаги, уточните у своих родителей, во сколько лет вы сами, будучи детьми, начинали ходить. Особенности развития детей имеют генетическую природу, они реализуются по заложенной «семейной» программе.
Страх из-за предыдущих неудач.
Если ребенок начинает ходить, пусть даже с поддержкой, но падает и получает травму или чего-то сильно пугается, передвигаться самостоятельно он начнет в чуть более позднем в возрасте. Малыш запоминает неудачный опыт, всячески избегая повторения ситуации. Поэтому вставание на ноги или попытки делать шаги могут встречать настойчивый протест. Важно терпение и побуждение к новым попыткам. Некоторые дети могут долго решаться, пока не попробуют снова ходить.
Ребенок начинает ходить только на носочках
Нередко родителей беспокоит, что ребенок начал ходить «на цыпочках», при этом он активен, передвигается быстро и одинаково задействует обе ножки. Если это малыш, которому нет двух лет и кроме данного факта никаких жалоб нет, переживать не стоит. Это вполне нормально. Дети осваивают новые навыки и способы передвижения, в том числе и хождение на носочках. Беспокоиться нужно, если при ходьбе возникают серьезные затруднения, есть деформации стопы или другие жалобы. Если же ребенок может вставать на всю стопу, но предпочитает такой способ хождения – подождите, малыш освоится и начнет ходить нормально.
Как правильно начинать, как помочь ребенку научиться ходить
Важно не торопить малыша и не форсировать обучение новым навыкам. Если кроха освоил активное ползание и вставание у опоры, держась за мебель, можно уже примерно определить, через сколько ребенок начнет ходить. 4-6 недель для закрепления навыков стояния и хождения у опоры, и малыш попробует отпустить руки, стоять и затем шагнуть. Нужно только стимулировать, поощрять его к самостоятельным шагам, хвалить за любые попытки делать шаги.
Стоит регулярно тренироваться, по возможности, делая это босиком. Нужно поддерживать ребенка за ручки или под мышками, чтобы он опирался на ножки, на всю стопу и делал шаги. Какой бы ни была удобной и мягкой первая детская обувь, всю механику движения кроха может прочувствовать только голой стопой.
Чтобы ходить с поддержкой, а затем и самостоятельно, необходимо достаточно места и удобная экипировка. Малыши быстро усваивают изменения окружающей ситуации. Если они могут передвигаться около опоры, достигая своих конечных целей, им нет необходимости отпускать руки и шагать самостоятельно. Кроме того, играет роль и неудачный опыт передвижения, падения и даже реакции на это окружающих. Поэтому создайте удобное, свободное и безопасное пространство для ходьбы, чтобы избавить малыша от травм и страха.
Во многом тот факт, во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно, зависит от освоения предыдущих умений. Малышу нужно отточить навык ползания и хождения у опоры. Когда он будет уверенно это делать, наступает следующий период – шажки с опорой на руки родителей и поддержкой хотя бы за одну ручку.
Только после этого следуют первые неловкие и робкие самостоятельные шаги. Пока еще сложно дается изменение темпа ходьбы, сложно оценить способности тела, поэтому могут быть и семенящие шажки, и размашистые, резкие движения. Пока еще дети быстро устают от хождения, поэтому нужно проявить терпение и не формировать освоение этого сложного нового способа движения.
https://www.nestlebaby. ru/articles/kogda-rebenok-nachinaet-hodit
Учим малыша стоять с опорой. Упражнения.
«Во сколько дети начинают стоять с опорой» — вопрос, который чаще всего волнует родителей малышей, перешагнувших шестимесячный рубеж. По неврологическим нормам дети осваивают этот навык в 8-9 месяцев, однако развитие каждого малыша индивидуально.
Этапы
Как правило, освоение навыка происходит в кроватке. В ней малыши проводит немало времени, к тому же там удобно подниматься, держась за прутья и бортики. Итак, первый этап — кроха встает на колени у опоры, затем через некоторое время он опирается на одну стопу и затем уже на обе ноги. Удерживается в положении «стоя» ребенок с помощью рук, стоит только отпустить опору, как он сразу же падает на ягодицы. Первое время такие подъемы даются ребенку непросто, но постепенно ему все легче и легче подниматься. Освоив навык, он начинает применять его далее—делать первые шажочки в стороны, крепко держа бортик.
Ошибка родителей
Некоторые активные мамы и папы, увидев встающего ребенка, тут же пересаживают его в ходунки. Этого делать нельзя. Ребенок должен развиваться постепенно, в том числе и начинать ходить тогда, когда его ножки и позвоночник полностью окрепнут. В противном случае возможны искривления.
Попробуйте следующие упражнения:
Фитбол
Сдуйте фитбол на одну треть, положите малыша животом на фитбол, зафиксируйте одной рукой за спинку, а другой согните в колене правую ногу. Раскачивайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, сгибая правую ножку, затем проделайте тоже самое с левой.
Колокольчик
Поставьте на пол устойчивый стул и запаситесь яркой, музыкальной погремушкой. Активно привлекайте внимание ребенка этой игрушкой сначала рядом со стулом, а затем, когда малыш подползет к нему, начните звенеть ею уже над стулом. Это побуждает малыша к тому, чтобы предпринять попытку встать. Когда он попытается встать, положите колокольчик на край стула, чтобы закрепить его мотивацию. Первые попытки могут быть неудачными, не сдавайтесь, пробуйте вновь и вновь.
Когда ребенок начинает стоять без опоры
Сроки индивидуальны, обычно, это происходит через 2-4 недели после освоения навыка подъема у опоры. Однако, для некоторых малышей опора надолго становится важным элементом взаимодействия с миром. Ребенок может уже довольно быстро ходить, но при этом руку мамы не отпускает и стоять без поддержки не хочет, несмотря на то, что давно к этому готов.
Как научить ребенка стоять без опоры
Помогут простые упражнения, например, на фитболе. Занятия на большом гимнастическом мяче укрепляют мышечный каркас, а также тренируют вестибулярную систему, работа которой определяет координацию движений малыша. Посадите ребенка на фитбол спиной к себе, обеими руками плотно фиксируйте его за бедра или бока. Наклоняйте его в разные стороны, меняя направления. Для удобства слегка сдуйте мяч, он не должен быть чрезмерно упругим.
Информация проверена экспертом
Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета
https://nutrilak. com/article/uchim-malysha-stoyat-s-oporoj-uprazhneniya/
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища объем движений наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
https://mc21.ru/blog/nevrologicheskoe-razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni-osmotr-fundamentalnyy/