Основной целью нашей Клиники является помощь семейным парам в беременности и рождении ребёнка. Не менее важной темой в этом вопросе является правильное отношение ко многим привычным вещам, которые 100% изменятся, как только на свет появится ваш малыш!
1️⃣ Кто эта незнакомая женщина? ?
«Моя жена стала другой!» — такие слова можно услышать от мужчин во время и после беременности их жён. И это, увы, чистейшая правда.
Учёные доказали, что у беременных женщин временно снижаются когнитивные функции: страдает память, имеются проблемы с исполнительными функциями — способностью планировать действия и реагировать на внешние стимулы. Кроме того, снижается чувство эмпатии, замедляются некоторые важные социальные процессы.
Единственный совет: мужчины, запаситесь терпением, ведь изменения сохраняются в течение 2-х лет после родов! ?
2️⃣ Проблемы с самооценкой или «Я некрасивая!» ?
Надо понимать, что у молодой матери мало времени для ухода за внешностью (особенно, если дитя — её первенец). Молодая мама беспокоится, как выглядит после родов, а реакция других людей на её внешность и вовсе может нанести серьёзнейший психологический удар по самооценке.
Рецепт: вновь полюбить себя!
Надо (и даже необходимо!) позволить себе приятные мелочи, а ещё: заняться спортом, выделить время для посещения салона красоты, научиться тратить деньги не только на семью, но и на себя!
3️⃣ Это несправедливо! ?
К возможным психологическим проблемам лучше готовиться заранее!
Молодая мама может считать, что стиль жизни отца почти не изменился. В то же время, молодой отец может чувствовать себя лишним, потому что в центре внимания теперь находится не он, а ребёнок.
Совет: как можно больше общайтесь, обсуждайте всё на чистоту, делите между собой обязанности. С этой же проблемой поможет совет из предыдущего пункта: найдите время для удовольствий, но на этот раз совместных. Что скажете насчёт обеда в ресторане, небольшого путешествия, эротического массажа…?
К возможным психологическим проблемам лучше готовиться заранее!
4️⃣ Верните секс! ?❤️??
После рождения ребёнка, немногие женщины хотят секса (почти никто!).
Это совершенно нормальное явление: во-первых, меняется гормональный фон; во-вторых, не последним оказывается фактор стеснения от несколько изменившегося собственного тела; наконец, в силу вступает обычное физическое восстановление. И это лишь базовый перечень! Стоил ли говорить, что отсутствие секса после рождения ребёнка лишь обостряет и так не всегда простую психологическую обстановку в семье?
Что делать? Специалисты уверяют: сексом заниматься нужно, даже если вы делаете это только ради удовольствия мужа. Выполняя эту нехитрую рекомендацию, желание вскоре вернётся, и даже с удвоенной силой!
Очень часто у молодой мамы все мысли направлены на малыша, вскоре появляется чувство зависимости от него, что сопровождается ощущениями потери свободы, резкими реакциями на советы и указания, чувством, что как будто «не принадлежишь себе». Ко всему прочему, ещё и социальный круг сужается до разговоров с детскими игрушками…
Совет: «счастливая мама – счастливый малыш»! Ни в коем случае нельзя забывать о себе, нельзя отказывать себе в собственных потребностях! Что касается голода общения — для этого существуют родительские центры, близкие друзья, интернет, в конце концов. Помните, что повесив ответственность за свой досуг на мужа, вы не сделаете лучше: хотите вы этого или нет, но вопрос своего круга общения вам придётся решать самостоятельно. Это не означает, что вы не имеете право попросить помощь; это лишь означает, что вы должны занять активную психологическую позицию в решении данной проблемы.
Недавние исследования показали, что беременность может повысить нейропластичность (способность изменяться за счет нового опыта) мозга женщины. С помощью МРТ ученые выявили изменения в его структуре до и после беременности.
В одном из исследований специалисты из Испании проводили МРТ женщинам до зачатия и через два месяца после родов. Объем мозга новоиспеченных матерей был меньше — ключевые структуры мозга сжались во время беременности и в ранний послеродовой период. Эти изменения были заметны в сером веществе — ткани мозга, богатой нейронами, — а также в частях, которые связаны с мыслями о желаниях и нуждах других людей. Кроме того, у матерей наблюдались модификации в подкорке, которая отвечает за базовые функции, например, за эмоции и мотивацию. Такие изменения сохраняются в течение двух лет после рождения ребенка.
Мозг женщины меняется, чтобы ей было легче заботиться о ребенке
Отцы тоже воспитывают новорожденных, но это практически не анализируется
За последние 50 лет в США время, которое отцы еженедельно посвящают уходу за детьми, увеличилось в три раза. Еще выше оно стало в странах, которые внедрили или расширили оплачиваемый отпуск для отцов, например, в Германии, Испании, Швеции и Исландии. Растущее число исследований показывает, что дети, чьи отцы принимают участие в их воспитании, показывают лучшие результаты по целому ряду показателей, включая физическое здоровье и когнитивные способности. Однако существует не так много научных работ, в которых анализируется влияние воспитания ребенка на мозг отца.
Мозг отцов тоже меняется
Редкие исследования показывают, что нейропластичность наблюдается и у отцов, которые испытывают когнитивные, физические и эмоциональные нагрузки, связанные с уходом за новорожденным. Чтобы узнать об этом больше, две исследовательские группы из американских и испанских ученых провели анализ 20 мужчин в Калифорнии и 20 — в Мадриде. Каждому из них делали МРТ — сначала во время беременности партнерши, а затем после того, как их ребенку исполнилось полгода. Также специалисты составили контрольную группу из 17 бездетных мужчин.
Результаты подтвердили гипотезу ученых: как в испанской, так и в американской выборке, изменения в мозге отцов проявились в областях коры головного мозга, которые способствуют визуальной обработке, вниманию и эмпатии. В головах бездетных мужчин не произошло никаких модификаций.
Мозг новоиспеченного отца перестраивает его участие в воспитании
Степень пластичности мозга у отцов может быть связана с тем, как много они общаются с новорожденными. А объем участия определяется рядом социальных, культурных и психологических факторов. Например, у испанских отцов, которые имеют право на более щедрые отпуска по уходу за ребенком, чем отцы в США, наблюдались более выраженные изменения в мозге. Области, которые подверглись модификациям, поддерживают направленное на конкретную цель внимание. Оно способно помочь настроиться на сигналы младенцев.
Этот вывод свидетельствует о том, что семейная политика, увеличивающая количество времени, которое отцы тратят на уход за младенцем в ранний послеродовой период, способствует развитию их мозга и более бережному отношению к своим детям.
В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божьим, а роды – чем-то таинственным и священным. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.
Перинатальная психология (греч.:peri- вокруг; лат.: natus- рождение) появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери(плода) или только что появившегося на свет(новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка. С точки зрения перинатальных психотерапевтов и психологов перинатальный период включает в себя весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.
Перинатальная психотерапия(П.П.) – новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Это система лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка во все периоды (беременность, роды, послеродовый период) и через психику на организмы женщины и ребенка. Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании и др.
Особую роль в развитии перинатальной психологии и психотерапии сыграли исследования психоаналитиков. Фрейд в ряде своих работ большое значение придавал внутриутробному периоду и переживаниям при рождении в возникновении на последующих этапах онтогенеза тревоги, невротических симптомов. Развитие этой темы связано, прежде всего, в русле психоанализа с именами учеников- Ш. Ференси, О. Ранка.
Основоположники детского психоанализа А.Фрейд и М. Кляйн придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, влияющих на формирование психики и особенностей личности.
А. Адлер писал, что основные факторы, формирующие психику человека, воздействуют на него в младенчестве, что в этом возрасте уже можно различить «черты характера взрослого человека». Перинатальная психотерапия в современном понимании возникла, пожалуй, лишь с появлением работ Д.В.Винникотта. Будучи одновременно педиатром и психоаналитиком, он считал, что психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери. Вслед за ним, многие исследователи (М.Малер, Д.Штерн) стали рассматривать мать и младенца в рамках единой диады, являющейся подсистемой семейной системы. Таким образом, основными особенностями перинатальной психотерапии, позволяющими выделить ее в особое направление, являются обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами.
Можно выделить следующие разделы П.П.:
1. Психотерапия на этапе планирования зачатия ребенка;
2. Психотерапия на этапе беременности;
3. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка.
В качестве дополнительных разделов П.П. можно выделить: психотерапию пациентов(детей разного возраста, подростков, взрослых), у которых нервно-психические расстройства связаны с проблемами перинатального периода, психотерапию семей, имеющих проблемы зачатия, психотерапию нервно-психических расстройств, возникающих в связи с утратой плода или младенца.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. Все эти события –беременность, роды, послеродовый период влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.
На этапе беременности формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше.
Период родов определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды). Естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее малыша во внешнем мире. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям.
В послеродовый период формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. С мамой малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.
Перинатальная психология заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью и от того, как женщина вела себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.
Раньше девушку, которая заводила детей после 25 лет, называли неприятным термином «старородящая». Сейчас ситуация изменилась: женщины в первый раз рожают и после 30, и после 35, и даже после 40 лет — и это нормально. Более того, с точки зрения психологии так называемые «поздние роды» очень хорошо влияют на состояние женщины. А как возраст мамы может сказаться на будущем ребёнке? Об этом рассказала семейный психолог Светлана Рассмехина.
По словам Рассмехиной, поздно рожают обычно высокообразованные люди, которые с 20 до 30 лет учились, набирались опыта и строили карьеру. В итоге такие женщины приходят в материнство более осознанными и готовыми к тому, что после рождения ребёнка их жизнь кардинально поменяется.
Психолог отметила, что женщины после 30 скорее понимают, как воспитывать малыша. Они осознают, что не надо обращаться с детьми так, как обращались с ними их родители, ведь это не всегда пример идеального воспитания.
Обычно зрелые мамы и папы уделяют малышу больше внимания и любви, не пытаясь откупиться от него подарками, заявила Рассмехина.
«Рожает женщина в 20 или в 40 — младенцу всё равно. Он же получает опыт, привязанность, ему нужна отзывчивая мама. И то же самое происходит, когда ребёнку 14. Будет маме на тот момент 34 или 50 — ему тоже всё равно, ведь главное — как мама его понимает и кем она для него является», — рассказала психолог.
Ещё эксперт отметила, что те, кто рожают после 35, получают невероятное дыхание молодости, потому что чаще всего окунаются в среду мам, которые моложе. Взрослые женщины начинают чувствовать себя точно так же, как молодые, они становятся энергичнее и позитивнее.
А если подросток будет стесняться возраста мамы и папы? По словам эксперта, это нормально. И возраст родителей тут совершенно ни при чём — просто у подростков есть сложный период, во время которого они стесняются своей семьи.
При этом врачи советуют с потомством всё-таки не затягивать, так как с годами запас яйцеклеток снижается. О том, когда лучше всего планировать материнство, рассказала врач-репродуктолог Екатерина Мальбахова.
Рождение ребенка — процесс физиологический, но не самый легкий и простой, рассказывает «Доктор Питер». Для нового человека это настоящее испытание, ведь происходит полная перестройка работы его жизненно важных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других.
Кроме того, во время родов малыш испытывает дичайшие перегрузки — ему приходится протискиваться через достаточно узкие и плотные родовые пути.
Представьте: во время родов на ребенка давит сила около , что примерно в 15 раз превышает его собственный вес! К сожалению, этот процесс не всегда идет так, как задумано природой, и возникают различные осложнения.
Как могут аукнуться ребенку его родовые травмы и можно ли заранее узнать, будут ли проблемы в развитии, объяснила врач-невролог.
Наталья Коньшина — невролог-эпилептолог, кандидат медицинских наук, научный эксперт клиники «Прогноз», автор научно-исследовательских статей.
— Родовая травма — это повреждения, возникшие у малыша во время родов. При слове «травма» мы часто представляем себе результаты именно механического воздействия, но под родовой травмой понимаются также повреждения, вызванные нарушенным кровоснабжением, гипоксией (недостатком кислорода), токсическим действием некоторых веществ, и прочие, — рассказала врач-невролог Наталья Коньшина. — Частота родовых травм у новорожденных составляет около .
Какие ситуации наиболее опасны для малышей
- Несоответствие размеров головы плода и таза матери — например, при клинически узком тазе у матери или крупном размере ребенка.
— Поэтому крайне важны наблюдение беременной и оценка размеров плода в поздние сроки беременности. Также необходимо тщательно следить за набором веса будущей мамы, — объясняет врач.
- Затяжные (более 24 часов) и стремительные (быстрее ) роды. Длительный (более ) безводный период.
- Обвития пуповиной.
- Неправильное положение плода (поперечное положение, тазовое предлежание и другие).
- Акушерские пособия во время родов (давление на живот, вытягивание плода), использование щипцов и вакуумной экстракции, нарушения биомеханики родовой деятельности (например, слабость родовой деятельности), кесарево сечение, особенно в экстренном порядке.
Родовые травмы у ребенка бывают разные: мягких тканей (кожи, мышц, подкожно-жировой клетчатки), костно-суставной системы (переломы ключицы, черепа, конечностей, ребер, вывихи суставов и прочее), внутренних органов и головного и спинного мозга. Они по-разному влияют на развитие малыша — могут сказываться на физическом состоянии и на нервной системе ребенка.
Неочевидные последствия родовой травмы
— Некоторые травмы нервной системы малыша очевидны, и врачи не пропустят их в раннем периоде, — рассказывает Наталья Коньшина. — При парезах (снижении силы мышц) конечностей, переломах костей черепа и прочих тяжелых состояниях малыша сразу же после рождения начнут восстанавливать в отделениях реанимации и выхаживания новорожденных.
Но существуют и менее очевидные, отдаленные последствия родовых травм, отмечает невролог.
Они начинают проявляться позже, по мере роста малыша. Это связано с тем, что эволюционно ребенок рождается с незрелым головным мозгом. Хотя при рождении у малыша голова достаточно большая, полностью сформированный мозг туда всё равно не поместился бы. А будь голова еще крупнее — она не позволила бы ребенку пройти через родовые пути, не застряв.
— Нервная система доношенного малыша к моменту родов уже отлично справляется с регуляцией таких процессов, как сон и бодрствование, работа сердца, дыхание, пищеварение и другие, — объясняет Наталья Коньшина. — Их регуляторные центры находятся в подкорковых структурах — стволе головного мозга. А вот сама кора головного мозга начинает активно развиваться только после рождения.
Немного анатомии
Ствол — это древняя часть нашего мозга. Она находится в его глубине, под корой больших полушарий. Именно поэтому подкорковые структуры часто называют глубинными.
Ствол мозга — небольшой по размеру: около у взрослого человека, а у ребенка — еще меньше. Он состоит из трех частей: продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга. Ближе всего к коре находится средний мозг.
А на уровне варолиева моста со стволом соединяется еще одна очень важная подкорковая структура — мозжечок. Самый нижний отдел — продолговатый мозг. Ствол развивается снизу вверх (от продолговатого мозга к среднему), и в основном его развитие должно завершиться еще до рождения ребенка.
— От качества функционирования ствола мозга зависят наше самочувствие и работоспособность, — говорит врач-невролог. — В нем находятся центры, отвечающие за все жизненно важные функции: дыхание, сердцебиение, глотание, жевание, непроизвольный контроль мочеиспускания и дефекации. Ствол — связующее звено между высшими отделами мозга, телом и окружающим миром. Вся сенсорная информация (за исключением обонятельной) должна пройти через него, прежде чем попадет в кору. И от качества обработки этой информации на уровне ствола будет зависеть правильное формирование корковых отделов этих систем (речи, обработки зрительных образов, внимания и прочих).
Проблемы в развитии — последствия родовой травмы
— Все те неблагоприятные факторы, которые сопровождали малыша во время родов и вызвали, к примеру, гипоксию (нехватку кислорода) или нарушение кровоснабжения, будут особенно выраженно влиять именно на подкорковые структуры головного мозга, — объясняет Наталья Коньшина. — И могут вызывать отсроченные последствия в виде нарушений формирования речи, интеллекта, коммуникации, внимания и прочих функций нервной системы, развивающихся намного позже.
Диагностика функционального состояния этой самой глубинной, но крайне важной структуры головного мозга долгое время была затруднена, признает эксперт.
— Такие классические методы диагностики нервной системы, как НСГ (или УЗИ головного мозга — исследование, которое проводится всем детям после рождения) и ЭЭГ (графическая регистрация амплитудно-частотных характеристик электрической активности головного мозга), не дают информации о работе подкорковых структур, — отмечает невролог.