Содержание статьи показать

В действующей Международной классификации болезней невроз не выделяется как отдельное заболевание и входит в категорию патологий, определенных общей формулировкой «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Тем не менее, упраздненный термин по-прежнему продолжает достаточно широко применяться во врачебной (в частности — педиатрической) практике.

Под понятием «невроз» подразумевают обратимые функциональные расстройства психики, спровоцированные воздействием на нее травмирующих факторов. При неврозе клетки головного мозга не претерпевают каких-либо деструктивных изменений, однако имеет место выраженное нарушение их нормальной деятельности. Возникновение у ребёнка симптомов невротического расстройства должно послужить для родителей серьезным основанием для обращения за медицинской помощью. В противном случае патология может прогрессировать, существенно ухудшая качество жизни ребёнка и негативно отражаясь на его общем самочувствии.

Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых

Почему возникают неврозы у детей?

Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, проживание ребёнка в «неблагополучной» семье;
  • неправильные методы родительского воспитания — завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, практика физических наказаний;
  • изменения привычного образа жизни — начало посещения ребёнком детсада или школы, переезд семьи на новое место жительства;
  • конфликты с родителями или со сверстниками;
  • развод родителей, вступление матери или отца в новый брак, появление в семье другого ребёнка;
  • ситуация хронического стресса, нервное перенапряжение, сильный испуг;
  • генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам.

В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.

Основные группы риска

Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами. Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:

  • малыши в возрасте 2-7 лет;
  • дети, проявляющие склонность к тревожным состояниям, беспокойствам, страхам;
  • малыши с повышенной эмоциональной восприимчивостью, обостренно реагирующие на различные жизненные ситуации;
  • дети, обладающие лидерскими качествами и имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • дети-интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире и не склонные делиться переживаниями с окружающими.

Детский невроз: симптомы и признаки

Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

  • повышенная утомляемость;
  • плаксивость, раздражительность;
  • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
  • пугливость, мнительность, появление фобий;
  • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
  • расстройства сна, нарушения аппетита;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
  • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
  • истерические припадки;
  • приступы внезапного страха (панические атаки).

При возникновении у ребёнка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребёнка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

В зависимости от возраста ребёнка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
  • Игровая терапия, помогающая ребёнку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
  • Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребёнка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
  • Суггестивная психотерапия — внушение ребёнку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
  • Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
  • Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребёнка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
  • Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.

Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребёнка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Появление эмоции связано с работой головного мозга. По сути «рождение» эмоции предшествует определенная «желанная» мотивация. До достижения этой мотивации, до достижения желаемого, эмоция будет считаться отрицательной. Как только результат достигнут – эмоция положительная.

В состоянии эмоциональной лабильности эти состояния из одного в другое переходят хаотично, отрицательная эмоция может возникать при достижении желаемого, реакция при этом молниеносная и, в большинстве случаев, неадекватная.

Одной из основных особенностей этого патологического состояния является быстрая неадекватная реакция на происходящее. Так при успехе человек может зарыдать навзрыд, а при несчастном случае – хохотать до слез. Поэтому психологи относят это состояние к патологии.

Специалисты связывают лабильность психики с ослаблением работы нервной системы, в особенности с ослаблением контролирующей работы головного мозга. Лабильность может возникать как во взрослом состоянии, так и появляться у детей.

Аффективная лабильность является своего рода подвидом эмоциональной. Подразумевает под собой вспышку аффекта (гнев, плач, отчаянность, рев, обида). Вспышка резкая и значительно отличается от нормальной «среднестатистической» реакции человека на происходящее.

Поводом для аффекта может быть самая незначительная ситуация. Возможно появление целого спектра эмоций на одну сложившуюся ситуацию за короткое время. Человека будто «кидает» от одного состояния в другое, от смеха к истерике, и обратно.

Причины эмоциональной лабильности

Предвестников появления эмоциональной лабильности множество, но есть несколько основных причин:

Эмоциональная слабость и неустойчивость может быть одним из симптомов болезней:

  • тяжелые заболевания мозга: злокачественные опухоли, атеросклероз, травмы;
  • анорексия – бич современности, человек страдает от полного отсутствия аппетита, а также фоновым проявлением эмоциональной лабильности;
  • деменция – слабоумие, лабильность здесь выступает основным симптомом;
  • несахарный диабет, болезнь «набирающая обороты», характеризуется нехваткой гормона вазопрессина, происходит нарушение водного обмена в организме, человек постоянно ощущает жажду, становится раздражительным;
  • послеродовая депрессия – эмоциональная лабильность в этом конкретном случае связана с перестройкой гормонов в организме после родов.

Чаще всего, такие отклонения в поведении со временем проходят, но если они носят хронический характер, значит, есть необходимость обратиться к психотерапевту.

Шизофрения также вызывает нарушения в процессах мышления, в эмоциональных реакциях, в восприятии окружающего мира и самого себя. Эмоциональная лабильность становится предвестником, сигналом к действию и обращению к специалисту. Именно шизофрения по статистическим данным входит в рейтинг ведущих болезней мира, которые приводят к инвалидности.

Еще совсем недавно подобного рода поведение человека считалось его «блаженным состоянием». Человек признавался сумасшедшим. Но лабильность нервной системы – это заболевание, у которого есть свои симптомы, причины и определенная методика лечения.

Кроме того, нервное расстройство подобного рода может быть симптомом тяжелейших заболеваний и нарушений в головном мозге. Диагноз может быть поставлен только в ходе обследования у ряда врачей: терапевт, психотерапевт, невролог.

Как это выражается в жизни

Существует ряд ярких признаков, по которым можно распознать появление и «зарождение» эмоциональной лабильности:

Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно себе уже внешне представить, как выглядит лабильный человек. Типаж с четкой быстрой и ярко-выраженной мимикой лица, постоянные резкие движения в пространстве, быстро реагирующие на какие-либо внешние сигналы (резкий звук, хлопок, луч света).

Причины и симптомы детской эмоциональной неустойчивости

Особенность детской лабильности – сложная диагностика. Психическое расстройство просто спутать с плохим воспитанием: банальная капризность и избалованность.

Существует ряд причин, которые сопутствуют появлению и четкому формированию эмоциональной лабильности у детей:

  • воспитание родителями: слишком строгое или, наоборот, нехватка внимания со стороны близких людей, или избалованность;
  • развитие заболевания, в этом случае эмоциональная нестабильность в поведении служит лишь признаком.

Излишне строгое воспитание приводит к состоянию ребенка, в котором он находится в постоянном напряжении, является эмоционально зависимым от окружающего мира и очень остро реагирует на любые изменения.

Избалованность порождает человека, которому «просто сложно угодить». Человек, приносящий в свою взрослую жизнь эту черту, никогда не будет доволен своей жизнью, ему всегда и всего будет мало. Ему будет казаться, что его обделяют, что-то недодают. А это постоянный стресс, приводящий к эмоциональной лабильности.

Крайне сложно поставить диагноз деткам, страдающим этой патологией: измученные родители, которые чаще всего прибегают к строгим воспитательным мерам, а дети чаще всего просто не понимают происходящего.

Дома, сидя на диване и обсуждая ребенка с бабушками-дедушками или соседями, диагноз нельзя поставить. Поэтому необходимо обратиться к специалисту. В данном случае требуется квалифицированное лечение со стороны невролога, психотерапевта, а также поддержка родителей.

Постановка диагноза и терапия

Диагностировать лабильность может только специалист. Изначально, еще при первых появляющихся признаков, родные и близкие люди должны обратиться к терапевту. На основании обследования далее человек направляется на прием к психотерапевту и неврологу.

Нельзя сказать, что диагностикой эмоциональной лабильности занимается какой-то отдельно взятый врач. Это совокупность работы врачей.

Но кроме внешних обследований пациент в обязательном порядке сдает ряд анализов. Чтобы исключить или подтвердить наличие других тяжелых заболеваний, при которых такое психическое состояние является лишь симптомом. В случае если патология лишь симптом более серьезного заболевания, основное лечение направляется на это самое заболевания. С выздоровлением исчезает и лабильность.

Лечение или коррекция лабильности нервной системы должны проходить только под наблюдением специалиста. При необходимости, обязательно отправлять пациента в клинику. Методы лечения и коррекция эффективны и могут привести человека в нормальнее состояние, но курс для каждого пациента подбирается индивидуально, в обязательном порядке учитывается симптоматика и первопричина появления патологии.

Методы лечения эмоциональной лабильности у взрослых пациентов и детей несколько отличаются друг от друга:

Эмоциональная лабильность – это болезнь, а не «блажь» человека или его особенности характера. Попустительство приведет к печальным последствиям, к заболеваниям и невозможности существовать.

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) — это диагноз, который подразумевает нарушение функций работы в головном мозге плода.

Весь период перинатального периода условно делится на три этапа:

  • с 28 недели и до момента родов длится антенательный период;
  • сам процесс родов называется интранатальным периодом;
  • неонатальный период это промежуток времени с момента рождения и первая неделя жизни.

В современной медицине нет точного названия заболевания при поражении ЦНС плода, есть только сборное, его называют ППЦНС или же перинатальная энцефалопатия.

Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Причины и факторы риска

Причины, по которым может развиться перинатальное поражение центральной нервной системы достаточно разнообразны, среди самых популярных:

Все остальные причины возникновения ППЦНС ситуативные и в большей степени предугадать их появление просто нельзя.

Классификация и разновидности синдромов

ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.

Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца. Период, в которым происходит восстановление, может длиться до полу года. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.

Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:

В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует повторных консультаций у специалистов (при необходимости — дополнительного обследования), внимательного наблюдения и лечебных мероприятий при необходимости.

Симптомы и диагностические критерии

Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС.

Но, невропатологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям, которые свойственным самым маленьким пациентам.

  • при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;
  • ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;
  • возникновение потряхивания в области подбородка и конечностей (тремор);
  • появление судорог;
  • при осмотре молоточком заметно нарушение чувствительности;
  • появление неустойчивого стула;
  • меняется частота сердечных сокращений;
  • появление неровностей на коже ребенка.

Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.

Выделяют несколько путей развития перинатального поражения ЦНС у новорожденных детей в зависимости от причины и последующей симптоматики, анализ которых позволяет поставить первоначальный диагноз:

Комплекс терапевтических меропритий

В случае, когда у ребенка развивается острый период заболевания, то его первым делом направляют в палату интенсивной терапии. Применяются мочегонные средства в случае подозрения на отек мозга – может быть проведена дегидратационная терапия.

В зависимости от того, какие симптомы у малыша наблюдаются, при правильно подобранном лечении можно избавиться от судорог, нарушений в работе дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы, мышечных нарушений.

Если заболевание протекает сложно, то кормление ребенка происходит через зонд. Для восстановления основных функций ЦНС, а также для снижения проявления неврологических симптомов малышу назначаются целый комплекс препаратов:

Так же в лечении могут применяться и ноотропные препараты, которые смогут восстановить трофические процессы в работе головного мозга — Пирацетам, Церебролизин, глютаминовая кислота.

Для того чтобы простимулировать общую реактивность новорожденному ребенку проводят курс лечебного массажа и специальной гимнастики.

В случае, если родители обнаружили хотя бы один из признаков поражений ЦНС необходимо срочно обратиться к врачу. Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка процесс индивидуальный.

Такие индивидуальные особенности каждого новорожденного ребенка в каждом конкретном случае играют немаловажную роль в процессе восстановления функций высшей нервной деятельности.

Перинатальные поражения центральной нервной системы:

Опасность и последствия

Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы.

Но даже несмотря на такой оптимистический прогноз, если смотреть на все заболевания, связанные с нервной системой, то к инвалидности приводит 50 % от их общего количества, при этом около 80 % от него отведено на перинатальное поражение центральной нервной системы.

Профилактические мероприятия

Неврологические заболевания детей волнуют сегодня многих родителей. В каком возрасте они могут возникнуть у ребенка, какие причины могут повлиять на развитие неврологии и что именно должно насторожить родителей?

Специалисты Первого детского медицинского центра расскажут когда стоит обратиться к детскому неврологу и что делать если ваш ребенок получил травму головы.

Что лечит детский невролог?

Детский невролог занимается лечением всех болезней нервной системы, а также расстройств, возникающих в процессе роста и развития ребенка. Кроме того, детская неврология охватывает ряд пограничных расстройств, связанных с нарушением функционирования отдельных органов и систем.

Признаки неврологического заболевания могут возникнуть у ребенка с первых минут жизни.

Если у родителей возникает любая тревога по поводу общего состояния ребенка, то настоятельно рекомендуется обратиться к детскому неврологу. На первом году жизни особое внимание рекомендую обратить на задержку темпов развития, внезапно возникшую слабость в конечностях, замирание взора, подергивания конечностей, избыточную возбудимость или слабость, апатию у малыша.

Что может повлиять на развитие неврологических заболеваний у ребенка?

Безусловно, некоторые заболевания передаются по наследству. Наследственные неврологические заболевания условно делятся на пять видов:

  • дегенеративные патологии ЦНС;
  • нервные болезни мышц;
  • эпилепсия;
  • опухоли ЦНС;
  • болезни развития и движения нейронов.

Основные факторы, способствующие формированию проблем в неврологическом здоровье ребенка, это в первую очередь гипоксия плода (анемия, нарушение маточно-плацентарного кровотока (по разным причинам), токсическое воздействие на плод – курение (в том числе пассивное), прием алкоголя (в т.ч. “символическое”), прием различных препаратов (настоятельно рекомендуется планируемая беременность – с предварительным лечением различных болезней и функциональных расстройств до зачатия), инфекционное поражение плода.

С какого возраста маленьких детей нужно приводить на осмотр к врачу-неврологу и как часто?

Первый осмотр невролога ребенок проходит в первые дни своей жизни, еще в роддоме. В последующем необходимо показывать ребенка в возрасте 1 месяц, 3, 6, 9 месяцев, 1 год. Затем раз в полгода. После 2-х лет – раз в год. Но эти сроки обязательны.

Может ли избыточная нагрузка (школа, секции) вызвать неврологические проблемы?

Избыточная нагрузка на ребенка грозит срывом его компенсаторных возможностей, переутомлением, формированием синдрома хронической усталости, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, неврозов, срыва компенсации хронических заболеваний. То, на что родителям стоит обратить внимание, заложено в вашем вопросе — это усталость, недомогание, головная боль, а также гипервозбудимость, неусидчивость, навязчивые движения, нарушение сна.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой. Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых. Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких.

Нужно ли обращаться к неврологу, если ребенок получил травму головы?

Если ребенок получил травму головы, очень важно понять, повреждены ли и насколько, структуры головного мозга. В зависимости от масштабов повреждения мозговая травма может быть легкой, средней и тяжелой. Последние 2 вида — повод для госпитализации. Легкие ЧМТ можно лечить под контролем врача в амбулаторных условиях.

Самостоятельно разобраться, насколько сильно ударился ребенок, почти невозможно. Поэтому лучше обратиться за помощью к специалисту — детскому неврологу. После сбора анамнеза и осмотра пострадавшего врач примет решение, нужно ли делать компьютерную томографию (КТ). Этот метод наиболее информативен при травмах головы. В зависимости от степени изменений будет установлен диагноз и назначено лечение.

Неврологи рекомендуют пристально следить за состоянием ребенка первые сутки после ушиба. В это время могут проявиться осложнения.

На протяжении 24 часов лучше позволить малышу много спать, что ускорит восстановление головного мозга. Разумный покой предотвратит повторные ушибы и снизит общую нагрузку на организм. По назначению врача и при наличии необходимости (головная боль) допускается применение лекарственных препаратов.

Куда обратиться за консультацией в Саратове?

Получить консультацию детского невролога в Саратове можно в Первом детском медицинском центре. В Центре можно пройти все необходимые обследования и получить квалифицированную помощь от ведущих врачей города.

Прием детского невролога осуществляется по предварительной записи по телефону (8452) 244-000.

Мы выросли, и стали забывать, каково это быть детьми. А в это время дети живут своей эмоционально насыщенной жизнью. В их жизни есть всё: любовь, ненависть, предательство, нелюбимая деятельность, строгое начальство, ограничения накладываемые социумом и многое другое. И с многим из этого они сталкиваются впервые, а то как они со всем этим справятся, наложит на них свой неповторимый отпечаток опыта, который они пронесут через всю жизнь.

Возможно, в этом нет ничего страшного. Возможно, трудности закалят и укрепят их дух и волю к победе. Ведь мы как-то пережили детство, нас же сейчас не пугает школьный учитель, да и «задиру» на работе мы можем подвергнуть дисциплинарным взысканиям и другим «казням» со стороны высшего руководства. В худшем случае мы можем переехать и сменить весь уклад нашей жизни, найдя себя в любимой деятельности. Только у ребёнка такой возможности нет.

Дети могут переносить свои повседневные будни как повторяющийся ад. Где их вынуждают находиться в коллективе неприятных им людей, заниматься деятельностью, смысла в которой они не видят, изнывать от надоевших кружков и секций, в которые ради их же блага их записали родители. Это может быть сравнимо с переходом в новый филиал работы, уйти с которого не позволяет многолетний контракт. Работа на которой начальство требует бессмысленные и постоянно меняющиеся отчеты, где сложившийся коллектив презирает новичков, где принято брать непосильные объёмы работы домой, а дома тебя начинают оценивать по характеристике с той самой работы. И всё это приводит к усталости и раздражительности. К той форме невроза, которую в народе окрестили «раздражительная слабость» или неврастения.

Детская неврастения: в чем суть расстройства

Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.

В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.

Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.

Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.

Как могут помочь родители?

По статистике около 30% людей хоть раз в жизни переживали подобное состояние, а кто-то, возможно, переживает сейчас. Но при чём тут родители? Нельзя же позволить ребенку не ходить в школу?! Ребенку нужно разносторонне развиваться, чему помогают секции! Ребенку нужно уметь решать конфликты самостоятельно! И как тогда вырвать ребенка из порочного круга проблем, если мы не можем всё это убрать из его жизни?

Для начала следует дать ребенку любовь и поддержку, и с пониманием отнестись к его проблемам и нуждам. Хотя они могут выглядеть глупо. Ну, да. Мы понимаем, что любовь к однокласснице пройдет через пару лет и эта проблема скоро уйдет, но пока она есть – она настоящая для ребенка.

Затем следует избавить ребенка от гиперопеки – что сделает его более самостоятельным и позволит быстрее учиться решать свои проблемы. Если вы думаете, что просто любите своего ребенка и заботитесь о нем, то взгляните на свои действия через призму одного простого выражения разграничивающего любовь и гиперопеку: «всё, что ребенок должен уметь делать в своём возрасте он должен делать сам». Ваш ребенок в 7 лет не может завязать шнурки? Вряд ли! Тогда пусть справляется самостоятельно.

Далее стоит вернуть ребенку право на детство. Школа, кружки, секции, домашние дела – это всё хорошо и правильно, но у ребенка должно быть детство. Должно быть время на игры, на отдых, на друзей. Ребенок не должен быть всегда измучен попытками угождать родителям. Иначе он доставит массу трудностей вам, а затем, если повезет, уже во взрослом возрасте сможет разрешить себе жить своей жизнью, что чаще всего происходит после долгой работы с психотерапевтом.

Куда можно обратиться за помощью?

Наш Центр предлагает помощь квалифицированных детских психиатров. Если Вы считаете, что у Вашего ребенка неврастения, обратитесь за консультацией к нашим специалистам. Неврастения — это диагноз, который устанавливает врач.

На приеме доктор анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.

Записаться на консультацию к детскому психиатру в Саратове можно с 8.00 до 20.00 по телефону (8452) 244-000. Прием ведется по предварительной записи.

Те или иные симптомы нарушения встречаются практически у всех детей. Однако поставить диагноз «СВД» бывает непросто. Симптомы очень разнообразны, и часто требуются дополнительные методы диагностики. Но разбираться в проблеме надо, так как за маской синдрома вегетативных дисфункций могут скрываться серьёзные заболевания. Да и пущенный на самотёк синдром может привести к очень неприятным последствиям.

Что такое вегетативная нервная система?

Вегетативная нервная система — это отдел нервной системы, который регулирует деятельность всех внутренних органов. Это некий «дирижёр», который руководит работой каждого органа в нашем теле. При этом мы не можем никаким образом повлиять на неё: вегетативная нервная система управляет нами, а не наоборот. Она делится на два отдела: симпатический и парасимпатический.

Симпатическая нервная система

Включается во время стресса и контролирует реакцию «бей и беги». Благодаря её деятельности расширяются зрачки, учащается пульс , расширяются дыхательные пути, повышается артериальное давление . Все эти реакции нужны для того, чтобы быстро избавиться от какой-либо опасности, а также для физической нагрузки.

Парасимпатическая нервная система

Наиболее активна во время безопасности и расслабления, она контролирует реакцию «отдых». Благодаря её деятельности нервная система сужает зрачки, замедляет сердцебиение, повышает слюноотделение. Парасимпатическая нервная система отвечает за рост, отдых и пищеварение.

Все болезни от нервов?

Работа обоих отделов вегетативной нервной системы должна быть сбалансированной. Если преобладает работа одного из них, то наступает дисфункция, которая в дальнейшем может привести к развитию заболеваний. Так, если симпатическая нервная система чрезмерно активна, что бывает в условиях хронического стресса, то может развиться:

  • стойкое повышение артериального давления ; ; ; .

Так что выражение «все болезни от стресса» вовсе не лишено смысла.

Причины развития дисфункции

Помимо хронического стресса, вызвать расстройство вегетативной нервной системы может патологическое течение беременности и родов, когда в условиях хронического недостатка кислорода или травмы при родах у ребёнка происходит повреждение головного и спинного мозга.

Если у ребёнка есть аллергия , хронический тонзиллит, длительно существующие очаги кариеса , то его вегетативная нервная система также может пострадать. И что интересно, если при этих состояниях развивается синдром вегетативной дисфункции, то он начинает усугублять течение вызвавших его хронических заболеваний. То есть формируется порочный круг, который весьма тяжело разорвать.

Особенно уязвимы к развитию синдрома вегетативной дисфункции школьники и подростки. У школьников он обнаруживается в 60 %, а у подростков — в 82 % случаев. Связано это с гормональными перестройками в эти периоды жизни, с высокими энергозатратами и повышенным стрессом. Также факторами развития синдрома являются:

  • длительное пребывание за компьютером и использование гаджетов ;
  • низкий вес или избыток веса; (профессиональный спорт);
  • избыточное потребление соли (фастфуд, чипсы).

Симптомы вегетативной дисфункции

Проблема существования диагноза «СВД» (синдром вегетативной дисфункции) заключается в том, что он имеет множество клинических проявлений. И порой трудно понять, что именно сейчас беспокоит ребёнка: вегетативная дисфункция или уже заболевание той или иной системы организма. Такие дети:

  • плохо переносят поездки в общественном транспорте и душные помещения, часто жалуются на тошноту и нехватку воздуха;
  • сталкиваются с перепадами артериального давления — сегодня оно 100/60, а завтра уже 125/75 мм рт. ст;
  • часто раздражительны, плаксивы, испытывают трудности при засыпании;
  • могут ощущать боли или судороги в ногах, особенно ночью;
  • жалуются на холодные и влажные конечности, а также выраженную потливость;
  • имеют усиленный сосудистый рисунок, который проступает будто сеточка на коже;
  • жалуются на боли в животе, диарею или запоры;
  • часто утомляются и жалуются на бессонницу и ночные страхи.

Головная боль

Может быть единственной жалобой. При этом чаще всего голова болит в области лба и висков. Она имеет характер сжимающей или давящей. Чаще появляется во второй половине дня и связана с переутомлением или изменением погодных условий.

Боль в области сердца

Ещё один распространённый симптом. Боли могут появиться спонтанно или же через какое-то время после физической нагрузки, а также после переутомления или стресса. Боли могут быть колющие, давящие или ноющие.

Температура

У ребёнка с синдромом вегетативных дисфункций может быть более высокая базальная температура тела в пределах 37–37,5 °С. При этом их водят по всем врачам, пытаясь найти причину постоянно «высокой» температуры. Такие дети, как правило, постоянно мёрзнут и плохо переносят холод.

Разнообразная симптоматика СВД может симулировать клиническую картину серьёзных заболеваний: опухоли головного и спинного мозга, воспаление сердечной мышцы, аритмии сердца, опухоли надпочечников, тревожные расстройства. Поэтому так важно использовать дополнительные методы исследования для постановки более точного диагноза: ЭКГ, УЗИ, МРТ, КТ.

Как лечат синдром вегетативных дисфункций

Основные принципы лечения заключаются в индивидуальном и комплексном подходе, когда для каждого ребёнка может быть подобрано своё медикаментозное лечение, фитотерапия , физиотерапия, лечебная физкультура, массаж. Наибольший успех в лечении достигается, когда коррекция психологического статуса ребёнка производится не только у него, но и у его родителей.

Лечение СВД начинается с нормализации режима дня и продолжительности ночного сна, чередования труда и отдыха.

Медикаментозная терапия назначается совместно с вышеперечисленными методами лечения. Используются:

  • фитопрепараты; ; ; ; ;
  • ноотропы;
  • анксиолитики.

Диета должна быть сбалансирована по жирам, белкам и углеводам, а также по основным группам витаминов и минеральных веществ.

Лечебная физкультура — неотъемлемая часть лечения СВД. Утренняя зарядка, разминка днём, пробежка в вечернее время — всё это способствует стабилизации вегетативной нервной системы.

Водные процедуры также оказывает благоприятное действие на нервную систему. Рекомендованы плавание, контрастный душ, ванна с аромамаслами .