Вы наверняка спрашиваете себя: «Когда мой ребенок начнет разговаривать? Как скоро это произойдет и будет ли его речь развиваться так, как описано в книгах?» А может быть вы начали беспокоиться, когда услышали слова коллеги по работе: «Такой большой, а до сих пор не говорит!» Не обращайте внимания на чужие мнения! Прочитайте мои советы и только после этого проанализируйте, есть ли у вас реальные причины для беспокойства.

Этапы речевого развития:

Ребенку исполнился один месяц: гуление

— сначала бессознательно, но спустя несколько недель малыш начинает произносить первые звуки сознательно.

— каждый ребенок проходит этот этап (даже дети с нарушениями слуха)

Причина для беспокойства

Обратитесь к доктору, если ребенок уже начал гулить, а потом внезапно перестал и молчит уже довольно долго (до нескольких недель). Чтобы убедиться, что все в порядке, доктор должен провести слуховой тест. До приема врача вы может провести такой тест самостоятельно: постучите громко по краю кроватки или уроните что-нибудь на пол. Ребенок должен среагировать на звук.

От четырех до девяти месяцев: лепет

— первые гортанные звуки, лепетные цепочки из вокализаций: «а-а-а-а», «э-э-э-э», «о-о-о-о», «ы-ы-ы-ы»

— цепочки с шумовым началом, отдельные слоги: «ма», «та», «ба», «да»

— цепочки слогов: «та-та-та», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да».

В это время ребенок учится правильному положению губ и языка, произношению отдельных фонем, копированию интонации. Это звукоподражание и еще не речь, потому что ребенок не понимает, что он говорит.

После шести месяцев: малыш реагирует на свое имя.

От 10 до 18 месяцев:

— ребенок сопоставляет слова и окружающих людей, например, если ребенка спросить: «Где бабушка?», он посмотрит на бабушку, то есть понимает, что сейчас ему сказали. Понимание является пассивной речью, а значит это уже речь.

— ребенок сопоставляет слова и движения, например, если ему сказать: «Помаши ручкой», он помашет. Это также является разновидностью пассивной речи.

— первые простые слова, например, «уау, уау». Повторение уже является активной речью.

— От 11 до 14 месяцев: появляются первые слова, имеющие смысл.

— Годовалый ребенок уже может сказать два-три слова, например, «мама», «да-да», «на-на», «дай», «папа», «бух»

— появляются слова, характерные только для вашего ребенка. Эти слова создаются упрощенно на основе тех слов, которые ребенок еще не может правильно произнести.

В этот период ребенок делает свои первые шаги, поэтому может показаться, что развитие речи отошло для него на задний план. Но этот период быстро пройдет.

От полутора до двух лет:

— первые короткие предложения, например, «папа, дай»

— использует свое имя, когда рассказывает о себе

— часто говорит слово «нет» (в этом возрасте у ребенка наступает период отрицания)

Речь каждого ребенка развивается в своем собственном темпе.

Не все дети развиваются по схемам, описанным в книгах, и в этом нет ничего плохого. Я общалась со специалистом по речевому развитию, и он мне сказал, что у здорового ребенка каждый этап может сдвигаться на полгода в ту или иную сторону!

Задержка в экспрессивном речевом развитии (когда ребенок не произносит слова) может быть обусловлена индивидуальной скоростью и ритмом развития ребенка. Когда его нервная система дозреет, это отставание исчезнет.

Как проявляются симптомы задержки развития экспрессивной речи?

— отсутствие первых слов до полутора-двух лет ребенка

— задержка речевого развития исчезает в возрасте четырех-пяти лет

— эта задержка не требует помощи специалиста.

Эти симптомы не повлияют на дальнейшее развитие ребенка.

У каких детей может наблюдаться такое отставание:

-у детей, чьи родители тоже начали говорить поздно (25-30% случаев),

— у детей, проходящих реабилитацию, и тех, кто в данный момент осваивает новый психомоторный навык,

— в основном, у мальчиков. У девочек такие симптомы наблюдаются в два-три раза реже,

— у детей с недостатком общения (окружающие говорят мало или не говорят совсем) или, наоборот, с избытком общения (окружающие говорят слишком много, у ребенка нет мотивации говорить самому).p>

Отставание экспрессивной речи – это нарушения активной речи, ребенок не произносит слова, но при этом все понимает. Проблем с пассивной речью (пониманием) у него нет. Следовательно, если вы видите, что ребенок реагирует на то, что вы ему говорите, патологическое отставание можно исключить. Другими словами, ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью.

Но не забывайте наблюдать и сравнивать развитие речи вашего ребенка, так вы сможете вовремя ему помочь и принять меры, когда у вас появятся причины для беспокойства. Проконсультируйтесь с доктором, ведь проблемы с речью могут быть связаны как с нарушениями слуха, так и с неправильным строением органов речи, повреждением периферических нервов, умственной отсталостью, психическими расстройствами.

Поход к логопеду

Вы удивитесь, но к логопеду, если в том есть необходимость, вы можете пойти даже с младенцем. Логопед необходим, когда:

— у ребенка проблемы со слухом

— ребенок дышит через рот (и при этом у него нет простуды)

— движения языка ребенка ограничены (причиной может быть короткая уздечка языка, и в этом случае необходимо вмешательство хирурга)

— ребенок ставит свой язык между зубами.

Интересный факт:

Ребенок начинает учить язык еще в утробе матери. С третьего месяца маминой беременности ребенок слышит звуки извне. В это же время начинается развитие органов речи и головного мозга. Обращайтесь к еще нерожденному малышу, нежно разговаривайте с ним, а он запомнит тон и мелодию вашего голоса.

Хотите первыми узнавать о наших новинках? Подпишитесь на новостную рассылку уже сегодня!

Оператор персональных данных: Canpol Sp. z o. o., Puławska 430, 02-884 Warszawa (далее — «Canpol» или «компания»). РАЗВЕРНУТЬ СВЕРНУТЬ

С какой целью и на каком основании мы обрабатываем ваши данные?
Canpol собирает и использует (обрабатывает) ваши персональные данные в целях осуществления новостной рассылки по электронной почте. Правовым основанием для обработки персональных данных служит ваше согласие (ст. 6.1.a Общего регламента ЕС о защите персональных данных), которое вы можете отозвать в любое время. При этом обработка персональных данных, осуществленная до отзыва согласия, считается правомерной. Canpol может передавать ваши персональные данные третьим лицам, уполномоченным осуществлять их обработку от нашего имени. Также мы можем передавать ваши данные другим лицам в случаях, предусмотренных законом. При этом ваши данные не будут передаваться в третьи страны и в международные организации.
Как долго мы храним ваши данные?
Canpol может хранить и использовать ваши персональные данные до тех пор, пока вы не отзовете согласие. Какие у вас есть права? Вы вправе:
• осуществлять доступ к своим персональным данным и получать копию обрабатываемых данных;
• исправлять неточные данные о себе;
• требовать удаления своих данных в случаях, предусмотренных ст. 17 регламента (право на забвение);
• требовать ограничения обработки своих данных в случаях, предусмотренных ст. 18 регламента;
• возражать против обработки своих данных в случаях, предусмотренных ст. 21 регламента;
• получать свои данные в машиночитаемом формате при автоматизированной обработке (право на переносимость данных);
• в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных.

Если вы сочтете, что ваши персональные данные обрабатываются неправомерно, вы можете подать жалобу в надзорный орган (в Польше: UODO, Stawki 2, Warszawa).

Вопросы и обращения
Если у вас возникнут вопросы о защите персональных данных и связанных с ними правах, обратитесь в наш отдел информационной безопасности: [email protected]; Canpol Sp. z o. o., Puławska 430, 02-884 Warszawa.

https://canpolbabies. com/ru_RU/2244832-kogda-moj-rebenok-nacnet-govorit

Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться?

Отношение к развитию речи у родителей бывает разным: одни паникуют, если ребёнок не способен в два года декламировать стихи, другие не видят ничего страшного в том, что малыш изъясняется односложно и призывают не торопить события. Как понять, что у ребёнка действительно есть проблемы с речью? Что делать родителям, если ребенок не говорит? Можно ли надеяться на то, что речь появится сама собой, без усилий специалистов? Когда необходимо бить тревогу, чтобы не потерять драгоценное время?

На эти и многие другие вопросы ответил психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев.

– На способность ребенка научиться говорить влияют разные психические функции: не только те, что специально предназначены для речи, но ещё и память, внимание, способность обучаться. Можно сказать, что речь – это самая энергоёмкая функция, требующая участия всего мозга и всех его способностей. Поэтому недоразвитие речи могут вызвать не только дефицит языковых способностей, но и незрелость некоторых психических функций.

К какому специалисту обратиться с проблемой задержки речи у ребенка?

– Если родители замечают, что ребенок не заговорил вовремя, они должны понимать, что причин для задержки речи может быть несколько. Причём часть причин относится к компетенции логопеда, часть – к сфере клинического психолога или может потребовать помощи врача – невролога или психиатра.

Когда возникает необходимость разобраться с задержкой речи, то и перечень обследований достаточно широк, вплоть до оценки слуха. Но чаще всего первый специалист, к которому обращаются родители – логопед.

Когда мой ребенок начнет говорить?

– В каком возрасте ребенок должен непременно заговорить?

– Дети примерно до 12 месяцев произносят цепочки слогов, которые ещё ничего не обозначают – это называется лепетом. Если говорить о появлении первых слов, то нижняя граница нормы – это 1 год и 2 месяца. Если ребенок в 1 год и 3 месяца всё ещё не произносит ни одного слова, то родители должны насторожиться.

Хочу заметить, что то, что можно назвать словом, в этот ранний период не обязательно должно быть полноценным в произношении. Иногда оно может состоять из одного слога. Но, самое главное, чтобы слово соотносилось с конкретным предметом, человеком или явлением. Например, родители слышат, как ребенок говорит «ка» и понимают, что он имеет в виду ложку – и всегда именно ложку, хотя произносит только последний слог слова «ложка». Если такая связь наблюдается, то можно сказать, что появились первые слова.

Если ребенок произносит слоги, но никакую смысловую связь уловить нельзя, тогда это только лепет. Лепет, конечно, не заканчивается сразу, как только ребенок начал употреблять слова. Какое-то время лепет и слова сосуществуют. Ребенок осваивает слова и пользуется ими, но иногда произносит цепочки слогов, ничего не обозначающие. По данным некоторых авторов этот процесс может продолжаться до 1 года и 8 месяцев. Это первый рубеж, который позволяет заметить признаки неблагополучия.

Второй рубеж – это появление первых фраз. Быстроразвивающиеся дети начинают произносить первые фразы в полтора года. Это самые простые фразы из двух слов, грамматически не оформленные, но в них обязательно есть глагол и существительное – ребёнок обозначает предмет и действие. Самое позднее, когда фразы должны появиться в норме – это 2 года и 2 месяца. Если ребёнку 2 года и 3 месяца, а он до сих пор не произносит ни одной фразы, это должно насторожить родителей.

Ещё один признак, на который нужно обратить внимание – это увеличение словарного запаса. После появления первых слов дети начинают быстро набирать активный словарь – осваивают и используют всё новые и новые слова. Около полутора лет происходит то, что называют «лексический взрыв»: ребенок каждый день осваивает по нескольку новых слов.

Опыт консультирования показал, что у некоторых детей с задержкой речевого развития этого бурного роста не происходит. Они начинают произносить первые слова, но потом динамики нет.

По статистике дети в полтора года произносят в среднем около 50 слов. У разных детей этот показатель варьирует от 30 до 70 слов. Например, если ребёнку полтора года, а у него в запасе 10 слов или меньше – это признак неблагополучия.

Когда мой ребенок начнет говорить?

– Стоит ли ждать, что речь появится в свое время?

– Очень важно заметить проблемы как можно раньше. Иногда родители доверяют советам малоосведомленных врачей или педагогов, которые предлагают подождать, когда ребенок заговорит сам, нагонит. Они откладывают направление к узкому специалисту по речи и тем самым упускают драгоценное время, которое можно было бы использовать для коррекционной помощи.

Например, если ребенку два с половиной года, а он практически не говорит или его речь очень неразборчивая, нужно обратиться к логопеду. Чем раньше будет оказана помощь, тем меньше усилий затратит и ребенок, и специалист.

Для этого можно обратиться в детскую поликлинику, где обычно есть логопед. В этом возрасте коррекционная работа логопеда в значительной степени опирается и на участие родителей, потому что малыши не очень позитивно реагируют на малознакомых людей. Поэтому логопед учит родителей, как правильно разговаривать, комментировать, во что играть, чтобы создавать насыщенную речью среду для ребенка и тем самым помогать ребенку быстрее научиться говорить.

Важно обратиться и к детскому неврологу, потому что появление проблем с речью у ребенка очень часто возникает на фоне неврологической патологии, которая возникает вследствие осложнений в родах или при беременности. Часто дети имеют сопутствующую симптоматику, свидетельствующую о раннем повреждении мозга, а значит, многие из них нуждаются в комплексном лечении – это и медикаменты, и массаж, и лечебная физкультура. Про такое лечение логопеды знают недостаточно, эти вопросы входят в компетенцию врача-невролога.

По собственному опыту консультирования знаю, что у детей раннего возраста качественный полноценный массаж несколькими курсами дает мощный толчок, и речь начинает развиваться лучше.

Когда мой ребенок начнет говорить?

Профессор Александр Николаевич Корнев

– По каким причинам возникает задержка речевого развития ребенка?

– Причины нарушений речевого развития у ребенка чаще всего носят медико-биологический характер. Часто наследственная предрасположенность может провоцировать позднее или аномальное развитие речи. Иначе говоря, задержка речевого развития – это практически всегда следствие неблагополучия мозга. До поры до времени оно может быть незаметным в сферах поведения, не связанных с речью, но становятся заметным в предшкольном или школьном возрасте. Поэтому врачи всегда проявляют настороженность и не ограничивают комплексное обследование направлением к логопеду.

Образно говоря, проблемы с речью – это часто только верхушка айсберга. А подводная его часть может включать нарушения когнитивных функций. В раннем возрасте они не проявляются, но когда подходит школьный возраст, они становятся заметными и создают немало помех. Они выражаются в школьной неуспеваемости и других проблемах. К такой категории относится дислексия, дисграфия – нарушения чтения и письма. Появление этих проблем как раз связано с неизжитыми недостатками устной речи и сопутствующими когнитивными недостатками. Наличие таких особенностей не говорит о том, что у ребенка умственная отсталость, но они могут стать препятствием для успешной учебы в школе.

https://gpmu. org/news/news2508

Развитие речи

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т. д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т. д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т. д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

https://mc21.ru/blog/razvitie-rechi/

Во сколько дети начинают говорить?

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Во сколько дети начинают говорить и как им помочь?

В каком возрасте дети начинают говорить: нормы развития речи

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1] .

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя.

К году жизни ребенок начинает говорить первые слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т. п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т. п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2] .

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т. п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

«ФрутоНяня» выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

    песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»; игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе; музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

    Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки. Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик. Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к специалисту

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев начали говорить мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма педиатр выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

https://frutonyanya. ru/school/articles/razvitie/vo-skolko-nachinayut-govorit-deti/