Содержание статьи показать

Мышечный дистонус у детей до 1 года проявляется чередованием мышечной гипертензии с гипотонусом, то есть постоянным изменением тонуса мускулатуры. К развитию синдрома двигательных расстройств приводит нарушение деятельности нервной системы, поражение головного мозга. Прогноз дистонии, эффективность терапии напрямую зависят от внимательности родителей по отношению к здоровью своего чада и своевременного визита к детскому неврологу в Калининграде. Обращение в клинику «Эдкарик» в Калининграде к детскому невропатологу дает возможность обнаружить опасные нарушения и начать адекватное лечение.

Причины возникновения дистонии

Проблемы с мышечным тонусом у малышей до 1 года, как правило, обусловлены врожденными аномалиями развития головного мозга либо родовой травмой. Патология центральной нервной системы связана с нарушением внутриутробного развития плода в результате следующих причин:

    гипоксия плода (внутриутробное кислородное голодание); инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности; применение беременной лекарственных средств с тератогенным действием; курение матери, злоупотребление наркотиками или спиртными напитками; наследственные генетические мутации, которые виляют на мозговое вещество.

Приобретенная мышечная дистония своим происхождением обязана таким состояниям:

    травмы головного мозга с повреждением подкорковых структур, которые приводят к экстрапирамидным расстройствам; опухоли головного мозга с прорастанием в его вещество. В результате сдавливания новообразованиями нейронов происходит разрушение клеток, которые регулируют тонус мышц; энцефалиты, сопровождающиеся воспалением экстрапирамидальной системы.

Как проявляется мышечная дистония?

Клиническая картина зависит от преобладания признаков гипер — или гипотонуса мышц. Симптомы дистонии у детей могут быть односторонними или ассиметричными.

Мышечная дистония по гипертоническому типу проявляется такими признаками:

    расстройствами сна; беспокойством, чрезмерной возбудимостью, немотивированными капризами; частыми срыгиваниями; дрожанием подбородка; медленным развитием моторных навыков; плачем при воздействии внешних раздражителей (яркий свет, звуки); поворотом головки лишь в одну сторону или переворотом тела только на один бок; ограниченной подвижностью ребенка или полной скованностью; выкручиванием, выгибанием конечностей и туловища; неестественной походкой или аномальным положением тела и конечностей.

При гипотоническом типе дистонуса дети вялые, апатичные, много спят, долго сосут грудь или соску.

Чем опасен мышечный дистонус для детей?

Прогноз дистонии обусловлен многими обстоятельствами:

    возраст ребенка, когда проявились первые симптомы мышечного дистонуса; выраженность нарушений; тип дистонии; наличие иных неврологических расстройств; своевременность и адекватность терапии.

Оптимальным исходом патологии является полная нормализация тонуса мышечной ткани. Незначительные проявления дистонии чреваты развитием неправильной осанки, косолапостью, кривошеей, нарушением походки. Тяжелые дистонические проявления могут привести к задержке психомоторного развития. Такие детки позже, чем их сверстники приобретают способность ползать, переворачиваться, вставать и ходить. Дистония вследствие нарушения кровообращения в головном мозге нередко ведет к инвалидизации малыша.

Когда не следует бояться мышечной дистонии?

До 3-3,5 месяцев мышечный гипертонус конечностей является вариантом нормы у грудничков («поза эмбриона»). Он объясняется вынужденным положением плода в матке к концу беременности. Напряжение мышц-сгибателей не требует специального лечения.

Опора малыша на носочки или их вытягивание при поднятии ребенка вверх за ручки считается нормой для детей 5-7 месяцев (если не сопровождается другими неврологическими симптомами). Это проявление расценивается как очередной этап формирования моторной функции.

Процесс становления взаиморегуляции мышечного тонуса происходит до двухлетнего возраста. Асимметричность движений и мышечного тонуса нередко наблюдаются у детей до 6 месяцев, что связано с недостаточной согласованностью между различными группами мышц.

Диагностика мышечной дистонии

Чтобы обнаружить мышечную дистонию и установить причину ее развития, необходимо провести ряд диагностических мероприятий:

    консультация невролога (определение при клиническом осмотре типичных для дистонии движений, вынужденных поз); сбор анамнестических сведений о беременности, родах, особенностях раннего развития малыша (учитывается информация, представленная матерью, и полученная из медицинской карты ребенка); уточнение факта приема матерью или ребенком некоторых медикаментов, а также наличия патологий, которые могли спровоцировать появление дискинезий (двигательных расстройств); исследование обмена меди в организме ребенка (ее избыток приводит к развитию гепатолентикулярной дегенерации и появлению дистонии); электроэнцефалография для определения патологических процессов в головном мозге и оценки его электрической активности; УЗИ сосудов головы и шеи; рентгенографическое исследование позвоночника; компьютерная и магнитно-резонансная томография для оценки состояния головного и спинного мозга.

При необходимости ребенка консультируют специалисты других профилей (эндокринолог, онколог, нейрохирург, окулист) и назначают дополнительные исследования.

В рамках комплексного обследования обязательно проводится дифференциальная диагностика мышечного дистонуса с эпилепсией и детским церебральным параличом.

Как вылечить мышечную дистонию у детей до 1 года?

Терапевтический подход индивидуален для каждого маленького пациента и основан на результатах диагностики, особенностях течения патологического процесса, индивидуальных характеристиках организма ребенка.

Стандартная схема терапии мышечного дистонуса включает:

    медикаментозное лечение; физиотерапевтические процедуры; кинезиотерапию. Медикаментозное лечение дистонии направлено на: восстановление трофики и обмена веществ в тканях головного мозга; стимуляцию активности мозга; улучшение проводимости нервных импульсов.

Для лечения гипертонического типа дистонии применяется ботулинотерапия. Введение ботулотоксина в спазмированные мышцы уменьшает выраженность мышечного гипертонуса и связанного с ним болевого синдрома.

Основная роль в лечении дистонических проявлений отводится физиотерапии. Для нормализации тонуса мышечной ткани показаны такие процедуры:

    водолечение; грязевые аппликации; магнитотерапия; электрофорез; криоконтрастные и тепловые процедуры; ультразвуковая терапия.

В случаях, когда дистония — единственное проявление неврологической патологии, основным методом лечения считается кинезиотерапия (лечение движением). Хорошо себя зарекомендовали в терапии мышечного дистонуса у детей массаж, лечебная физкультура, плавание в бассейне.

Выявление дистонических расстройств требует консультации детского невропатолога. Нарушение тонуса мышц у детей успешно лечится в клинике «Эдкарик» в Калининграде.

https://edkarik. ru/uslugi/detskiy-nevrolog/myshechnyy-distonus

Мышечная дистония

Мышечная дистония – синдром двигательных нарушений у детей первого года жизни, который проявляется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, то есть мышечный тонус постоянно меняется.

Для малыша тонус — это не только основа движения, но и важный показатель состояния нервной системы и общего самочувствия. Нарушения в работе мышечного тонуса зачастую лишь симптом, важный сигнал, указывающий на целый ряд проблем. Например, гипертензия — повышенное внутричерепное давление — у младенцев всегда сопровождается мышечной дистонией.

Причины

    Проблемы в работе центральной нервной системы – головного или спинного мозга. Болезни матери в период беременности, сахарный диабет, употребление алкоголя и наркотиков, курение, прием лекарственных препаратов, стрессы. Многоплодная беременность, стремительные роды, пособия и стимуляция родов или гипоксия (нехватка кислорода), асфиксия (удушье). Гипоксические — ишемическая энцефалопатия.

Симптомы

    Ограничение подвижности либо полная скованность частей тела. Неестественная походка малыша или аномальная поза его туловища и конечностей. Выкручивание и выгибание некоторых частей тела. Мышечный гипертонус или гипотонус. Костные деформации, то есть изменения формы груди, уплощение затылка и прочие аномалии.

Любые нарушения мышечного тонуса могут стать причиной задержки психического и физического развития малыша. Дети с повышенным или с пониженным тонусом позже, чем положено, начинают ползать, вставать на ножки, ходить.

Выявление нарушений мышечного тонуса требует наблюдения детского невролога. При необходимости специалист назначит дополнительные методы исследования: доплерографическое исследование мозгового кровотока, консультацию окулиста.

https://klinika34.ru/detskaya-poliklinika/nevrologiya/myshechnaya-distoniya/

Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста

В статье приведены современные взгляды на проблему двигательных нарушений у детей раннего возраста. В клинической диагностике большая роль отводится анализу неонатальных факторов риска и психомоторного развития ребенка.

Рекомендуется использовать календарный метод оценки развития детей грудного возраста, фрагменты метода Прехтла, нейровизуализацию, включающую нейросонографию (НСГ), компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), зрительные вызванные потенциалы для подтверждения церебральных зрительных нарушений. Целесообразно начинать кинезотерапию и физиотерапию уже в первые месяцы жизни ребенка с двигательными нарушениями.

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психоневрологические заболевания у детей, психомоторное развитие, болезни нервной системы, педиатрия

В статье приведены современные взгляды на проблему двигательных нарушений у детей раннего возраста. В клинической диагностике большая роль отводится анализу неонатальных факторов риска и психомоторного развития ребенка.

Рекомендуется использовать календарный метод оценки развития детей грудного возраста, фрагменты метода Прехтла, нейровизуализацию, включающую нейросонографию (НСГ), компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), зрительные вызванные потенциалы для подтверждения церебральных зрительных нарушений. Целесообразно начинать кинезотерапию и физиотерапию уже в первые месяцы жизни ребенка с двигательными нарушениями.

    отсроченная манифестация клинического фенотипа синдрома двигательных расстройств; высокая частота перинатальных инсультов, которые не проявляются в неонатальный период (клинически «немой» инсульт), – до 40% случаев; 50–70% диагностируемых ДР формируются в антенатальном периоде онтогенеза нервной системы.
    ограничение объема движений конечностей; нарушения мышечного тонуса; изменения рефлекторной сферы.
    нарушения саккадических движений глаз и фиксации взора; задержка психомоторного развития; отсутствие редукции врожденного симметричного шейно-тонического и лабиринтно-тонического рефлекса к 1-му месяцу жизни у доношенного ребенка.

4. Saudubray J. M., Charpentier C. Clinical phenotypes: diagnosis/algorithms // The Metabolic and Molecular Bases of Inherited Disease / Ed. by C. Scriver, A. Beaudet, W. Sly, D. Valle. New York: McGraw-Hill, 2001. P. 1327–1403.

5. Klinger G., Beyene J., Shah P., Perlman M. Do hyperoxaemia and hypocapnia add to the risk of brain injury after intrapartum asphyxia? // Arch. Dis. Child. Fetal. Neonatal. Ed. 2005. Vol. 90. № 1. P. 49–52.

6. Tabarki B. M., Boudhir S., Salem N., Mahjoub T., Trabeisi A., Yacoub M., Selmi H., Essoussi A. S. Neurological outcome of children born to antiphospholipid antibody-positive mothers // Brain Development. 2002. Vol. 24. № 6. Abstract FP-K-067.

7. Диагностика и лечение болезней нервной системы у детей / Под ред. В. П. Зыкова. М.: Триада-Х, 2009. 412 с.

10. Якунин Ю. А., Ямпольская Э. И., Кипнис С. Л., Сысоева И. М. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. М.: Медицина, 1979.

11. Журба Л. Т., Мастюкова Е. А. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М. Медицина, 1999.

12. Einspieler C., Bos A. F., Ferrari F., Cioni G., Prechtl H. F.R. Prechtl’s method on the qualitative assessment of general movements in preterm, term and young infants. London, UK: McKeith Press, 2004.

13. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Андрущенко Н. В., Паутницкая Т. С. Ультрасонография в нейропедиатрии (новые возможности и перспективы): Ультрасонографический атлас. СПб., 1997. 160 с.

14. Ватолин К. В. Ультразвуковая диагностика заболеваний головного мозга у детей. М.: Видар-М, 2000. 136 c.

15. Макарова Е. А., Здвижкова В. Н., Мартынюк. В. Ю., Швейкина В. Б. Перивентрикулярная лейкомаляция: факторы риска и прогноза // Современные технологии в педиатрии и детской хирургии: Материалы II Российского конгресса. М., 2003.

16. Панов В. О. и др. Магнитно-резонансная томография в перинатальной неврологии и у детей раннего возраста у детей // Материалы IV Российского форума «Мать и дитя». М., 2002. С. 522–524.

17. Veliсkoviс P. New advances in treatment of cerebral palsy // Neuropediatrics. 2006. Vol. 26. P. 56.

18. Булахова С. А., Беликова Д. В. Лечение перинатальных поражений нервной системы у детей раннего возраста: фармакотерапевтический эффект гопантеновой кислоты // Consilium medicum. Приложение. Педиатрия. 2007. Т. 9. № 1.С. 11–13.

20. Романова Т. А., Азина О. Л., Сердюк М. А. Романова В. Д. Опыт применения пептидных препаратов кортексин и ретиналамин в комплексном лечении перинатальных поражений центральной нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста // Материалы конгресса «Человек и лекарство». М., 2007.

21. Taub E., Ramey S. L., DeLuca S., Echols K. Efficacy of constraint-induced movement therapy for children with cerebral palsy with asymmetric motor impairment // Pediatrics. 2004. Vol. 113. № 2. P. 305–312.

22. Скворцов И. А., Хавкун Л. А., Устинова Е. В., Ильин Л. Б. Комплексная стимуляция статико-моторного и психоречевого развития детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1989. № 8. С. 23–27

23. Приходько О. Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. М.: Полиграф. сервис, 2003. 95 с.

24. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007. 612 с.

Медицинский портал для врачей uMEDp (Universal Medical Portal) создан при участии ведущих экспертов различных областей медицины, много лет сотрудничающих с издательским домом «Медфорум». Собранные в рамках издательских проектов научно-медицинские материалы стали отправной точкой в развитии сетевого ресурса.

Информация на сайте uMEDp носит научный, справочный характер, предназначена исключительно для специалистов здравоохранения.

UMEDp — медицинский портал для врачей, объединяющий информацию о современных решениях для практики. Статьи экспертов по основным специальностям, обзоры, результаты исследований, клинические разборы, интервью с ведущими специалистами, международные и российские новости, видеоматериалы (в прямой трансляции или записи) составляют основное содержание портала.

Уважаемый посетитель uMEDp!

Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.

Если Вы не являетесь специалистом здравоохранения, администрация не несет ответственности за возможные отрицательные последствия, возникшие в результате самостоятельного использования Вами информации с портала без предварительной консультации с врачом.

Нажимая на кнопку «Войти», Вы подтверждаете, что являетесь врачом или студентом медицинского вуза.

https://umedp. ru/articles/diagnostika_i_lechenie_dvigatelnykh_rasstroystv_u_detey_rannego_vozrasta. html

Синдром мышечной дистонии

Синдром мышечной дистонии – этот диагноз нередко слышат мамы детей раннего возраста от педиатров, неврологов. Термин «мышечная дистония» используется для обозначения нарушений мышечного тонуса, т. е. напряжения мышц, которое необходимо для поддержания позы тела и обеспечения передвижения.

Тонус является важным показателем состояния нервной системы ребёнка. Нарушения тонуса – дистония, гипертонус или гипотонус являются признаком заболеваний центральной нервной системы.
Родители замечают, что у ребенка напряжены ручки и ножки, либо наоборот малыш кажется им вялым и недостаточно активным. В дальнейшем могут присоединяться нарушения моторики и задержка формирования или недостаточное развитие двигательных функций, которое характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головы, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы.

В одних случаях эта ситуация может рассматриваться как задержка темпов моторного развития вследствие особенностей течения беременности и родов, но может, в некоторых случаях, свидетельствовать о патологических процессах в центральной нервной системе и быть симптомом тяжелых заболеваний нервной системы.
Мышечная гипотония и снижение мышечной силы возникает в результате поражения мышц (первично-мышечные заболевания), поражения периферических нервов (различные виды полинейропатий) или мотонейронов спинного мозга (спинальные мышечные атрофии), или дисфункции нервно-мышечного соединения (миастении).
Тяжелым заболеванием, проявляющимся клинически в виде выраженной мышечной гипотонии и арефлексии является спина́льная мы́шечная атрофи́я (СМА) – разнородная группа наследственных заболеваний, при которых нарушается работа мускулатуры ног, а также головы и шеи. У больных отмечаются нарушения произвольных движений — ползания, ходьбы, удержания головы, глотания. Для спинальных мышечных атрофий характерно сохранение чувствительности, а также отсутствие задержки речи и познавательной сферы.

Мышечная гипотония может встречаться при некоторых генетических синдромах, таких как синдром Дауна, синдром Марфана, синдром Вильямса, а также быть следствием тяжелых поражений центральной нервной системы в результате воздействия гипоксического стресс-фактора на незрелый плод с формированием атонически-астатических форм детского церебрального паралича.

Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание, объединяющее в себе комплекс симптомов, которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Выделяют несколько форм нарушений, чаще регистрируются спастические формы ДЦП, при которых мышечный тонус значительно повышен либо в одной половине тела, либо одинаково тяжело бывают поражены как верхние, так и нижние конечности. Наиболее распространённая разновидность ДЦП (3/4 всех спастических форм), выражается в повышении тонуса преимущественно нижних конечностях. Диапазон степени поражения довольно широк: от легких расстройств до полного обездвиживания, в зависимости от объема поражения мозговой ткани.

Детский церебральный паралич не является прогрессирующим заболеванием, при своевременной диагностике нарушений мышечного тонуса и вовремя начатой терапии имеется возможность контролировать двигательные расстройства, используя потенциал отделений медицинской реабилитации.

Плановое наблюдение детей раннего возраста специалистами в декретные сроки позволит определить наличие или отсутствие темповой задержки моторного развития.

https://kidsfmba. ru/sindrom-myshechnoj-distonii/

Пирамидная недостаточность у детей

Пирамидная недостаточность – комплекс двигательных нарушений у детей, обусловленный незрелостью функций центральной нервной системы, травматическими поражениями головного мозга, нейрогенными инфекциями. Состояние сопровождается различными расстройствами двигательной активности, трудностями с координацией и другими симптомами. Чаще всего пирамидная недостаточность на ранних этапах выявляется у детей младше года, после 3–5 лет патология приводит к стойкому нарушению походки из-за мышечной слабости в ногах и выраженной скованности движений. Диагностикой и лечением такого синдрома занимаются в комплексе педиатры, ортопеды, неврологи при участии остеопатов и специалистов других профилей.

Пирамидная система ребенка – это особый отдел ЦНС, отвечающий за координацию произвольных движений: мелкой моторики ног и рук, ходьбы, бега и т. д. У малышей в период новорожденности и первых 3–5 месяцев эти функции нарушены в силу физиологических причин и незрелости нервных клеток. По мере роста и развития детей пирамидная система совершенствуется, движения становятся все более осознанными, точными и целенаправленными.

Причины формирования синдрома пирамидной недостаточности

В большинстве случаев синдром является следствием функционального недоразвития центральной нервной системы, но иногда такое состояние становится результатом основного заболевания или травмы. Наиболее распространенными причинами пирамидной недостаточности у малышей выступают:

    врожденные пороки центральной нервной системы; плагиоцефалия; кислородное голодание плода во время внутриутробного развития; повреждения черепа и позвоночника во время родового процесса; нейрогенные инфекции; перенесенные во время пренатального периода развития инфекционные и воспалительные заболевания; новообразования головного мозга доброкачественной или злокачественной природы; травмы головы, шеи или спины, полученные в течение первых месяцев жизни ребенка; затяжные, осложненные роды; кривошея.

В некоторых случаях причиной служит так называемый синдром тряски младенца, возникающий из-за грубого обращения с малышом, слишком чрезмерного укачивания, подбрасывания в воздух и т. д.

Фактором риска становится курение матери во время беременности: никотин отрицательно воздействует на сосудистую систему, что может спровоцировать гипоксию плода.

Симптомы пирамидной недостаточности у детей разного возраста

Большинство тревожащих родителей признаков, которые могут говорить о различных нарушениях ЦНС, проходят самостоятельно по мере развития малыша. Обратиться за помощью необходимо, если симптомы пирамидной недостаточности у детей сохраняются на протяжении длительного времени или усугубляются. У малышей до 1–1,5 лет такими признаками являются:

    постоянный тремор рук, ног, подбородка; частое запрокидывание головы назад; выгибания дугой в спокойном состоянии без плача, капризов и криков; трудности с захватом игрушек, руки взрослого; вынужденные позы во время сна или кормления с поворотом головы преимущественно в одну сторону; обильные срыгивания после каждого приема пищи или воды; частые приступы надрывного плача без видимой причины.

Признаками пирамидной недостаточности у ребят до 3 лет могут стать:

    повышенный мышечный тонус; хождение на носочках; недостаточное сгибание ног в коленных суставах и рук в локтевых суставах; нарушения сна: частые пробуждения, длительное, тревожное засыпание и т. д.; скованность движений; беспокойство, капризность, раздражительность.

У детей школьного возраста и подростков пирамидная недостаточность проявляется мышечной слабостью, нарушениями координации и походки, трудностями с выполнением ритмичных физических движений, например, при танце, занятиях спортом, гимнастикой. Такие ребята не всегда могут поймать мяч, отбить его ногой или ракеткой, из-за чего чувствуют себя неуверенно и часто отказываются от активных игр с друзьями.

Осложнения

Функциональная пирамидная недостаточность, сопряженная с недоразвитием системы ЦНС, с взрослением ребенка исчезает самостоятельно и не оказывает негативного влияния на его физическое или психоэмоциональное здоровье. В случае, если синдром обусловлен органическими поражениями центральной нервной системы, нейрогенными инфекциями или тяжелыми травмами, последствиями могут стать:

    параличи и парезы; отек мозга; задержка психоречевого развития.

Повзрослевшие малыши с пирамидной недостаточностью в анамнезе могут постоянно ощущать двустороннюю скованность в нижних конечностях, у некоторых детей может развиться хромота, припадание на одну ногу. Вероятны отклонения со стороны психических функций, что чаще всего проявляется в замедленном речевом и письменном развитии, нарушении мелкой моторики рук, в трудностях при усваивании учебного материала в школе.

Диагностика

Обследование начинается с детального изучения анамнеза ребенка, оценки жалоб родителей и клинических проявлений. Занимаются диагностикой детские неврологи и педиатры. Они оценивают неврологический статус малыша, анализируя его позу, мышечный тонус, рефлексы и т. д. В рамках инструментального обследования проводятся:

    электроэнцефалография; нейросонография; компьютерная томография головного мозга.

В некоторых случаях назначается также магнитно-резонансная томография и допплерография артерий головы.

https://www.smdoctor. ru/disease/piramidnaya-nedostatochnost-u-detey/

ДЕТСКИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

Цены, указанные на сайте, не являются публичной офертой в смысле статьи 435 ГК. РФ, носят исключительно информативный характер и могут быть в любое время изменены. Цена услуги на сайте может быть изменена Исполнителем в одностороннем порядке. Итоговую стоимость необходимо уточнять у администратора в регистратуре или по телефону: +7 495 356 30 03

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся проблемы в состоянии здоровья нервной системы, которые может диагностировать детский невролог.

Синдром повышенной нервно–рефлекторной возбудимости

Он проявляется в повышенном беспокойстве ребенка, нарушении цикла «сон – бодрствование», когда ребенок беспокоен ночью и сонлив днем. Про это раньше бабушки так говорили: «перепутал день с ночью». Может наблюдаться выраженный тремор ручек, ножек, подбородка, могут появиться даже вздрагивания при длительном плаче. При осмотре детский невролог также обратит внимание на оживление у малыша рефлексов в неврологическом статусе.

Синдром общего угнетения

Такой ребенок наоборот «очень спокойный», но чаще из–за вялости и слабости, объем движений общих у него снижен, он мало реагирует на окружающее, много спит, плохо сосет, часто не добирает в весе, плач его слабый, к кормлению часто приходится будить. Такой синдром чаще наблюдается у недоношенных детей, и должен обязательно приниматься во внимание родителями и детским неврологом. Чаще он протекает сложнее, чем предыдущий синдром.

Гипертензионно–гидроцефальный синдром

Обусловлен повышением внутричерепного давления ликвора. Это серьезная неврологическая проблема, ей свойственны определенные жалобы и клинический проявления.

Ребенок становится беспокойным, плохо спит, большой родничок выбухает, напряжен, расширены и становятся заметными в виде сетки подкожные вены головы, может появиться рвота, в том числе фонтаном, увеличивается размер окружности головы, расходятся швы. Если родители заподозрят подобные симптомы у малыша, нужно незамедлительно обращаться к неврологу, и, вероятно, даже к нейрохирургу, что может потребовать проведение оперативного вмешательства.

Гидроцефальный синдром без ликворной гипертензии

Он возникает при сообщающейся (наружной) гидроцефалии, когда давление ликвора в череп не повышается. Он также проявляется увеличением прироста окружности головы больше средневозрастных норм, расхождением швов, увеличением родничков, их выбуханием, появлением симптома Грефе (когда ребенок как бы «таращит глазки»), расширяются подкожные вены и их можно увидеть на лице в области глаз, переносицы, на лбу как сеточку синеватого цвета, когда ребенок плачет — вены набухают и сильнее просвечиваются. Врач детский невролог может зафиксировать у ребенка нистагм, косоглазие, так называемые «пирамидные знаки». Уточнить диагноз помогут дополнительные методы исследования, такие как: исследование глазного дна у окулиста, нейросонограмма, компьютерная томограмма головного мозга, которые сможет назначить детский невролог при необходимости.

Судорожный синдром

Это достаточно серьезная проблема в состоянии здоровья ребенка, которая проявляется приступами непроизвольных движений в мышцах лица, конечностей, замиранием в определенных позах или фиксацией взгляда и отсутствием реакции на окружающее, и т. д., в том числе может происходить потеря сознания, останавливаться дыхание и сердцебиение ребенка. Это жизнеугрожающее состояние, оно требует вызова скорой медицинской помощи, неотложных мероприятий и, как правило, стационарного лечения. Даже если приступы короткие и ребенок после них очень быстро приходит в обычный свой ритм жизни – эти состояния не являются нормой, они требуют выявления причины, а иногда и длительного лечения. Нужно понимать, что приступы судорог, даже кратковременные, разрушают нейроны( клетки головного мозга), которые должны обеспечивать малышу рост и развитие. Любые подозрения на приступы или сами приступы нужно фиксировать, если возможно – снимать на видео и показывать врачу детскому неврологу.

В возрасте, начиная с 4–х месяцев, у детей могут детским неврологом выявляться следующие синдромы, так называемого, восстановительного периода.

Цереброастенический синдром

Если на фоне нормального физического и нервно – психического развития ребенок становится эмоционально беспокоен, его настроение меняется часто и немотивированно, может появиться двигательное беспокойство, трудности при засыпании, вздрагивания при засыпании, периодически тремор ручек, ножек, сон становится поверхностным, уменьшается его продолжительность — это проявления данного синдрома. Он может возникнуть у ребенка и после перенесенного серьезного острого заболевания или травмы.

Синдром вегето–висцеральных нарушений

Не секрет, что все функции организма человека контролируются работой центральной нервной системы. За работу внутренних органов отвечает вегетативная нервная система, путем так называемых вегетативно – висцеральных реакций. У детей при рождении она сформирована, но еще не созрела, поэтому часть реакций вегетативного контроля нарушается.

Это проявляется расстройствами терморегуляции (неустойчивой температурой тела), появлением дисфункции работы желудочно–кишечного тракта в виде срыгиваний, урчания в животе, учащением или, наоборот, урежением частоты отхождения стула, плохим отхождением газов, может отмечаться изменение цвета кожных покровов с появлением цианоза, вегетативных сосудистых пятен, может отмечаться лабильность сердечно – сосудистой и дыхательной системы (родители могут зафиксировать нарушение ритма сердца, или ритма дыхания с эпизодами нарушения дыхания в виде его остановки кратковременной, что особенно бывает выражено во время сна). Вы, как родители, обязательно должны поставить в известность педиатра и детского невролога обо всех подобных жалобах, даже если вам это только кажется.

Ведь лучше вашего ребенка кроме вас никто не знает, а разбираться в них придется специалистам. Подобные жалобы могут с одной стороны свидетельствовать о незрелости вегетативной нервной системы, которая «созреет» с возрастом, а с другой стороны, с таких жалоб могут начинаться заболевания разных органов, которые серьезно нарушат состояние здоровья малыша и только врач может провести эту дифференцировку.

Синдром двигательных нарушений

Он характеризуется нарушением мышечного тонуса, мышечной силы и, как следствие, задержкой этапов психомоторного и речевого развития.

За формирование движений в организме отвечают: пирамидная система, экстрапирамидная система, мозжечок, подкорковые структуры и определенный участок коры головного мозга, как высший координатор. Мышечный тонус ребенка может нарушаться как в сторону его повышения, так и понижения или формирования мышечной дистонии. Также, параллельно с мышечным тонусом, могут изменяться и рефлексы в сторону их повышения или снижения, но при этом обязательно снижается мышечная сила.

Измененный мышечный тонус, сниженная мышечная сила и измененные рефлексы у ребенка нарушают естественный ход нервно – психического и моторного развития, поэтому он начинает отставать от сверстников.

Помня, что состояние мышечного тонуса, мышечную силу и рефлексы (их очень много) оценить может именно детский невролог. Только после этого, а также после проведения необходимого комплекса обследования, он сможет правильно поставить диагноз и назначить вашему малышу комплексное лечение.

Нарушения мышечного тонуса и изменения сухожильных рефлексов могут быть незначительными и при правильно составленной индивидуальной программе реабилитации восстановиться, даже если при этом потребуется не один курс восстановительного лечения. Главное — это то, что ребенок продолжит развиваться. Но существуют и более серьезные нарушения мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, которые всегда являются следствием глубокого повреждения головного мозга и являются маркерами такого серьезного заболевания, как Детский церебральный паралич.

Обычно, Диагноз детского церебрального паралича выставляется детским неврологом в 1 год, а до это, он идет под маской того же самого диагноза, как синдром двигательных нарушений, но невролог может добавить фразу, что ребенок угрожаемый по детскому церебральному параличу.

Записаться на консультацию и узнать подробнее Вы можете у администратора по телефону 8 (495) 356-30-03.

https://kdc24.ru/price/detskie-otdeleniya/pediatriya/detskie-nevrologicheskie-sindromy/

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП)

Данный диагноз вызывает очень много вопросов у родителей. Серьезное ли это заболевание? Причины его? Можно ли обойтись без лекарственного лечения? Каковы последствия ПЭП?

Развитие нервной системы начинается и проходит очень интенсивно во внутриутробный период. Для ее полноценного роста и формирования необходимо достаточное количество кислорода. Наиболее частая причина повреждений головного мозга — гипоксически — ишемическая энцефалопатия. Это повреждение нервной системы, вызванное гипоксией (недостатком кислорода, поступающего к тканям) и ишемией (нарушением кровоснабжения тканей, ведущего в свою очередь к кислородному голоданию). Ишемия вызывает гибель нервных клеток.

Кроме этого разные токсические и инфекционные факторы могут также повреждать формирующуюся нервную систему.

Основные факторы, приводящие к кислородному голоданию плода:

    Гестозы беременности (повышение артериального давления, прибавка в весе более 12 кг, отеки, многоводие, преэклампсия, эклампсия и др.); Анемия (недостаток железа); Переношенная беременность; Преждевременные роды, недоношенный ребенок; Многоплодная беременность; Угроза прерывания беременности; ВСД, низкое артериальное давление, пороки сердца у беременной; Кесарево сечение; Роды в тазовом предлежании (также высока вероятность повреждения спинного мозга на шейном уровне); Длительные роды; Стремительные (до 2 часов) и быстрые (до 4 часов) роды; Использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора или акушерских пособий в родах; Тугое обвитие пуповины.

Токсические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, многие лекарства, различные химические вещества и др.) могут вызывать пороки развития нервной системы.

При внутриутробном инфицировании плода также может поражаться нервная система. Ребенок внутриутробно может перенести менингоэнцефалит и родиться с последствиями этого (кисты головного мозга, нарушения ликвородинамики, повышение внутричерепного давления).

Таким образом, много причин могут приводить к поражению нервной системы во время беременности и родов. В зависимости от того, какой отдел мозга наиболее пострадал, перинатальная энцефалопатия может проявляться в виде различных синдромов.

Синдром мышечной гипотонии клинически проявляется локальным или диффузным (общим) снижением мышечного тонуса. При осмотре такого ребенка может отмечаться характерная поза «лягушки» и снижение двигательной активности. При подтягивании ребенка за руки его голова свисает назад, при взятии подмышки он провисает на руках. Еще одной разновидностью синдрома двигательных нарушений является асимметрия мышечного тонуса. Мышечный тонус в одной стороне тела может быть выше, чем в другой.

В дальнейшем у детей с синдромом двигательных нарушений может отмечаться темповая задержка моторного развития: дети поздно поворачиваются со спины на живот, поздно садятся, поздно начинают ходить.

Гипертензионный синдром (повышение внутричерепного давления) проявляется беспокойством ребенка, немотивированным плачем, частыми срыгиваниями, рвотой «фонтаном», напряжением большого родничка, избыточным ростом окружности головы. Подтверждается при обследовании УЗИ (нейросонография) головного мозга.

Синдром гипервозбудимости — повышенная возбудимость ребенка, трудность засыпания, короткий период сна, частые пробуждения ночью, дрожание подбородка и ручек, повышение рефлексов.

Вегето-висцеральный синдром — повышенная потливость, «мраморный» рисунок кожи, метеозависимость, частые срыгивания.

Синдром задержки речевого развития — диагностируется ближе к году. К году ребенок должен говорить простых слов. Задержка речевого развития может быть обусловлена не только перинатальной энцефалопатией (при поражении речевого центра мозга), но и отсутствием у родителей навыков стимулирования развития речи у ребенка. На консультации у детского невролога можно выяснить причину задержки речевого развития в каждом конкретном случае. Ранняя диагностика и лечение задержки речевого развития, обусловленной ПЭП, предотвращает формирование дизартрии и других речевых расстройств.

Лечение перинатальной энцефалопатии назначается в зависимости от диагностируемого синдрома и от тяжести течения. В одних случаях достаточно назначения немедикаментозных методов лечения (массаж, ЛФК, ФТЛ), в других случаях без назначения лекарств не обойтись. К сожалению, в настоящее время, родители в некоторых случаях отказываются от медикаментозного лечения. Какие же последствия этого могут быть?

Диагноз перинатальной энцефалопатии правомочен только на первом году жизни ребенка. В этом возрасте организм ребенка имеет огромные восстановительные ресурсы, и при правильном лечении в большей части случаев к году наступает выздоровление от ПЭП.

Однако при недостаточном лечении в возрасте 1 года выздоровление может не наступить, и тогда ставится неврологический диагноз, с которым ребенок будет наблюдаться на протяжении жизни. Легкие же формы энцефалопатий при недостаточном лечении могут клинически компенсироваться к году. Однако при определенных условиях может наступить декомпенсация и вновь появиться неврологическая симптоматика. Чаще всего это происходит в возрасте ребенок начинает учиться в школе, возрастают нагрузки, ответственность, меняется режим. Второй возрастной период риска — период пубертата, полового созревания.

https://www.profimedika. ru/articles/541