Если ребенок не умеет ходить к двум годам, родители понимают, что это нарушение развития. Однако к тому, что ребенок к двум годам не умеет разговаривать, родители обычно относятся по-разному.
О неврологических нормах
Почему считается, что дети должны говорить в два года? Некоторые слышали, что у знакомых дети начали сами говорить после трех лет, другие надеются на помощь детского сада в развитии речи. К сожалению, чуда не случается — речь ребенка всецело зависит от функционального развития головного мозга. Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.
Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:
- зона Брока;
- зона Вернике.
Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.
Последствия задержки развития
Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:
- задержке психического развития;
- тикам;
- психологическим проблемам.
Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
С чего начать
Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.
Для выявления причин нарушения могут понадобиться:
- анализы крови,
- ЭЭГ (электроэнцефалография),
- УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
- ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
- обследование сурдолога,
- МРТ (магнитно-резонансная томография).
Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.
Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:
- нейропсихолога;
- дефектолога;
- логопеда.
Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.
Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился». Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.
Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.
Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои. Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.
Стоимость консультации врача-невролога 3 600 рублей 1800 рублей
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Каждая мама в ожидании появления на свет своего малыша представляет, каким он будет: его внешность, первую улыбку и, конечно же, первые слова, обращённые к ней. И пусть развитие речи каждого ребёнка проходит индивидуально, всё же существуют определённые нормы речевого развития и сроки появления первых звуков, слогов, слов и фраз. Давайте их рассмотрим:
- В возрасте около трёх месяцев ребёнок «гулит» гласные звуки.
- В пять-шесть месяцев начинает сочетать гласные с согласными звуками — лепетать («па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «га-га-га» и т. д.), но это не осознанные слова, как может показаться маме, а всего лишь повторяющиеся сочетания слогов.
- К девяти месяцам лепет становится активным и разнообразным.
- С девятый по двенадцатый месяцы появляются первые, столь долгожданные и осознанные лепетные слова («мама», «папа», «баба», «дядя» и т. д.); в этот же период дети могут имитировать звуки, в активном словаре появляются звукоподражания («аф-аф», «мяу», «му-му», «пи-пи»); ребёнок понимает простые инструкции и обращённую к нему речь, использует указательный жест, его активный словарный запас составляет примерно 10-12 единиц (слова и звукоподражания).
- К двум годам при норме речевого развития появляется от 100 до 300 слов, малыш уже может составлять фразы из двух-трёх слов.
- В три года речь ребёнка объединяется в смысловые предложения, в ней присутствуют различные части речи: союзы, предлоги, местоимения и т. д., малыш задаёт много вопросов.
Темповая задержка речи
До трёхлетнего возраста у детей может наблюдаться темповая задержка речи. Это тот самый случай, когда ребёнок всё понимает, но не говорит. Её легко исправить несколькими занятиями с логопедом и ежедневным общением мамы и папы с малышом:
- используйте короткие инструкции и простые по слоговой структуре слова;
- читайте с ребенком каждый день, рассматривая картинки и проговаривая, что на них нарисовано;
- разговаривайте с ребёнком, с акцентом на гласные звуки;
- играйте игры, развивающие мелкую моторику: шнуровки, поделки из пластилина, пересыпание и сортировка мелких предметов, пальчиковые игры — все они развивают не только ловкость пальчиков, но и активизируют речевой центр.
Причины отсутствия речи после 3 лет
Но бывает и так, что малыш продолжает молчать и после трёх лет. Причин отсутствия речи может быть много, но основные из них актуальны для ребенка старше 3 лет:
- Нарушение понимания речи, когда ребёнок не понимает двухступенчатую инструкцию («Открой шкаф и достань книгу»). Понимание речи первично перед её активным использованием.
- Недостаточный уровень интеллектуального развития. Здесь мы имеем ввиду мышление – подумал и сделал.
- Нарушение игровой и коммуникативной деятельности. Ребёнка не интересуют игрушки, взрослые (кроме родителей) и ровесники.
- Диспраксия, то есть недостаточно развитые движения: ощущение собственного тела, общие движения, движения рук и языка, нарушение переключения с одного движения на другое.
- Анатомические особенности зубочелюстной системы: короткая уздечка языка, ограничивающая его движения в полости рта. В этом случае миофункциональный терапевт с помощью логопедического массажа и миогимнастики подготовит язык к пластике у стоматолога, а после операции поможет в реабилитационном процессе.
- Неврологические нарушения, которые могут привести к тяжёлым задержкам речевого развития, таким как алалия и дизартрия.
Чтобы ребенок заговорил, важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут выявить и устранить причины задержки речи. Чем раньше мама запишется на прием к неврологу и к логопеду, тем быстрее и лучше будет результат коррекционного процесса.
Если малыш еще не начал разговаривать или Вас беспокоит возможная задержка появления речи, запишитесь на консультацию к логопеду в Atribeaute Kids по телефону +7 (812) 294-94-01
«Почему ребенок не говорит?» – вопрос, который тревожит многих современных родителей. Не теряя времени, они начинают искать ответы в статьях и блогах специалистов, приходят в магазины детских игрушек, чтобы найти палочку-выручалочку. К консультантам «Умной Игрушки» довольно часто обращаются с запросом подобрать пособия для стимуляции речевого развития у детей 2-4 лет.
Чтобы найти эффективный инструмент, нужно разобраться с причинами отсутствия или сложностей в формировании речи. С этой целью мы обратились к нейропсихологу нижегородского логопедического центра «Красивая речь» – Жестковой Елене Александровне. Вот что нам удалось узнать у специалиста.
Причины задержки речевого развития
На формирование речи влияет множество факторов. Их принято объединять в 3 большие группы:
- физиологические;
- неврологические;
- психологические.
1. Причины физиологического характера
Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности.
Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении. Ещё классик русской педагогики В. Сухомлинский говорил, что «ум у ребенка на кончиках пальцев». Это не просто красивая фраза, это физиологическая закономерность развития. Познание у ребенка изначально идет через осязание и тактильные ощущения. Напрямую от развития моторики пальцев, силы мелкой мускулатуры, подвижности, ловкости, кистевой моторики зависит овладение речью, причем не только устной, но в дальнейшем и письменной.
Запуск высших психических функций связан с созреванием соответствующих зон головного мозга. Мозг ребенка достаточно пластичен, в нем еще нет четкого разделения зон и прочных связей между отделами. При этом и развиваться он может не плавно, а скачкообразно. В таком случае может возникнуть ситуация, когда малыш понимает, но не может сказать сам.
Нарушение слуха или проводимости между слуховым анализатором и соответствующим отделом мозга приводит к тому, что ребенок не может правильно воспринимать речь. А именно с этой функции начинается развитие самостоятельного говорения.
2. Причины неврологического характера
Тяжелое течение беременности и родов, неврологические сложности в раннем развитии, задержка развития, раннее применение наркоза и антибиотиков, инфекционные болезни в возрасте до года. Все это может влиять на нормальное развития мозга ребенка и, как следствие, приводить к сбою в речевом развитии.
Наряду с физиологическими факторами и социальным окружением важную роль играют и наследственные особенности нервной системы. В том случае, если известно о неврологических нарушениях у одного из родителей, стоит обратить внимание на развитие ребенка.
Причиной задержки речи могут быть психо-неврологические состояния различной сложности: различные формы расстройств аутического спектра, поведенческие нарушения, синдром гипервозбудимости.
3. Причины психологического характера
Этот класс факторов связан с особенностями коммуникации в семье.
Запаздывание речи может быть вызвано нарушением контакта между ребенком и родителями. Если малышу уделяют мало внимания, не разговаривают с ним, не играют в соответствующие возрасту игры, не проявляют эмоции, то происходит социально-психологическая депривация. Это значит, что потребности крошки в общении, принятии и любви блокируются. Ребенок будто находится в изоляции. Это приводит к задержке не только в речевом, но и в интеллектуальном развитии.
Ребенок молчит, когда не слышит правильную речь. Если вы хотите, чтобы малыш заговорил, разговаривайте с ним! Развитие речи начинается с ее восприятия, а если с ребенком не общаются, то что ему воспринимать? Говорите с крохой все время, говорите много, четко, не искажая слова, повторяйте несколько раз – это не просто ваш контакт с ним, это необходимость для его развития!
У ребенка может не возникать мотивации к речи. Эта причина является противоположной предыдущим двум. Действительно, часто бывает так, что мама и все остальные члены семьи понимают маленького буквально с полувзгляда и стремятся сразу дать ему то, что он хочет, не дожидаясь просьбы. В таком случае возникает резонный вопрос: а зачем мне вообще говорить, если и так все хорошо? Если ребенок не понимает потребности в словесной коммуникации, он наверняка будет активно сопротивляться ей, особенно в том случае, если ему это трудно дается.
Отдельной строкой стоит выделить причины билингвистического характера. Задержка здесь может быть связана с тем, что дома с ребенком общаются на одном языке, а где-то в обществе (например, в детском саду) – на другом. Или дома используют оба языка одновременно (мама с папой общаются на одном, а с бабушкой – на другом). Малыш в таком случае слышит разную речь и ему сложно сориентироваться.
Какой бы не была причина отсутствия речи у ребенка, определить ее может только специалист – логопед-дефектолог. А в некоторых случаях требуется диагностика сразу нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, невролога, психолога, нейропсихолога, психиатра, сурдолога. Только так можно создать полную картину развития ребенка и выбрать правильный путь коррекции.
Медлить или ждать, что малыш «перерастет» эту трудность нельзя! Чем раньше вы найдете источник проблем и начнете занятия по речевому развитию, тем эффективнее будет коррекция, тем больше шансов полностью компенсировать эту особенность. И здесь вам на помощь придут игрушки и методические материалы.
Материал подготовлен нейропсихологом Жестковой Еленой Александровной
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины возникновения
- Здоровье (патология беременности и родов)
- Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье — на другом)
- Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, педагогическая запущенность и т.д.)
- Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (проживание с глухими родителями, у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)
Основные признаки общего недоразвития речи:
- позднее начало развития речи;
- замедленный темп речевого развития;
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
- нарушение формирования грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
Характеристики детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:
- ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
- наблюдается отставание в развитие логического мышления;
- дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
- отмечается недостаточно устойчивое внимание;
- снижение вербальной памяти;
- речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
- первые слова появляются ближе к 3-4 годам.
4 уровня общего недоразвития речи
- 1 уровень – у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
- 2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
- 3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
- 4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.
Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.
Логопедическая работа должна быть построена комплексно, тоесть должна включать:
- лечение лекарственными препаратами;
- занятия с логопедом;
- работу с психотерапевтом;
- активное участие родителей.
Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.
Факторы речевого развития детей возникают еще до предполагаемого «первого слова». К примеру, к концу 3 месяца младенцы уже реагируют на маму и папу улыбкой, повышением активности. Они издают разные звуки и тем самым изъявляют потребности. Восьмимесячный малыш уже понимает своё имя. К году он знает 5-8 слов, а к двум годам начинает произносить простые фразы из 2-3 слов. Но если ребенок не говорит уже в сознательном возрасте, возможно присутствие физиологических или психоэмоциональных нарушений. И здесь желательно обследоваться у специалистов.
Признаки и проявления
- к 9 месяцу жизни отсутствует лепет, малыш не повторяет слоги за взрослыми;
- в 2 года ребенок не умеет формулировать простые фразы из 2-3 слов;
- в 3 года не дает ответы на пространственные вопросы «Что?», «Где?»;
- к 4-5 годам отсутствует связная речь или он просто мало говорит.
Причины
- большое эмоциональное потрясение – стресс, испуг;
- угнетающая психологическая атмосфера дома;
- задержка психомоторного и психического развития – это тормозит формирование навыков речи;
- неврологические проблемы, как результат тяжелого протекания беременности, родов, травм головы или частых падений;
- врожденные аномалии развития губ, нёба, языка и т. д.
Когда необходимо обращаться к врачу
Если ваш ребёнок значительно отстаёт от сверстников в плане развития речи в возрасте 3-х лет, не может связно выражать свои мысли в дошкольном возрасте, обратитесь за помощью. Своевременная коррекция позволит избавиться от проблемы и научит ребёнка нормальному общению с окружающими. На первом этапе ребёнка должен осмотреть врач-невролог, чтобы определить причину отставания и направить к нужному специалисту.
Как мы можем помочь
На комплексной диагностике мы подберём занятия, необходимые для развития ребёнка и его речевых функций, и составим индивидуальный план коррекции. Если вы заметили, что ребёнок не хочет говорить и его речевое развитие не соответствует возрасту, запишитесь к нам по телефону 8800-500-68-27.
Детский хирург, травматолог ортопед, мануальный терапевт с курсом прикладной кинезиологии, лауреат премии союза педиатров России, кандидат медицинских наук
Эпилептолог, невролог, заведующий центром неврологии, эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КГМУ, доктор медицинских наук
Нередко случается, когда глядя на соседского мальчика мама вздыхает: «Тот говорит без умолку, а мой молчит…».
И вот возникает вопрос: «А вы с ним разговариваете?».
До сих пор многие считают, что не зачем говорить с ребенком, пока он ничего не понимает. А между тем, совершенно не достаточно оснований так думать. Если ребенок и не знает точного смысла обращенных к нему слов, он воспринимает их общий смысл благодаря интонации, мимике, тону голоса. Даже когда малыш не осознает всего, с ним, тем не менее, нужно говорить – как раз для того, чтобы он постепенно обучился понимать речь.
Способность воспринимать язык для людей является врожденной способностью. У ребенка не возникнут проблем с освоением речи, если с раннего детства он будет слышать обращенные к нему слова – соответствующие ситуации, наполненные смыслом, разнообразные по интонации. Если ребенок с раннего возраста не будет участвовать в процессе вербальной коммуникации, его врожденные способности к речи не получат должного развития.
Говорить с ребенком необходимо обо всем, что окружает его, что может видеть и делать он сам. Причем важно говорить правильным, однако, не научным языком. Следует рассказывать и объяснять все, что вы делаете вместе. Все, что только можно вы проговариваете, называя все действия и для чего нужны те, или иные предметы. Очень помогают сказки и песенки. Важно не просто читать сказку, как некий текст, необходимо вкладывать в сказку эмоции, ведь маленький ребенок ищет объект для подражания и родители — самые главные образцы.
Разговаривая с ребенком, вы побуждаете его тоже говорить с вами. Любое ваше слово — это новый кирпичик в его голове, это расширение его словарного запаса.
Говорить с ребенком необходимо и в его основной деятельности — в игре. Только играя можно побудить ребенка к диалогу с вами и запомнить много новых слов. Как попросить, как правильно дать и выучить признаки предметов.
Играйте с ребенком, но не молча. Запомните, важна не просто речь, обращенная в пространство, а та речевая среда, которую вы можете создать.
Интересно ещё и то, что ребенок впоследствии начнет говорить вашими словами, поэтому не забывайте о том, что и как говорите вы сами.
Не менее важный процесс в развитии речи ребенка, это фонематический слух. От того, насколько сформирован данный навык, зависит то, как правильно ваш ребенок будет произносить звуки в речи. Все это формируется не сразу, но важно привлекать внимание ребенка к тому, что он слышит. Начните с неречевых звуков (звуки воды, машин, дождя, голоса животных и прочее). Все это способствует развитию нужного нам фонематического слуха. Затем, обращайте внимание на те слова (особенно длинные), которые ребенок произносит с ошибками.
Итак, подведем итоги.
Для того чтобы темпы речевого развития ребенка раннего возраста соответствовали норме, важно соблюдать ряд правил:
- Разговаривайте с малышом. Произносите правильно слова, не коверкая их, и не торопитесь.
- Читайте доступные для понимания в данном возрасте стихотворения, сказки и рассказы эмоционально, четко проговаривайте слова, не спешите скорее закончить.
- Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
- Рассматривая картинки в книжках, в подробностях описывайте все объекты, которые на них изображены.
- Смотрите мультики вместе. А затем расспросите малыша о том, что он увидел, объясните непонятные моменты.
- Побуждайте ребенка к общению со своими сверстниками, а также со старшими детьми, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
- Играйте с ребенком. Действия с игрушками сопровождайте характерными звуками и фразами, например, споем песенку кукле — «а-а-а», поезд едет «чух-чух, ту-ту» и т.д.
- Создавайте «проблемные ситуации». Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
- Исправляйте ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
- Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук: играйте в «Ладушки» или «Театр теней». Это не только интересно, но и полезно.
Описанные приемы помогут не только более интересно и увлекательно проводить совместное время с ребенком, но и принесут ощутимую пользу в развитии речевых и интеллектуальных способностей малыша.
Любите своих детей, играйте, говорите с ними, и результаты не заставят вас ждать!
Родители отлично понимают, как важно для ребенка речевое развитие, поэтому всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но к сожалению не все взрослые правильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, позволяющие устранить проблемы.
На вопросы отвечает Логопед-дефектолог, дефектолог-олигофренопедагог, специалист высшей квалификационной категории клиники Наш врач – Лазарева Ирина Дмитриевна.
Всё чаще приходится встречать родителей, слишком оптимистично оценивающих ситуацию и упускающих драгоценное время.
Хочу привести Вам несколько мифов о речевом развитии.
Миф 1. Пойдёт в детский сад – заговорит.
Некоторые родители уповают на детский сад: дескать, в коллективе кроха быстрее освоит родной язык. Какая-то доля правды в этом есть — оказавшись среди более говорливых сверстников, малыши учатся у них. Но следует учесть, что игры у детей в раннем возрасте в основном предметные, т.е. дети манипулируют игрушками, играют в сенсорные игры (мозаика, кубики, игры-вкладыши, пирамидки) и подвижные игры, которые не предполагают речевого общения между малышами. Соответственно разговаривать детям со сверстниками пока не о чем, тем более, если собеседник молчит. В дальнейшем сверстники таких молчунов перестают брать в совместные игры. А логопед в детском саду занимается с детьми старшего дошкольного возраста. Поэтому, советуем при подготовке ребёнка к саду, позаботиться и о том, чтобы он смог попросить у взрослого о помощи и смог озвучить свои желания и нежелания тоже.
Миф 2. До школы всё равно заговорит, в школе все разговаривают.
Так рассуждают родители, которые никогда не были в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
За речь отвечают определённые отделы коры головного мозга. Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории вторичных и третичных зон коры отмечается в возрасте 2-3 лет, наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7 годам. То есть сенситивный период развития (период активного развития) речи ребёнка от 0 до 6 лет жизни. Из них более активное, лавинообразное развитие речи происходит в возрасте 2-3 лет. Поэтому, чем дольше вы ждёте, когда заговорит ваш ребёнок, тем дольше продлится коррекционный период.
Так же есть вероятность, что ребёнок не сможет осуществлять полноценную коммуникацию с окружающими никогда.
Миф 3. Мой ребёнок пошел в папу, он тоже долго не разговаривал.
По наследству может передаться темперамент или какие-то особенности нервной системы. Речь – это высшая психическая функция, которая по наследству не передаётся. Речь – это вершина развития ребёнка, результат слаженной работы нескольких отделов коры головного мозга. И если Вы видите, что речь малыша не соответствует возрастным нормам, значит нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Возможно, ребёнок не говорит, потому что не понимает вас, то есть нарушено понимание речи при сохранном физическом слухе. В этом случае вам следует обратиться в первую очередь к сурдологу, чтобы проверить физический слух, а если слух в норме, к логопеду.
Миф 4. Мальчики всегда начинают разговаривать позже, чем девочки.
Всё верно, сроки развитие мальчиков и девочек немного отличается, но отличаются они в этом возрасте на недели, а не на месяцы и годы. Этот миф сформировалось из-за того, что дети с речевыми нарушениями примерно в 80% случаев мальчики. Но такая статистика связана не с темпами развития, а скорей с особенностями развития головного мозга.
Миф 5. Он просто ленится разговаривать.
Умение коммуницировать со взрослыми очень облегчает жизнь ребёнку, поэтому это не тот навык, овладев которым ребёнок будет лениться. Ведь ребёнок не ленится ползать, ходить, бегать, хотя этот навык требует более сильного физического напряжения.
Миф 6. У ребёнка «уздечка» короткая, а подрезать, сказали ещё рано.
Короткая подъязычная связка несомненно влияет на речь, но лишь только на её звуковую сторону, т.е. на чистое звукопроизношение. Так же короткая подъязычная связка влияет на полноценное жевание и формирование правильного зубного ряда.
Но! На умение говорить в целом, то есть на возможность произносить слова, словарный запас и связную речь, она не влияет ни как. Обратитесь к специалисту для того, что б он помог определить настоящую причину молчания малыша.
Миф 7. Нам сказали, нужно обращаться к логопеду после 5 лет, раньше бесполезно.
Согласна, если у трёхлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. У каждого звука, в соответствии с онтогенезом, есть свои сроки становления, и к 3 годам органы артикуляции могут быть не готовы к произнесению того или иного звука. Но в случае проблем с нарушением речи или отсутствия её – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием малыша и обратиться к специалисту, если крохе 1.5-2 года.
Миф 8. Если развивать пальчики, появится речь сама.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Мелкую моторику обязательно развивать нужно и полезно, это пригодится в школе для красивого письма, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф 9. Достаточно пройти лечение у невролога, и речь появится без логопедических занятий.
Конечно, если ваш малыш молчит, то на это есть причины. Хорошо если они социального характера (недостаток общения, билингвизм в семье, гаджеты и т.д), но если это биологические причины, то без медикаментозной помощи не обойтись. А эффективность результатов в формировании речи возможна только в совместной работе медицинского и педагогического звена: врачей, психологов, дефектологов, логопедов.
Уважаемые родители, помните задержка речи всегда имеет причину, которую должны определить профессионалы, чтобы предложить Вам и ребенку необходимую помощь.
В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач специалисты имеют большой опыт работы с детьми по нарушениям речи.