Развитие речи у малышей является важным этапом их роста и развития. В этом возрасте дети активно осваивают язык и учатся выражать свои мысли и чувства словами. Ваша поддержка и стимуляция могут значительно способствовать развитию речи у вашего ребенка. Вот несколько полезных советов и игр, которые помогут вам в этом процессе:

1.Беседуйте с ребенком: Установите регулярную коммуникацию с вашим малышом. Проводите время, разговаривая с ним, описывая то, что видите вокруг, и отвечая на его вопросы. Это поможет развить его словарный запас и понимание речи.

2.Читайте книги: Чтение детских книг является отличным способом развить речь у малыша. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями, повторяйте слова и звуки, задавайте вопросы и позвольте ребенку участвовать в чтении.

3.Песни и стишки: Пение песенок и рифмовок помогает малышам развивать ритм, интонацию и артикуляцию. Попробуйте петь различные детские песни и повторять стишки вместе с вашим ребенком.

4.Играйте в игры со словами: Игры со словами способствуют развитию речи и лексикона. Называйте предметы вокруг вас, играйте в «Угадай слово» или создавайте истории вместе с ребенком, используя разные слова.

5.Развивайте моторику рта: Дайте ребенку возможность тренировать моторику рта, что положительно сказывается на развитии речи. Предлагайте ему разные продукты для жевания, поощряйте использование соломинки для питья, играйте с пузырями.

6.Создавайте речевую среду: Обеспечьте ребенку многоязычную среду, в которой он будет слышать и учить новые слова. Разговаривайте с ребенком на разные темы.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка есть признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы. Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого. К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога. Чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Речь ребенка развивается постепенно, при этом некоторые родители предпочитают оставить все, как есть, т.е. они полагают, что ребенок заговорит тогда, когда «придет время». Другие же родители хотят, чтобы ребенок начал разговаривать как можно раньше, поэтому они предпринимают различные попытки по формированию связной речи у ребенка.

При этом сложно выделить какой-то определенный период, на протяжении которого можно усиленно заниматься развитием детской речи и это обязательно должно принести свои плоды. Важно понимать, что это достаточно длительный процесс и у каждого ребенка он занимается определенный промежуток времени.

Одно можно сказать точно – помогать в развитии связной речи нужно как можно раньше. Делать это можно буквально с первых дней жизни, читая с ребенком сказки, вслух произнося названия предметов, которые вы берете в руки и т.д. Постепенно ребенок запоминает их и пытается повторить знакомые ему слова, расширяя тем самым свой словарный запас. Это начальный этап формирования связной речи, который очень важен, поэтому не нужно думать, что заниматься с ребенком нужно только с 1,5-2 лет.

Основные факторы, которые влияют на развитие речи

Существует ряд факторов, которые в той или иной степени влияют на развитие речи ребенка.

1) Анатомические особенности – это строение и функционирование органов речевого аппарата, а также правильное дыхание.

После рождения ребенка он обязательно должен быть осмотрен неонатологом и педиатром, а в течение первого года – еще и неврологом, стоматологом и другими специалистами. Это ранняя диагностика, направленная на выявление врожденных патологий, а также определение возможных факторов, которые могут привести к развитию заболеваний.

На этом этапе устранить возможные дефекты, вроде короткой уздечки языка, намного проще, при этом ребенок не теряет важное время и может развиваться комплексно, согласно нормам.

2) Связь мелкой моторики и речевых центров головного мозга. Эта связь научно доказана, поэтому через тактильные ощущения и занятия мелкой моторикой, вы активируете речевые центры.

В логопедической практике используются различные упражнения, пальчиковые игры и гимнастика, которые положительно влияют на мелкую моторику. В частности, хорошо помогает игра с мелкими предметами, крупами, бусинами, которые нужно нанизывать на нитку, складывать в мешочек и т.д.

3) Эмоциональная составляющая – здесь мы, в первую очередь, имеем в виду связь ребенка с его родителями.

Но дополнительным плюсом будет, если круг родственников ребенка будет значительно шире: бабушка и дедушка, братья, сестры и т.д. Чем больше будет людей вокруг него, тем активнее он будет пытаться вступать в диалог (подмигивать, агукать, пытаться что-то сказать).

4) Социальный компонент. Первое средство коммуникации ребенка и его родителей – это крик, т.е. с его помощью он выражает свои эмоции и желания, демонстрирует, что ему холодно, что ему что-то нужно и т.д. Затем, когда он видит лица знакомых ему людей, то он начинает улыбаться, всячески обращать на себя внимание. Поэтому родителям важно поддерживать такую эмоциональность, выражать свою радость, восхищение и т.д.

При этом важно отметить, что если у одного из родителей есть какие-то речевые дефекты, то это может передаться их ребенку. В частности, если кто-то из них заикается или картавит, то ребенок может начать копировать такое поведение, подражая маме или папе.

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Сроки развития речи у детей по годам и месяцам списком

Основные вехи в развитии нормальной речи приведены ниже. Зная эти вехи, можно сравнить речь ребенка с речью, которая должна быть в его возрасте.

Если ребенок не может пролепетать какой-либо звук или не подражает ему к 7-месячному возрасту, то следует заподозрить нарушение слуха или речи. Грудные дети с частичной потерей слуха могут вздрагивать при громких звуках или поворачивают голову в ту сторону, откуда они доносятся, и могут даже реагировать на голос своих родителей.

Но у них может быть затруднена имитация речи. Нарушение слуха у ребенка можно выявить при скрининговом исследовании. В дальнейшем в своевременном выявлении нарушений речи значительная роль принадлежит родителям. Если у них возникает подозрение, они должны показать ребенка оториноларингологу или детскому аудиологу.

0-2 мес. Стадия фонации. Ребенок издает удобные звуки (вокализирует), гулит.

2-3 мес. Стадия гуления. Ребенок издает звуки, напоминающие гласные и согласные, образующиеся в задней части ротовой полости.

4-6 мес. Стадия экспансии. Ребенок издает различные звуки включая губную трель, визг, ворчание, шепот, произносит отдельные слоги.

7-10 мес. Стадия канонической вокализации. Ребенок произносит «бабаба», «дадада», «мамама» и другие повторяющиеся слоги. Интонационно-окрашенные вокализации. Реагирует на имя, на человеческие голоса поворотом головы и глаз, а также на доброжелательный и сердитый тон.

18 мес. Словарный запас насчитывает примерно 5-20 слов (в основном существительных). Повторяет слова или фразы, произнесенные другими (эхолалия). Речь во многом невнятна, эмоционально окрашена, понятна на 25%. Ребенок выполняет простые команды.

2 года. Ребенок может назвать несколько предметов из окружающей обстановки, использует по крайней мере два предлога (обычно «на», «в»), предложение в среднем состоит из 1-2 слов, обычно глагола в связке с существительным. Словарный запас насчитывает примерно 150-300 слов. Речь ребенка понятна на 50-75%, он использует местоимения «я» «мне», хотя часто путает их. Пытается произносить «мой». Выполняет команды, такие как «Покажи мне глаза (нос, рот, волосы)».

3 года. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне», некоторые существительные во множественном числе, использует прошедшее время. Знает три предлога (обычно «в», «на», «под»). Знает основные части тела и показывает их или даже называет. Легко справляется с предложениями из 2-3 слов. Словарный запас насчитывает примерно 900-1000 слов. Речь понятна на 75-100%. В речи начинают превалировать глаголы.
Понимает большинство простых вопросов, касающихся окружающей обстановки и различных действий. Пытается поделиться опытом, объяснить свои ощущения. Понимает вопросы типа «Что ты делаешь, когда тебе хочется спать? когда ты голоден? когда тебе холодно? когда у тебя жажда?». В этом возрасте дети могут назвать свой пол, имя, возраст. Они могут ответить не на все вопросы, хотя и понимают их.

4 года. Знают названия некоторых домашних животных, используют в речи не менее четырех предлогов, понимают, что им делать, когда получают команды. Называют знакомые предметы, изображенные в иллюстрированных книгах и журналах. Знают один или два цвета. Могут повторить четыре цифры, если их назвать медленно, или слова из четырех слогов. Понимает значение «над» и «под». Хорошо умеют произносить большинство гласных, дифтонгов и согласных «п», «б», «м», «в» и «н».
Фантазируют. Играя, часто вербализируют. Понимают видимую разницу между предметами, например значение «длиннее», «короче». Быстро находят предмет, если его нет в поле зрения. Часто повторяют слова, фразы, слоги, и даже звуки.

5 лет. Могут спонтанно использовать многие слова — как прилагательные, так и глаголы. Знают часто используемые антонимические пары слов «маленький-большой», «длинный-короткий», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий». Имеют понятие о числе четыре или более, умеют считать до десяти. Речь полностью понятна, несмотря на трудности артикуляции. Произносят все гласные и согласные: «м», «п», «б», «х», «в», «к», «г», «т», «д», «н», «у», «я» (ясный).
Могут повторить предложение, в которое входит до 9 слов. Знают назначение многих предметов (шапки, туфель, стула). Могут выполнить последовательно три команды. Знают свой возраст. Имеют простое представление о времени: утро, полдень, ночь, день, позже, после, пока, завтра, вчера, сегодня. Составляют довольно длительные, обычно грамматически корректные, предложения, в том числе сложные.

6 лет. Помимо названных выше согласных дети владеют также звуками «ф», «в», «ш», «ж», «з». Речь полностью понятна и общественно полезна. Могут составить довольно связный рассказ по картинке, улавливая связь между предметами и событиями.

7 лет. Умеют произносить «с» и «з», «р», глухое «т», «ч», мягкое «г». Могут легко называть пары противоположных понятий: девочка-мальчик, мужчина-женщина, острый-тупой, короткий-длинный, сладкий-кислый и т.д. Понимают такие слова, как «подобный», «разный», «начало», «конец» и т.д. Могут называть время «четверть» или «без четверти». Могут читать простые тексты, писать или печатать многие слова.

8 лет. Могут давать вполне связные объяснения событиям, многие из которых произошли в прошлом. Легко составляют сложные предложения, делая при этом немного грамматических ошибок во временах, местоимениях, числе. Дети умеют произносить все звуки речи включая смешанные согласные, употребляют элементы речевого этикета, соответствующие обстоятельствам, довольно хорошо контролируют скорость и громкость речи, могут вести разговор на достаточно взрослом уровне. Выполняют довольно сложные инструкции и имеют довольно развитое представление о времени и числах.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:

  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.